19.04.2024

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ЛЮБВИ»
(часть 2)

Эрих Фромм в своей книге «Искусство любить» делили любовь на симбиотическое слияние и на зрелую любовь.
Симбиотическая любовь подобна паразитизму. Человек, лишившись (или вовсе не имевший целостности структуры собственной личности) осознания собственной индивидуальности и  неповторимости, пытается решить внутриличностные  проблемы за счет любви партнера. Симбиотическое слияние включает в себя активную (садизм) и пассивную (мазохизм) формы. Это союз, в котором ни одна из сторон не является свободной и целостной.
Зрелая любовь — это союз «при условии сохранения целостности, индивидуальности человека. В такой любви осуществляется парадокс, когда двое становятся одним и все же остаются двумя». Зрелая любовь — союз свободных, психологически зрелых и здоровых людей.
Хотелось бы также привести классификацию Маслоу, согласно которой два типа любви согласуются с двумя типами мотиваций: «восполнение дефицита» и «роста».
Дефицитарная любовь — это эгоистическая любовь. Для нее характерно собственническое отношение к другому, зависимость, сильная привязанность, нужда в другом, которая (как и все мирское имеет конец и)  может быть удовлетворена.
Любовь к бытию другого человека — любовь человека, умеющего любить себя. Ведь не имея полноценную любовь к себе, самоприятие, невозможно дать это и другому. Это бескорыстное отношение, характеризующееся большей независимостью, автономностью, меньшей ревнивостью, меньшей тревожностью, стремлением помогать партнеру расти и расти самому.

Всякая любовь, относящаяся к первым видам любви, обречена на конец. Она будет продолжаться вплоть до удовлетворения потребности, диктующей такое эгоистичное отношение к другому человеку. Это вид, порождающий формы «псевдолюбви» (как было описано Фроммом), неудачная попытка полюбить себя за счет избранного партнера. «Я люблю тебя не за то, кто ты есть, а за то, кто я, когда я рядом с тобой» (из произведения Г. Г. Маркеса).

Любовь, относящая ко второму виду, — «как весна без конца и без края». Это вечная любовь, чашу которой не удастся никогда заполнить.
Примером ее может служить любовь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаhа) . Однажды Аиша (да будет доволен ею Аллаh) спросила у него  , любит ли он   ее, на что Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа)  ответил:
«Сильно и крепко. Как узелок веревки».

Так как мы исследуем психологические критерии истинной любви (а не псевдолюбви, каковой, например, является симбиотическое слияние), то считаем целесообразным провести их описание на почве зрелой любви.

2.1    Постоянство

Ценят преданность, любовь,
устремление и, главное, постоянство,
ибо чего стоят все эти качества,
если постоянство отсутствует.
«Грани Агни-Йоги»
Любовь как чувство, не может длиться долго. Оно возникает как огонек в душе человека и может определенное время «гореть»  без дополнительной поддержки. Однако согласно исследованиям ученых, нерв, находящийся в головном мозге человека и, якобы, «отвечающий за состояние влюбленности» (ФСН), может находиться в активном состоянии только в течение года.
Действительно, первоначальное состояние любви не длится долго, со временем часто отношения остывают, пропадают отдельные элементы, составляющие вкупе чувство любви (видение положительных сторон партнера, страсть, стремление понимать друг друга и т.п.).
Постоянство есть тот секрет вечной молодости любви, позволяющий сохранить любовь до конца дней. Любовь — это искусство наших душ, которые мы можем изменять и формировать согласно предоставленной нам воле. Выработать постоянство чувства любви — часть данного сердечного ремесла.
Однажды к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаhа)  пришла женщина, и они долго беседовали. Когда она ушла, Аиша (да будет доволен ею Аллаh) спросила о ней. Посланник Аллаhа  (мир ему и благословение Аллаhа) ответил, что она была близкой знакомой их семьи еще при Хадидже (да будет доволен ею Аллаh). И добавил, что постоянство чувств и преданность — от веры.
То есть на своем примере Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаhа)  дал нам прекрасный образец преданности и сохранения чувства любви к человеку даже после его смерти (после смерти Хадиджи (да будет доволен ею Аллаh) он   сохранил хорошие взаимоотношения с родными и друзьями своей жены).
Постоянство чувств означает поддержание хорошего отношения к любимому человеку, прощение его ошибок,  осознание его каждый раз, при каждом контакте как уникального творения Всевышнего.
Многим любовь представляется делом одного момента: полюбил — и на всю жизнь. Однако, любовь как и многие другие явления (духовные и материальные), нуждается в постоянном обновлении, поддержании. Здесь и проявляется искусство любить. «Обновляется» любовь, как было сказано выше, за счет постоянного прощения проступков человека (потому что накопившись, они могут вылиться в скандал или ссору, поводом для которых обычно становится какой-нибудь пустяк).

Но ведь ругаются люди не из-за этого пустяка, а из-за накопившихся друг на друга мелких обид, неприятных мыслей друг о друге, которые не были вовремя прощены, а, значит, забыты.
Постоянство любви также сохраняется путем принятия. Не всегда тот образ любимого человека, который запечатлелся у нас впервые, сохраняется на долгие годы. Со временем, сокращая дистанцию, мы узнаем больше. При чем это может быть как приятным сюрпризом, так и очень неприятным. Когда выясняются огорчающие нас детали, благоразумней  не спешить с выводами о том, что «ты ошибся в человеке», «тебя обманули», «ты разочарован» и т.д., а постараться вновь скорректировать образ любимого человека в соответствии с реальностью и снова закрасить  его в сознании любовью. Принимая человека целиком, таким, какой он есть, мы укорачиваем путь к исправлению его недостатков (если таковые имеются) и приобретаем в отношениях ощущение союза двух душ,  а не перестрелку двух столкнувшихся сердец.
В книге «Грани Агни-Йоги» находим такие слова:
«Лучший способ для утверждения постоянства — ритм, который является и служит как бы формою уявления постоянства. Постоянство в природе выявляется в ритме. Ритм, однажды установленный, несет уже сам и продвигает. Действия аритмичные ненадежны и желаемых результатов не дают. Великая сила заключается в ритме. Хотя бы немного, но каждодневно, и цель достижимою станет».
Хотя бы немного, но каждодневно воспитывая и укрепляя в себе чувство любви, мы достигнем блаженства любви вечной.

 

2.2    Равенство

В книге «Искусство любить» Эрих Фромм относил равенство к критериям, на котором и строится любовь.
Так как чувство любви часто приобретает окраску состояния сознания, то можно заключить, что изменяя сознание, возможно влиять и на чувство, отношение к другому человеку.
Суть равенства здесь заключается в том, что партнер осознается как равный тебе человек: ни выше, ни ниже. Потому что если партнер воспринимается как более сильный, умный или привлекательный, это часто заставляет смотреть на него «снизу вверх», т.е. идеализировать, строить иллюзии, возлагать надежды на человека больше той меры, которую он может оправдать.
Если же смотреть на человека сверху вниз, это ограничивает партнера в его самовыражении, он чувствует себя опекаемым и строит поведении в соответствии с видением партнера. Морализаторство, опека, собственнические тенденции в отношениях, ревность — некоторые компоненты, являющиеся следствием такого взгляда, и оказывающие со временем разрушительное влияние на отношения.
В связи с этим можно провести параллель к трансактному анализу Э. Берна. Э. Берн описывал различные эго-состояния человека, от взаимодействия которых зависит характер взаимоотношений.
Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эгоостояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.
—   Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне — переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.
—   Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.
—   Эго-состояние Ребёнка (Ре) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.
      Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, — мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой — мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, — мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.

Согласно одному из наших критериев для устойчивости любви наиболее благоприятно взаимодействие равенства двух Взрослых. Когда же транзакция носит пересекающийся характер (взаимодействие Родителя с Ребенком или Взрослого с Родителем), наиболее вероятны конфликты и непонимание.
   Под равенством подразумевается не абсолютное уравнение двух индивидов и их прав, под равенством взаимоотношений следует понимать личностную ценность и уникальность партнера, присущие ему по закону и осознаваемые другим. Это позволяет оградить отношения от высокомерия, поучительства, упреков, желания полновластного обладания партнером, которые характерны для отношений, где данный критерий отсутствует.

Продолжение следует, инша Аллаh.
Автор:  Гагиева Ася

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *