19.04.2024

ОСМАНСКАЯ КАЛЛИГРАФИЯ НА СУХИХ ЛИСТЬЯХ

Изучение исламской каллиграфии «почти неисчерпаемо, учитывая различные типы арабского письма и распространение исламской культуры» на Аравийском полуострове, в Персии, Африке, на Ближнем Востоке и в Османской империи.

Так начинается книга «Каллиграфия и исламская культура» гарвардского профессора немецкого происхождения Аннемари Шиммель.

Первый каллиграфический шрифт, названный Хиджази, предположительно возник в районе Хиджаза, месте рождения самого Пророка Мухаммеда ﷺ. Другой шрифт, так называемый Куфи, развивался и процветал в Аббасидском Багдаде.

Несмотря на долгую и почтенную историю каллиграфии в исламском мире, есть веские основания утверждать, что Коран был «ниспослан в Мекке, прочитан в Египте и написан в Стамбуле». Османы усовершенствовали арабскую каллиграфию до высочайшей степени, перенеся это искусство в «золотой век».

 

Красивый, хотя и сложный угловатый шрифт Куфи в конечном итоге уступил место более скорописному, разборчивому и округленному шрифту Насх, тем самым отодвинув Куфи в область орнамента.

Произведенный от глагола “насаха” — копировать, этот шрифт стал чаще использоваться в административных документах и расшифровке книг. Знаменитый мастер каллиграфии Ибн Мукла (855-941) был стандартизировал систему письма в труде “Аль-хат аль-мансуб”, который давал рекомендации, позволяющие использовать буквы в любом заданном виде.

Таким образом, Ибн Мукла был известен кодификацией и стандартизацией шести основных письменностей в арабской каллиграфии, в которую входили: Насх, Сулут, Мухаккак, Тауки, Рика и Райхан. Эта система была далее развита мастером-каллиграфом Ибн аль-Баввабом (ум. в 1022 г.), прославившимся тем, что переписал первый полный текст Корана на бумагу.

Несмотря на долгую и почтенную историю каллиграфии в исламском мире, есть веские основания утверждать, что Коран был «ниспослан в Мекке, прочитан в Египте и написан в Стамбуле». Османы усовершенствовали арабскую каллиграфию до высочайшей степени, перенеся это искусство в «золотой век».

Османские каллиграфы переняли шесть стилей аббасидского каллиграфа Ибн Муклы и подняли их на новые вершины красоты и элегантности.

Один из пиков этой утонченности можно увидеть здесь, в этих тщательно сохранившихся мертвых листьях, покрытых золотой арабской вязью.

Само собой разумеется, что это конкретное применение сухих листьев в каллиграфии является «трудной и деликатной работой», — говорится в заметках на одном из таких листов в Музее азиатской цивилизации Сингапура: «Лист должен быть высушен, и мякоть деликатно удалена, чтобы оставить скелетную оболочку. Трафарет композиции помещается за листом и поверх него наносится золотая тушь с гуммиарабиком».

Искусство создания каллиграфии из высушенного листа наиболее широко распространилось в Османской Турции в 19 веке. В этот период османские каллиграфы были заинтересованы в создании композиций в форме фруктов, животных и неодушевленных предметов, таких как корабли и дома.
Фото: Bayt Al Fann — коллектив художников, «исследующих искусство, культуру и вдохновленных исламскими традициями»

Источник; islam-today.ru

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *