ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Читальный зал > ТОРОПЛИВОСТЬ ОТ ШАЙТАНА

ТОРОПЛИВОСТЬ ОТ ШАЙТАНА

ПЯТЬ СЛУЧАЕВ, КОГДА СПЕШКА РАЗРЕШЕНА

Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) всегда учил своих последователей терпению и предостерегал от спешки. На самом деле практически во всех делах терпение приводит к успеху, а спешка, как обычно, ничего хорошего не даёт.

От Сахля ибн Са’да Ас-Са‘иди (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

الأَنَاةُ مِنَ اللَّهِ وَالعَجَلَةُ مِنَ الشَّيْطَانِ

«Терпение – от Аллаха, а спешка – от шайтана». (Тирмизи, 2012; Табарани, «Аль-Му‘джам аль-кабир», 5702)

Однако есть такие дела, где не приветствуется медлительность и терпеливость, а напротив, нужно спешить. К таким поступкам относятся поклонения и религиозные обряды, время совершения которых уже наступило, и другие благие деяния. Например, верующему следует спешить совершить намаз, как только наступило нужное время, совершить хадж в том году, в котором у него появилась эта возможность, выплатить закят, как только прошёл год с момента накопления нисаба, и так далее.

От Са’да ибн Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

التُؤْدَةُ في كلِّ شيءٍ، إلا في عملِ الآخرةِ

«Спокойствие (медлительность) следует проявлять во всём, кроме дел, относящихся к делам Мира вечного (Ахирата)». (Абу Давуд, 4810; Хаким, «Аль-Мустадрак ‘аля Ас-Сахихайн», 213; Байхаки «Шу‘аб аль-иман, 8054)

Имам Мулла Али Аль-Кари, комментируя этот хадис в своей книге «Миркат аль-Мафатих шарх Мишкат аль-Масабих», пишет следующее:

«В делах, относящихся к Ахирату, не следует проявлять медлительность, потому что откладывание благодеяний влечёт за собой множество бед. Ведь больше всего обитатели Ада кричат, сожалея об откладывании дел.

Ат-Тайби сказал: “Это надо делать так, потому что в отличие от дел Ахирата, когда человек приступает к мирским делам, он не знает, будет ли их результат похвальным, чтобы немедленно приступить к ним, или порицаемым, чтобы отказаться от них. Ведь Всевышний Аллах в Коране сказал:

فَاسْتَبِقُواْ الْخَيْرَاتِ

(смысл): «Стремитесь же опередить друг друга в благих делах«. («Сафват ат-тафасир«, сура Аль-Бакара: 148)

Всевышний Аллах также сказал:

 وَسَارِعُوا إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا السَّمَاوَاتُ وَالْأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ

(смысл): «И стремитесь своим повиновением Аллаху к прощению от вашего Господа и к Раю, ширина которого равна ширине небес и земли, и который уготован для богобоязненных«. («Сафват ат-тафасир«, сура Аль-Имран: 133)”.

Имам Аль-Газали, комментируя слова Всевышнего Аллаха:

الشَّيْطَانُ يَعِدُكُمُ الْفَقْرَ وَيَأْمُرُكُمْ بِالْفَحْشَاءِ

(смысл): “Шайтан пугает вас бедностью, если вы даёте милостыню, и приказывает вам творить мерзость (подстрекает вас к скупости и отказу от выплаты закята)” (“Сафват ат-тафасир”, сура Аль-Бакара: 268), сказал следующее:

“Верующему, у которого появился внутренний призыв (желание) пожертвовать что-то, следует не медлить с этим, ибо шайтан будет пугать его бедностью и отворачивать от этого дела.

Однажды Абульхасан Аль-Фархаши (Аль-Бушанджи), который находился в уединении, позвал своего ученика и сказал ему: «Быстро возьми мою рубашку и отдай его такому-то человеку». Ученик спросил: «Может, ты потерпишь пока выйдешь?» Он ответил: «Мне пришло в голову пожертвовать её, и я не уверен в своём нафсе, он может и поменять моё решение«”».

Из всего этого мы понимаем, что верующему следует проявлять спешку в совершении любого благодеяния, пока шайтан своими наущениями не отговорит его. Однако имеются некоторые благие дела, в которых следует проявлять особую спешку.

От ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал ему:

 يَا عَلِيُّ، ثَلَاثٌ لَا تُؤَخِّرْهَا ‌الصَّلَاةُ ‌إِذَا ‌أَتَتْ، وَالجَنَازَةُ إِذَا حَضَرَتْ، وَالأَيِّمُ إِذَا وَجَدْتَ لَهَا كُفْئًا

«О ‘Али! Не откладывай три вещи: намаз, когда наступило его время; захоронение покойного, когда приготовлено тело умершего; выдачу замуж вдовы, когда ты найдёшь подходящего для неё человека (ровню)». (Тирмизи, 1075; Байхаки, 13757)

Также от Хатима Аль-Асамма передаётся:

العبجلة من الشيطان إلا في خمسة فإنها من سنة رسول الله  صلّى الله عليه وسلم إطعام الطعام وتجهيز الميت وتزويج البكر وقضاء الدين والتوبة من الذنب

«Спешка – от шайтана, кроме пяти случаев. Поистине, спешка в этих случаях является сунной Посланника Аллаха: угощение едой, если пришёл гость; приготовление к захоронению человека, когда он умирает; выдача замуж девственницы, когда она достигла возраста; выплата долга, когда нужно это сделать и покаяние из-за греха, когда его совершают». (Абу Ну’айм, «Хильят аль-авлияъ»; Аль-Газали, «Ихья ‘улум ад-дин»)

 

В итоге получается, что спешка в делах порицается в трёх случаях:

1. когда это дело не является исполнением повелений Всевышнего Аллаха;

В тех случаях, когда предстоящее дело является повелением Всевышнего, спешка в нём не порицается. Спешка в таких делах, напротив похвальна, ведь важно опережать друг друга в совершении благих дел и проявлять поспешность в исполнении предписаний Аллаха.

2. когда это делается без уточнения, изучения и разъяснения;

Что касается поспешности в делах после проведения всех необходимых предварительных процедур, таких как изучение всего, что касается этого дела, прогнозирования результата, консультаций, истихары и прочего, то в таком случае не нужно медлить.

3. когда человек не боится потерять это дело.

Когда человек хочет приступить к некому делу, то если он будет медлить, время, отведённое на его реализацию, может истечь; ему не следует слишком медлить и слишком долго удостоверяться в его целесообразности, иначе возможность будет упущена, и он будет сожалеть и кусать себе пальцы, но это ему не поможет.

Как видите, не всегда спешка порицается. Она даже желательна, когда речь идёт о предписаниях религии. Что же касается спешки в мирских делах, то следует поступать в зависимости от обстоятельств.

Если спешка исходит от шайтана и неизвестно, каков будет её результат, следует проявить терпение и повременить с принятием решения. А если человек изучил это дело, совершил истихару, посоветовался со знающими людьми и удостоверился, что его результат будет положительным, то в таком случае спешка разрешена.

Муслим Абдулаев
Источник: iskamdag.ru 


This post has been viewed 23 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2021 — Madrasah2.ru