ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

СУЛТАН ВСЕХ МЕСЯЦЕВ

ДОСТОИНСТВА МЕСЯЦА РАМАДАН
 

Всевышний Аллах говорит:

شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنْزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ

 «Месяц Рамадан — (это месяц), в который был ниспослан Коран как руководство для людей, доводы истинного пути и помощь для отличения (истины от лжи)»[1].

Этот аят указывает на превосходство и господство этого месяца над другими.

К его достоинствам также относится то, что именно в этом месяце открываются врата Рая и закрываются врата Ада. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ، أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ: «إِذَا جَاءَ رَمَضَانُ فُتِّحَتْ أَبْوَابُ الْجَنَّةِ، وَغُلِّقَتْ أَبْوَابُ النَّارِ، وَصُفِّدَتِ الشَّيَاطِينُ»

 «Когда наступает Рамадан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, а на шайтанов накладываются оковы»[2]. В другой версии Муслима говорится: «…и шайтанов сковывают цепью».

От Ибн Масъуда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إِذَا كَانَ أَوَّلُ لَيْلَةٍ مِنْ شَهْرِ رَمَضَانَ فُتِحَتْ أَبْوَابُ الْجَنَّاتِ فَلَمْ يُغْلَقْ مِنْهَا بَابٌ وَاحِدٌ الشَّهْرَ كُلَّهُ، وغلقت أبواب النار فلم يفتح منها باب الشهر كله، وَغُلَّتْ عُتَاةُ الْجِنِّ، وَنَادَى مُنَادٍ مِنَ السَّمَاءِ كُلَّ لَيْلَةٍ إِلَى انْفِجَارِ الصُّبْحِ: يَا بَاغِيَ الْخَيْرِ تَمِّمْ وَأَبْشِرْ، وَيَا بَاغِيَ الشَّرِّ أَقْصِرْ وَأَبْصِرْ، هَلْ مِنْ مُسْتَغْفِرٍ يُغْفَرُ لَهُ؟ هَلْ مِنْ تَائِبٍ يَتُوبُ عَلَيْهِ؟ هَلْ مِنْ دَاعٍ نستجيب لَهُ؟ هل من سائل يعطى سؤاله، وَلِلَّهِ عِنْدَ كُلِّ فِطْرٍ مِنْ شَهْرِ رَمَضَانَ كُلَّ لَيْلَةٍ عُتَقَاءَ مِنَ النَّارِ سِتُّونَ أَلْفًا، فَإِذَا كَانَ يَوْمُ الْفِطْرِ أَعْتَقَ مِثْلَ مَا أَعْتَقَ فِي جَمِيعِ الشَّهْرِ ثَلَاثِينَ مَرَّةً، سِتِّينَ أَلْفًا سِتِّينَ أَلْفًا

 «Когда наступает первая ночь месяца Рамадан, открываются все врата Рая, и ни одна из них не закрывается в течение всего месяца, закрываются все врата Ада, и ни одна из них не открывается в течение месяца, заковываются зловредные джинны, и взывает глашатай с неба каждую ночь до рассвета: “О желающий блага, начинай (творить благое) и возрадуйся, о желающий зла, воздержись и одумайся!”

Есть ли, кто просит прощения, чтобы простить его? Есть ли раскаивающийся, чтобы принять его покаяние? Есть ли делающий дуа, чтобы ответить ему? Есть ли просящий, чтобы дать ему?

Каждую ночь при разговении в месяц Рамадан Аллах освобождает от огня Ада шестьдесят тысяч его обитателей. А когда наступает праздничный день разговения, Аллах освобождает от огня Ада в течение этого дня тридцать раз по шестьдесят тысяч обитателей Ада»[3].

Хафиз Аль-Мунзири сказал, что этот хадис можно использовать для подкрепления других хадисов.

У месяца Рамадан пять достоинств, которыми особо наделена община Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Имам Ахмад, Аль-Баззар и Аль-Байхаки передали от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

أعطيت أمتي خمس خصال في رمضان، لم تعطها أمة قبلهم: خلوف فم الصائم أطيب عند الله من ريح المسك، وتستغفر لهم الملائكة حتى يفطروا، ويزين الله عز وجل كل يوم جنته، ثم يقول: يوشك عبادي الصالحون أن يلقوا عنهم المئونة والأذى ويصيروا إليك، ويصفد فيه مردة الشياطين، فلا يخلصوا فيه إلى ما كانوا يخلصون إليه في غيره، ويغفر لهم في آخر ليلة » قيل: يا رسول الله، أهي ليلة القدر؟ قال: » لا، ولكن العامل إنما يوفى أجره إذا قضى عمله 

 «Моей общине в месяце Рамадан было даровано пять особенностей, которые не были дарованы другим общинам:

  1. запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем запах миска;
  2. ангелы просят для него прощения, пока он не отпустит пост;
  3. Аллах украшает каждый день Рай и говорит: “Скоро мои праведные рабы освободятся от бремени и вреда, и они придут к тебе”;
  4. в этот месяц заковываются в цепи шайтаны, и у них не будет в этом месяце той свободы, какая была в другие месяцы;
  5. в последнюю ночь постящимся будут прощены грехи.

У Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросили: “О Посланник Аллаха, это ночь предопределения?” Он сказал: “Нет, но совершающему благое воздастся сполна, когда закончатся его деяния”, то есть в последнюю ночь месяца Рамадан прощение будет ему даровано».

Также к достоинствам месяца Рамадан относится то, что передал Аль-Хаким от Ка’б ибн ‘Уджрата (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

احضروا المنبر، فحضرنا، فلما ارتقى درجة قال: آمين، فلما ارتقى الدرجة الثانية قال: آمين، فلما ارتقى الدرجة الثالثة قال: آمين، فلما نزل قلنا: يا رسول الله، لقد سمعنا منك اليوم شيئا ما كنا نسمعه؟ فقال: إنَّ جبريلَ عرضَ لي فقالَ بَعُدَ مَن أدركَ رمضانَ فلم يُغفَرْ لهُ قلتُ آمينَ فلمَّا رَقيتُ الثَّانيةَ قال بَعُدَ مَن ذُكِرتَ عندَهُ فلم يُصلِّ علَيكَ قلتُ آمينَ فلمَّا رَقيتُ الثَّالثةَ قال بَعُدَ مَن أدركَ أبَويهِ عندَ الكِبَرِ أو أحدُهُما فلم يُدخِلاهُ الجنَّةَ قلتُ : آمينَ

 “Подойдите к минбару”, мы подошли, затем он поднялся на ступень и произнёс: “Аминь”, затем на вторую ступень и сказал: “Аминь”, затем на третью и снова произнёс: “Аминь”.

А когда спустился, мы сказали: “О Посланник Аллаха, мы сегодня услышали от тебя то, чего не слышали ранее!”

Он ответил: “Ко мне явился ангел Джибриль (мир ему) и сказал: «Далёк тот, кто застал месяц Рамадан и кого не простили», и я ответил: «Аминь», то есть Аллах отдалил от себя того, кто достиг месяца Рамадан и проявил халатность в поклонении и в покаянии вплоть до завершения месяца, и ему не были прощены его грехи.

“Затем, когда я поднялся на вторую ступень, Джибриль сказал: «Далёк тот, возле кого упомянули меня и кто не прочитал на меня салават», и я сказал: «Аминь».

А когда я поднялся на третью ступень, он сказал: «Далёк тот, при котором оба его родителя (или один из них) достигли старости и не ввели его в Рай», то есть из-за его халатности в отношении прав своих родителей, и я сказал: «Аминь»”».

Также достоинством этого месяца является ночь предустановления, которая лучше тысячи месяцев.

 Всевышний Аллах говорит:

إِنَّا أَنْزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ (1) وَمَا أَدْرَاكَ مَا لَيْلَةُ الْقَدْرِ (2) لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِنْ أَلْفِ شَهْرٍ (3) تَنَزَّلُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ فِيهَا بِإِذْنِ رَبِّهِمْ مِنْ كُلِّ أَمْرٍ (4) سَلَامٌ هِيَ حَتَّى مَطْلَعِ الْفَجْرِ (5)

«Мы, поистине, низвели его (Коран) в ночь предустановления. Откуда ты мог знать, что такое ночь предустановления? Ночь предустановления лучше тысячи месяцев. Ангелы и Дух спускаются в эту ночь с разрешения их Господа (на землю) со всеми Его повелениями. Она благополучна до наступления рассвета»[4].

В этой суре указаны несколько достоинств ночи Лайлат уль-Кадр, которые мы по воле Аллаха перечислим.

Что касается её названия – Лайлатуль Кадр, то учёные сказали, что значение слова «Аль-Кадр» – это величие, почёт, достоинство. Её назвали так из-за её высокой степени и значимости, так же, как говорят: «У некоего человека такой-то уровень (кадр)», то есть почёт и достоинство. Или её назвали так из-за того, что тому, кто оживил её, эта ночь дарует великую степень достоинства перед Всевышним Аллахом. Или потому, что праведное дело, совершённое в эту ночь, достигает великой степени, и за него даруется награда от Всевышнего Аллаха. Потому праведное дело, совершённое в эту ночь, лучше, чем благодеяния, совершённые в течение тысячи месяцев. Все эти достоинства взаимосвязаны между собой.

Сказано, что слово «Аль-Кадр» имеет значение «определять», потому что это ночь, когда определяют точный размер срока жизни творений, их удел и все события мира. И всё это поручают ангелам для осуществления. Всевышний Аллах сказал:

حم وَالْكِتَابِ الْمُبِينِ إِنَّا أَنْزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُبَارَكَةٍ إِنَّا كُنَّا مُنْذِرِينَ فِيهَا يُفْرَقُ كُلُّ أَمْرٍ حَكِيمٍ 

 «Ха Мим (Аллах лучше знает смысл этого). Клянусь ясной Книгой (Кораном). Поистине, Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы (им) предостерегаем (людей). В эту ночь решаются все мудрые дела». То есть выявляется то, что хранится в основной книге (Уммуль-китаб), как это подтверждает Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах). Комментируя данный аят, он говорит: «В эту ночь из основной книги выписывают всё, что произойдёт в течение года: удел творений, смерть, рождение, дождь и даже то, кто совершит хадж».

 Что касается других достоинств этой ночи, то их несколько:

1. это ночь, когда был ниспослан Коран, в котором заключается наставление и указание для рабов на прямой и твёрдый путь, ведущий к счастью, к достоинству и почёту, к этике и благому нраву. В эту ночь Коран был ниспослан целиком в байтуль ‘изза на первом небе, а после постепенно ниспосылался нашему Господину Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в течение двадцати трёх лет;

2. «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев». Смысл этого аята, как утверждают праведные предшественники, в том, что праведные деяния и поклонение в эту ночь лучше, чем поклонение в течение тысячи месяцев, в которых не содержится эта ночь. И потому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал свою общину выстаивать её и говорил:

من قام ليلة القدر إيمانا واحتسابا، غفر له ما تقدم من ذنبه

 «Тому, кто выстаивал в поклонении ночь Лайлатуль Кадр, веруя и надеясь, простятся все его прежние грехи».[5]

Это щедрость и милость Аллаха, оказанная общине Мухаммада из-за почёта к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), так как Аллах даровал этой общине ночь в году, которая открывает возможность приобрести большую награду в поклонении. В эту ночь Его община получает столько блага, набожности, стойкости и света веры, сколько не получали прежние общины в течение тысячи месяцев, в которых нет этой ночи. И всё потому, что она лучше этих месяцев.

Аналогично этому и то, что передал имам Ахмад от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

رباط يوم في سبيل الله تعالى خير من ألف يوم فيما سواه من المنازل

 «Один день на страже на пути Аллаха лучше, чем тысячи дней поклонения в других местах»[6].

 Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)сказал:

مَنْ صَلَّى بَعْدَ الْمَغْرِبِ سِتَّ رَكَعَاتٍ لَمْ يَتَكَلَّمْ بَيْنَهُنَّ بِسُوءٍ، عُدِلْنَ لَهُ بِعِبَادَةِ ثِنْتَيْ عَشْرَةَ سَنَةً

 «Кто бы ни совершил шесть ракаатов после магриба, если он не будет разговаривать ни с кем между ними (этими двумя молитвами), то [награда за это] будет равна 12 годам поклонения»[7].

Другой подобный хадис передан имамом Ахмадом от Абдуллаха ибн Амра (да будет доволен им Аллах). Согласно ему, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَنْ غَسَّلَ وَاغْتَسَلَ، وَدَنَا وَابْتَكَرَ، فَاقْتَرَبَ وَاسْتَمَعَ ، كَانَ لَهُ بِكُلِّ خُطْوَةٍ يَخْطُوهَا أَجْرُ قِيَامِ سَنَةٍ وَصِيَامِهَا

 «Тому, кто совершил полное и малое купание, вышел раньше из дома, сел ближе (к имаму), внимательно слушал (проповедь), будет дана награда за каждый сделанный шаг, равная ночному поклонению и посту в течение целого года»[8].

От Авса бну Авс Ас-Сакафий (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَنْ غَسَّلَ وَاغْتَسَلَ يَوْمَ الْجُمُعَةِ، وَبَكَّرَ وَابْتَكَرَ، وَمَشَى، وَلَمْ يَرْكَبْ فَدَنَا مِنَ الْإِمَامِ، فَاسْتَمَعَ، وَلَمْ يَلْغُ، كَانَ لَهُ بِكُلِّ خُطْوَةٍ عَمَلُ سَنَةٍ أَجْرُ صِيَامِهَا وَقِيَامِهَا

 «Тому, кто совершил полное и малое купание в пятничный день, вышел раньше из дома, отправился пешком, не верхом, затем сел ближе к имаму, внимательно слушал (проповедь) и не отвлекался, будет дана награда за каждый сделанный шаг, равная награде за ночное поклонение и пост в течение целого года»[9];

3. «Ангелы и Дух спускаются в эту ночь с разрешения их Господа (на Землю) со всеми Его повелениями». Учёные разошлись во мнениях в отношении того, кто такой Дух, упомянутый в этом аяте. Но из других аятов очевидно, что это ангел Джибриль. Всевышний Аллах говорит:

نَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الْأَمِينُ عَلى قَلْبِكَ الشعراء

 «Верный дух снизошёл с ним с (Кораном) в твоё сердце».[10]

Также Он сказал:

قُلْ نَزَّلَهُ رُوحُ الْقُدُسِ مِنْ رَبِّكَ بِالْحَقِّ

 «Скажи: “Приносит его (Коран) Святой Дух От твоего Господа с истиной”».

Также Он сказал:

فَأَرْسَلْنَا إِلَيْهَا رُوحَنَا فَتَمَثَّلَ لَهَا بَشَرًا سَوِيًّا

 «А мы отправили к ней к (Марьям) духа Нашего, и он предстал перед ней в облике прекрасно сложённого человека»[11].

Во всех этих аятах, где упоминается Дух, подразумеваются ангел Джибриль (мир ему). В том аяте после ангелов выделили духа (Джибриля), возвеличивая его степень и указывая на важность его дела.

Всевышний описывает его в суре Ан-Наджм так:

ذِي قُوَّةٍ عِنْدَ ذِي الْعَرْشِ مَكِينٍ

 «Обладатель силы и высокого положения при Властелине Арша»[12].

 Ангелы и Дух (Джибриль) спускаются в ночь предустановления, приветствуя каждого мусульманина и мусульманку, помимо употребляющего вино, постоянствующего в грехах, враждующего с братом и предсказателя. Кто получил от нах салам, тому простятся грехи, как передал имам Ан-Навави от Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах).

И подтверждением того, что Дух – это Джибриль, является следующий хадис, который передал Аль-Байхаки от Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах):

إذا كانت ليلة القدر يأمر الله تعالى جبريل فيهبط في كبكبة من الملائكة فيسلمون على كل قائم وقاعد ومصل وذاكر ويصافحونهم ويؤمنون على دعائهم حتى يطلع الفجر ، فإذا طلع الفجر ينادي جبريــل عليه السلام: يا معشــر الملائكة الرحيل الرحيل .

فيقولون يا جبــريل فما صنع الله في حوائج المؤمنين من أمة محمد صلى الله عليه وسلم ؟

فيقول : نظر الله إليهم في هذه الليلة فعفا عنهم وغفر لهم إلا أربعة : مدمن خمر ، وعاق لوالديه ، وقاطع الرحم ، ومشاحن

 «Когда наступает Ночь предустановления, Всевышний Аллах даёт поручение ангелу Джибрилю, он спускается с группой ангелов. Они приветствуют каждого стоящего и сидящего, совершающего намаз и поминающего Аллаха, пожимают им руки и говорят “Амин” на их мольбы до самого рассвета, а после рассвета Джибриль (мир ему) взывает: “О ангелы, возвращаемся!”

Они отвечают: “О Джибриль! Что сделал Всевышний Аллах с нуждами мусульман из общины Ахмада (да благословит его Аллах и приветствует)?”

Джибриль отвечает: “Аллах посмотрел на них этой ночью, простил их и смыл грехи всех, кроме четверых: употребляющего вино, ослушивающегося родителей, разорвавшего родственные узы и находящегося в вражде”»[13], то есть того, кто находится в ссоре со своим братом.

Ангелы и Дух спускаются в эту ночь с дозволения Господа со всем, что предопределено в этом году, со всем благом, милостью и благодатью.

4. «Салам (приветствие) до наступления рассвета». Это не что иное, как приветствие ангелов и Духа любимцам Всевышнего Аллаха, поклоняющимся и посещающим мечеть, каждому мусульманину и мусульманке, помимо употребляющего вино, постоянствующего в грехе и им подобным, которые были упомянуты выше.

Ангелы приветствуют всех мусульман и мусульманок, передавая им салам от их Господа Всевышнего, как это передаётся от праведных предшественников. И потому спокойствие и защита спускается на верующих до рассвета этого дня.

Некоторые люди, познавшие Аллаха, сказали: «Лайлатуль Кадр называют две ночи:

  1. ночь преимущества. Это та ночь, которую описал Аллах в следующем аяте: «Лайлатуль Кадр лучше тысячи месяцев», и эта ночь выпадает на одну из последних десяти ночей месяца Рамадан;
  2. ночь предопределения. Её Аллах описал следующим образом: «Поистине, Мы ниспослали его в благодатную ночь, и Мы (им) предостерегаем (людей). В эту ночь решаются все мудрые дела (определяется жизненный срок и удел человека на год)». Она может выпасть на любую ночь в году, но в большинстве своём она приходится на середину месяца Шаъбан».

Эти обе ночи объединились в ночь, когда был ниспослан Коран, поэтому её приписывают два качества: 1) преимущество, 2) предопределение.

И так как в этом вопросе есть разночтения, это мнение является в нём окончательным.
 


[1] Аль-Бакара, 185 аят.

[2]«Сахих», Бухари, 1899; «Сахих», Муслим, 1079.

[3]Передал Байхаки.

[4] Сура Аль-Кадр.

[5]Передал Бухари и Муслим.

[6]Передал Бухари и Муслим.

[7]Сунан ат-Тирмизи, 5:559.

[8]«Муснад», Ахмад, 6954.

[9]Передал Абу Дауд, Ат-Тирмизи, Ан-Насаи и др.

[10] Сура Аш-Шуара.

[11] Сура Марьям, аят 17.

[12] Сура Ат-Таквир, аят 20.

[13]Хадис приводится в труде «Ат-Таргиб ва ат-Тархиб».
Источник: taalib.ru


This post has been viewed 107 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Священный Рамадан, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2021 — Madrasah2.ru