ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Мир Мусульманки, Читальный зал > СЕСТРАМ — МУСУЛЬМАНКАМ

СЕСТРАМ — МУСУЛЬМАНКАМ

ПОЧЕМУ ДЕТЕЙ НЕЛЬЗЯ СТЫДИТЬ ?

16 разрушающих последствий стыда

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Многие родители уверены, что один из эффективных методов воспитания ребенка – стыдить его. Стыдить ребенка значит упрекать его в несовершенстве, порочности, неполноценности. Не удивительно, что дети под градом таких замечаний растут с чувством собственного ничтожества. Как это чувство проявляется в поведении?

• Они становятся замкнутыми, неуверенными, боятся раскрыться, довериться.
• Они страдают чувством неполноценности, застенчивостью, часто смущаются.
• Иногда они компенсируют внутренне чувство стыда высокомерием и хвастовством.
• Они болезненно реагируют даже на конструктивную критику. Потому что для них это не просто недочет или ошибка, а еще одно доказательство их никчемности.
• Они презирают в других те качества, чувства или поступки, за которые стыдили их самих.
• Они стыдят других.
• Они страдают чувство одиночества, даже если их любят и заботятся.
• Им нелегко поверить в искреннее и доброжелательное отношение со стороны других.
• Они часто стремятся к совершенству, как к доказательству их «права на жизнь». Они делают либо идеально, либо никак (по крайней мере, стараются)
• Им не чужды состояния депрессии
• Они склонны к обману, себя и других
• Для них дружба – это прежде всего служба чужим интересам и потребностям
• Для них характерны вредные привычки (переедание, азартные игры, шопоголизм, трудоголизм). Все это попытки «затмить» чувство стыда.
• В отношениях они пытаются получить от партнера ту безусловную любовь, которую в детстве недополучили от родителей
• Их привлекают люди с теми чертами, которые есть в них самих, но которых их заставили стыдиться
• Они не позволяют себе спонтанность, естественность, свободу.

Это неполный список последствий, с которыми вырастают дети, которых стыдили. Стыд может привиться не только тогда, когда родитель сравнивает ребенка с другими, отмечая преимущества других детей. Есть множество других ситуаций, когда ребенок может начать сомневаться в себе и как следствие стыдиться самого себя. Например, когда родители вместо того, чтобы осудить поступок ребенка, осуждают его самого. «Ты – плохой мальчик» вместо «Ты поступил нехорошо. Подумай как можно исправить случившееся / как не повторить ошибки / как сделать по-другому и т.д.». В основе такого подхода лежит вера в «хорошесть» ребенка. А замечанию при этом подвергается именно поступок, а не личность совершившего.

Ребенок стыдится, если родители его сверхконтролируют, нарушают его границы чрезмерным любопытством, слежкой, проверками. Забота о ребенке предполагает и то, что у него должна быть доля свободы: свободного времени, личного пространства, своих детских секретов. Если он терпит вторжения родителя, это формирует в нем мысль, что раз его так контролируют, значит, он не заслуживает доверия, и значит, он плохой человек.

Когда родители игнорируют важные для ребенка вещи: события, достижения, его мнение, интересы. Если родитель отвечает равнодушием или отвержением на предложения, идеи, старания ребенка, у него формируется убеждение в собственной незначительности.

Если ребенок вынужден скрывать что-либо от родителей, боясь их гнева или огорчения, например, свои чувства, ошибки, проблемы, те или иные черты и т.д. Они не исчезают, но он прячет их глубоко в душе, где они впоследствии станут источником его стыда.

В одном из хадисов сказано, что лучшее, что может дать ребенку родитель – хорошее воспитание. Очевидно, хорошее воспитание не включает в себя использование стыда как рычага воспитания. Есть множество других безболезненных способов взаимодействия с ребенком. Например, объяснять ему как его поступки могут причинить вред ему или другим, рассказывать про последствия его поступков, заключать с ним договоры. Так можно не только сохранить хрупкую самооценку ребенка в целостности, но можно и научить его конструктивным способам взаимодействия. А именно – сотрудничеству, кооперации, товариществу. Ведь благой нрав не может формироваться на фундаменте веры в собственное ничтожество. Надежная основа благонравия – в чувстве собственного достоинства и самопринятии. Равно как и принятии других.

Автор: Ася Гагиева
Источник: islam-today.ru


This post has been viewed 269 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Мир Мусульманки, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru