20.04.2024

МЯГКОЕ СЕРДЦЕ

Наши сердца могут пребывать в разных состояниях. Как часто мы задумываемся о том, в каком состоянии находится сегодня наше сердце? Знаем ли признаки, по которым можно определить степень его затверделости? Внимательны ли мы к своему сердцу настолько, насколько оно того требует?

Ведь мы знаем, что, согласно словам Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), если выйдет из строя этот маленький орган в теле, то все оно приходит в негодность. И не потому, что наступает физическая смерть, хотя она тоже приходит к нам вместе с болезнью сердца. А потому, что наступает духовная смерть, которая умерщвляет нас, даже если наше тело продолжает жить и функционировать. И это самое страшное — что можно быть мертвым, думая, что ты жив.

Живые мертвецы

«Когда дерево растет, оно нежное и гибкое, а когда оно сухо и жестко, оно умирает. Черствость и сила — спутники смерти. Гибкость и слабость выражают свежесть бытия» (Стругацкие).

Но если живость дерева можно оценить по внешним признакам, то насколько живо ваше сердце, можно оценить, только исследовав свой внутренний мир. Хотя и он имеет внешние проявления.

Например, имам Аль-Газали сказал: «Ищите ваше сердце в трех местах: когда читают Коран, когда говорят о смерти и во время молитвы; если же не найдете, то просите у Аллаха сердца». То есть живость собственного сердца мы можем определить тем, чувствуем ли мы его в эти три момента. Ведь все живое мы можем чувствовать. И живое источает тепло. Если живое перестало быть живым, оно каменеет от холода.

В Священном Коране говорится, что черствеющие сердца каменеют, что жесткие сердца бывают даже более жесткими, чем камни. Но затем сказано, что есть камни, которые могут источать влагу. Пока твое тело живое, есть надежда, что из твоего сердца сможет забить родник живой воды.

А знаете, какой родник смягчает сердце? Да, рыдания и потоки слез покаяния.

Живительная влага

«Ведь покаяние без слез — как туча без дождя» (шейх Саид-афанди аль-Чиркави).

Если сердце каменное, его смягчают слезы покаяния. Они прокладывают в нем дорожку, по которой в него сможет проникнуть свет истинной веры, искренности и любви к Создателю.

Но не надо думать, что любая влага смягчит ваше сердце. Слезы себялюбия нанесут ему только еще больший вред. Слезы себялюбия — это любые слезы, которые пролиты не ради Аллаха. Слезы, пролитые от любви ко Всевышнему и от осознания своей вины перед Ним, — это очень сильная влага. Но со слезами более подробно разберемся в другой статье, поговорим там о них глубже.

Чтобы сердце не каменело, оставалось в состоянии постоянной готовности выделить необходимую ему влагу, оросить себя ею, необходимо постоянно заниматься духовной практикой. Причем это не только исполнение фардов — обязательного. Исполнение обязательного спасает нас от наказания. Но истинных высот мы достигаем, когда совершаем дополнительное. В хадисе кудси Всевышний Аллах сказал об этом так: «…самое любимое для Меня из того, посредством выполнения чего раб приближается ко Мне, — это то, что Я вменил ему в обязанность. И не перестанет раб Мой приближаться ко Мне, совершая добровольные (нафиля) дела, пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, которым он слышит, и стану его зрением, которым он видит, и стану его рукой, которой он поражает, и стану его ногой, которой он ходит. И если он попросит Меня, Я непременно дам ему, а если он попросит у Меня защиты, то Я обязательно защищу его» (передается у аль-Бухари).

Наилучшим способом сохранения мягкости сердца является, как уже было сказано, просьба о прощении Всевышнего, поминание Его, чтение салаватов Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), размышление о величии и сифатах Творца, а также изучение Его религии, чтение религиозной литературы и т. п.

Сердце, которое постоянно орошается, не черствеет. А слезы приходят к знающему, помнящему и поминающему. Зикр — это то, что снимает с сердца шелуху очерствения. Ежедневный и многократный зикр защищает сердце от того, чтобы на нем возникала эта шелуха.

В иссушенной земле
Ростки не выйдут из семян.
И если иней полонит цветок,
Плодов не будет.

Из назму шейха Саида-афанди аль-Чиркави

Забота впереди идущего

Бывает, человек и сам не замечает, как сердце его становится жестким. Чаще всего именно так и происходит. Потому что, черствея, оно перестает чувствовать, болеть, тревожить, и на человека ниспускается ложное ощущение покоя, которое на самом деле он принимает за умиротворенность. Сначала с чуть черствым сердцем жить очень комфортно, а потом уже все равно: мертвое не беспокоит. Поэтому необходимо, чтобы о твоем сердце беспокоился не только ты.

Шайтан хитер и изыскан в своих методах. Его коварные методы воздействия на наше сердце оттачивались веками. Однако у наставников, которым также веками передаются знания о наших сердцах, есть более совершенные методы защиты нас от происков нашего врага.

О грехах, приводящих наше сердце к очерствению, сказаны на самом деле страшные вещи. Лицемерие — самый незаметный. Человек может быть лицемером, не зная, что стал им. Высокомерие весом с пылинку закрывает нам ворота в рай. Пылинка разве заметна нашему неопытному взгляду? Если пылинка высокомерия закрывает нам ворота в рай, то какое его количество накладывает на наши сердца оковы черствости?

Сможем ли мы сами понять, что наше сердце уже потеряло свою мягкость? Хватит ли у нас опыта и мудрости, чтобы вовремя призвать себя самих к покаянию? Ведь наш нафс не любит, когда мы себя обличаем. Если это только не благовоспитанный нафс, но его укрощение — сложная наука. И как только мы начинаем думать о нем хорошо, вся проделанная над ним работа тут же вся идет насмарку.

Если нам кажется, что мы можем самостоятельно позаботиться о состоянии своего сердца, значит, шайтану уже удалось обмануть нас. Нам нужен наставник, обладающий необходимыми навыками, который поведет наше сердце по дороге, где все ярче и ярче сияет свет истинной веры.

Мягкое сердце — лучшая проповедь

Если вы хотите найти самый правильный путь, ищите людей с мягким сердцем. Мягкое сердце — самый верный признак духовного здоровья.

Подумайте сейчас о людях, чья духовность вызывает ваше восхищение. Разве не обладают они душевной мягкостью? Говоря «мягкое сердце», я не имею в виду безвольное, слабое, инертное. Нет! Речь о сердце, которое обладает сильной любовью к Создателю, но при этом достаточно мягкое, способное плакать от этой любви.

Я знаю людей настолько прекрасных, что их глаза увлажняются не только при чтении Корана или упоминании о дне Отчета. Они плачут, когда слышат, что некто совершил великодушный поступок ради религии Аллаха. Плачут, когда цитируют хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), плачут, приводя истории из жизни сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Однажды мы собрались близким кругом, чтобы поговорить о Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение). Мы рассказывали истории из его жизни, и, когда дошла очередь до меня, я сказала лучшей из нас: «Самая моя любимая история о Пророке (мир ему и благословение) — это та, которую ты мне рассказывала со слезами на глазах». Дошла очередь до другой девушки, и она сказала, обращаясь к той же: «И моя любимая история о нем та, которую ты мне рассказывала со слезами на глазах». Тогда я поняла очень четко, ясно и навсегда, что лучшая проповедь — плачущее, мягкое сердце.

Хадисы, которые рассказала нам обеим эта женщина, были известными и услышанными нами не раз, но именно ее слезы, ее сердце помогли нам извлечь из примеров о любимце Аллаха (мир ему и благословение) максимальную пользу. Такие сердца освещают путь и ведут за собой даже в самой ужасающей тьме.

Автор: Лейла Наталья Бахадори
Источник: musulmanka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *