16.04.2024

 ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА ЧТЕНИЕ КОРАНА ПОКОЙНЫМ

Доводы на основе священных текстов и разума (ал-кыяс):

От Магкаля ибн Ясара передается, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Ясин – это сердце Корана, и если человек прочитает ее ради довольства Аллаха, то Аллах простит его грехи. Также читайте ее для умерших»i.

Необходимо отметить, что под словом умершие имеются в виду действительно умершие люди, и не те, кто находится при смерти. По словам аш-Шавкани и ат-Табари, здесь не может быть использован другой смысл, так как нет никаких языковых средств, которые доказывают это, поэтому мы обязаны воспринимать это слово в прямом смысле, а не переносномii. Может возникнуть вопрос по поводу целесообразности чтения Корана для умерших, на это мы ответим тем, что уже в предыдущих главах мы сказали о том, что умершие живы в своих могилах, но это особая форма существования.

Передается от Абдурахмана ибн Галя ибн ал-Луджаджа, от его отца: «Перед смертью отец мне сказал: “Сынок, когда я умру, выкопай в моей могиле нишу (ляхд), помести мое тело в нее и прочти: «Во имя Аллаха, согласно нации посланника Аллаха». Затем закопай могилу так, чтобы она немного возвышалась над уровнем земли, а после этого прочти начало и конец суры Корова (Бакара). Я слышал, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) поступал таким образом”»iii. Некоторые говорят, что этот хадис мурсал, но несмотря на это, большинство факихов сказали, что хадис мурсал может признаваться в качестве доказательства.

Ибн Касир в своей книге «ал-Бахис ал-хасис» (с. 47) пишет: «Ибн Салях сказал: “Использование мурсаля в качестве довода признается маликитским и ханафитским мазхабом”. Я сказал: “И от ханбалитов передается то же самое”».

Даже если они скажут, что не принимают хадис мурсал, то есть и другой хадис, цепочка передатчиков которого не прерывается. Ат-Табарани сказал: «Я слышал от ал-Хусейна ибн Исхака ат-Тастари, от Али ибн Хаджара, от Мубашшира ибн Исмаила, от Абдуллы ибн ар-Рахмана ибн Аля ибн ал-Луджаджа, от его отца: “О сынок, когда я умру…”»iv.

Ал-Хафиз ас-Суюты и Абу ал-Касим в «Кавагид» пишут: «Кто посетил кладбище и прочитал Фатиху, Такасур и Ихлас, а затем скажет: “Я адресую награду за чтение этих слов Аллаха обитателям могил из числа верующих”, то все они будут в Судный день заступниками за этого человека».

Ибн Гумар р.А.г. сказал: «Мустахаб после похорон прочитать над могилой начало и конец суры Бакара»v.

Абу ад-Дарда и Абу Зарр передают: «Если рядом с умершим прочитать суру Ясин, то Аллах даст этому покойному облегчение»vi.

Абу Шагса, ученик Ибн Габбаса передает, что в таких случаях желательно читать суру Рагд, и это облегчает состояние покойного. Также аш-Шагби передает, что ансары предпочитали рядом с покойным читать суру Бакара.vii

Передается от имама Ахмада: «Нам передал Ибн ал-Мугира от Сафвана, который сказал: “Наши шейхи говорили, что чтение аятов из суры Ясин облегчает состояние покойного”»viii.

 


Шафиитский мазхаб:

Ал-Хафиз ас-Суюты в «Шарх ас-судур» пишет: «Глава о чтении Корана умершим и на молгилах: Ученые разошлись во мнениях по поводу достижения награды за чтение Корана до умерших. Большинство саляфов и трое имамов высказались за то, что награда за чтение Корана доходит до умерших. Что же касается имама аш-Шафиги, то он высказал противоположное мнение, приведя в качестве доказательства аят: «что человеку лишь — то, в чем он усердствовал» 53:39. Что касается чтения Корана на могилах, то имам аш-Шафиги придерживался мнения о дозволенности этого, так как большинство сподвижников также считали это правильным».

Имам аш-Шафиги сказал: «Чтение каких-либо аятов на могилах является мустахабом, а если будет прочитан весь Коран, то это просто замечательно»ix.

Ан-Навави в «Шарха ал-мухаззаб» сказал: «Чтение Корана при посещении могил является мустахабом, но еще более предпочтительно прочесть весь Коран».

Ал-Куртуби сказал: «Некоторые ученые в качестве доказательства того, что награда за чтение Корана доходит до умерших, приводят хадис, в котором пророк с.г.с., разломив зеленую пальмовую ветвь, положил эти обломки на две могилы и сказал: “Возможно они будут облегчать наказание этих людей до тех пор, пока не высохнут”x Из этого хадиса следует, что дозволяется садить деревья на могилах и читать Коран».

Ан-Навави сказал: «Чтение Корана при посещении могил является мустахабом, ученые делают это заключение на основе хадиса о двух пальмовых ветках. Они говорят, что если тасбих этих ветвей облегчает страдания покойных до того момента, как они высохнут, то чтение Корана на могилах должно приносить умершим еще большую пользу. Коран помогал им при жизни, также может помочь и после смерти».

Ибн ар-Рифга сказал: «Священные тексты при их подробном изучении указывают на то, что некоторые аяты Корана могут приносить пользу умершим. Как известно чтение суры Фатиха может помочь тому, кого укусило ядовитое животное или насекомое. В одном из хадисов пророк с.г.с. сказал: «А что тебе даст знать, что это (чтение Фатихи – п.п.) – лечение»xi. Как видите аяты Корана могут помогать живым и тем более они должны помогать умершим»xii. Такого же мнения придерживался и ас-Субки.

В «Шарх ар-рауд» сказано: «Чтение Корана приносит пользу умершим, ведь умерший подобен живому. И даже не имеет значения, было ли совершено дуга после чтения Корана или нет, были ли посвящены эти аяты умершим или нет. Причина совершения дуга только в том, что после чтения Корана есть большая вероятность на то, что это дуга будет принято. Что же касается слов аш-Шафиги о том, что награда за чтение Корана не доходит, то они относятся к чему-то другому».

Имам ан-Навави сказал: «ал-Кады Хусейн считает дозволенным любой вид аренды и услуг, что же касается чтения Корана, то при этом происходит баракат, а следовательно умерший получает пользу»xiii.

У ар-Рамли сказано: «Нет сомнения в том, что мольба о том, чтобы награда за чтение Корана дошла до умершего является принятой, следовательно и награда тоже должна дойти до умершего. Награду за чтение Корана получает и читающий, и умерший, однако, если у читающего намерение ради мирских, материальных целей, то он награду не получает, что же касается покойного, то он даже в этом случае получает награду. При таком чтении достаточно намерения, что эти аяты для умершего и даже не обязательно совершение дуга. Ас-Субки, Ибн Хаджар и ар-Рамли пришли к выводу, что даже дозволено адресовать награду пророку с.г.с. так же, как мы произносим для него салават».

В «Шарх ал-манахидж» Ибн ан-Нахви сказано: «Мы избрали мнение о том, что награда за чтение Корана для умершего доходит для него, и поэтому при чтении следует быть уверенным в этом».

В фетвах шейха Закарии ал-Ансари по поводу аренды и подобных сделок сказано: «Разрешается получение денежного вознаграждения за чтение Корана, даже если не определено время и место чтения. Причина этого в том, что при чтении Корана нисходит баракат и милость, а следовательно человек получает за это пользу, и поэтому и читающий имеет право получить вознаграждение. Что касается дуга после чтения Корана, то следует сказать: “О Аллах, передай награду за чтение Корана такому-то, такому-то…”. Также разрешается перед упоминанием имени покойного адресовать прочитанные аяты пророкам в целом и Мухаммаду (салляллаху аляйхи ва саллям) в частности, так как это такие люди, от которых исходит баракат».

Когда у ал-Гаскалани спросили по поводу достижения награды за чтение Корана до умерших, то он сказал: «Это очень распространенный вопрос, большинство ранних ученых высказались за то, что награда доходит до умерших. Поэтому необходимо в это верить и совершать это чаще, так как это является мустахабом»xiv.

Аш-Шарбини по поводу аята: «что человеку лишь — то, в чем он усердствовал» сказал: «Здесь речь идет о том, что мусульманин должен искать истину и стремиться к ней. Но это не отвергает то, что мусульмане могут помогать друг другу своими мольбами, подаяниями и даже хаджем. Наиболее ярким примером самопожертвования ради своей уммы является Пророк с.г.с., поэтому и остальные мусульмане могут помогать друг другу, даря награду за чтение Корана. Ибн Габбас по поводу этого аята сказал, что он является отмененным и относится только к предыдущим народам, как народы Мусы г.с. и Ибрахима г.с. Также и Гикрима сказал, что речь идет о народах, живших до нас, мы же имеем право помогать друг другу различными способами. Примером этого служит хадис, в котором говорится о том, как одна женщина, подняв над собой младенца, спросила у Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям): “Есть ли для него паломничество?”, и Пророк с.г.с. ответил: “Да, и ты будешь награждена за это”xv. Также известна и история о мужчине, который спросил у Пророка с.г.с.: “О Пророк, моя мать при жизни давала подаяние, сейчас она умерла. Будет ли ей польза, если я буду давать подаяние за нее” и пророк с.г.с. ответил: “Да”xvi».

Ал-Алуси в своем тафсире по поводу вышеприведенного аята пишет: «Исследователи сказали, что есть тексты Корана и сунны, которые отрицают буквальное значение этого аята».

Шейх Мухаммад ал-Араби, комментируя слова ал-Алуси, сказал: «Что если один мусульманин совершает за другого какое-либо деяние в качестве помощи, то выступает как его доверенное лицо». Аллах в Коране сказал: «И не поможет им заступничество заступников», однако, как только человек уверовал, у него уже есть надежда на помощь и заступничество своих братьев мусульман. Это же касается и аята: «что человеку лишь — то, в чем он усердствовал».

Это подтверждается хадисом Гамра ибн Шугайба от его отца, от его дедаxvii, что ал-Гас ибн Ваил во время джахилии дал обет принести в жертву сто верблюдов, а его сын Хашим зарезал за него пятьдесят, а его сын Гумар спросил у Пророка с.г.с. об этом и Пророк с.г.с. сказал: «Если бы твой отец принял бы тавхид, то ты мог бы за него поститься, давать подаяние и это принесло бы ему пользу»xviii.

 


Ханафитский мазхаб:

Ал-Маргинани в своей книге «ал-Хидая» пишет: «Человек имеет право отдать награду за какое-либо свое деяния, например, молитву, пост, подаяние другому. И все ученые сунниты единогласны в этом. Доказательством этого служит хадис пророка с.г.с., как он принес в жертву двух овец, одну за себя, а другую за свою умму, которая признала тавхид и его пророчество»xix.

Ал-Бадр ал-Гайни в «Канз ад-дакаик» сказал: «До умершего доходят все праведные деяния, и молитва, и пост, и паломничество, и подаяние, и зикр и т.д.»xx.

Аз-Зайляги в своем комментарии к «ал-Канз» сказал: «Верующий имеет право адресовать любое из своих деяний умершему, это относится и к молитве, и к посту, и паломничеству, и чтению Корана. И нет сомнения в том, что эти деяния доходят до умерших. В одном из риваятов сказано: “Одним из проявлений уважения к родителям после смерти, является совершение молитв и постов для них вместе с теми молитвами, которые ты совершаешь”».

В одном из риваятов сказано: «Кто пройдет рядом с могилами, одиннадцать раз прочтет суру Ихлас, а затем адресует награду умершим, тот получит награду, равную количеству покойных».

В другом риваяте сказано: «Кто прочтет суру Ясин на могилах, тот облегчит страдания покойных и получит награду, равную их числу».

Еще в одном риваяте сказано, что когда до умерших доходит награда праведных деяний, то они радуются этому как подарку.

От Мугаккаля ибн Ясара передается, что пророк с.г.с. сказал: «Читайте своим покойным суру Ясин».

Передается, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) принес в жертву двух овец, одну за себя, а другую за свою умму. Таким образом, пророк с.г.с. учит нас тому, чтобы наши деяния помогали другим.

Передается от Абу Хурайры, что пророк с.г.с. сказал: «Аллах возвысит в Раю степень своего праведного раба и тот спросит: “О Аллах, откуда у меня все это?” Аллах ответит: “Это твои дети просили за тебя прощения”»xxi.

Именно поэтому Аллах в Коране говорит: «и проси прощения твоему греху и для верующих — мужчин и женщин» 47:19. Этот аят, а также и другие, которые говорят о просьбе прощения пророков и ангелов доказывают нашу позицию. Что же касается аята: «что человеку лишь — то, в чем он усердствовал», то по словам Ибн Габбаса он является отмененным аятом: «A те, которые уверовали и последовало за ними их потомство в вере» 52:21. А также есть мнение о том, что этот аят относится только к народам Мусы и Ибрахима г.с. так как в нем идет речь о той информации, которая содержалась в их писаниях: «Разве ему не сообщено то, что в свитках Мусы и Ибрахима, который был верен» 53:36-37. Также есть мнение что в вышеприведенном аяте речь идет о неверных, что же касается верующих, то чужие деяния могут принести им пользу.

Ибн Габидин сказал: «Наши ученые в главе о паломничестве за другого говорят, что человек имеет право подарить другому награду за свои праведные деяния, это подтверждается хадисом, в котором сказано: «Если человек совершит добровольно подаяние, и подарит его награду своим родителям, то они получат эту награду, а его собственная награда при это не уменьшится»xxii. Некоторые ученые сказали, что дающему подаяние, следует адресовать его награду всем мусульманам, так как его личная награда при этом не уменьшится. Более поздние шафигиты также высказались в пользу того, что награда доходит до умершего, свои слова они аргументировали тем, что при чтении Корана происходит баракат, и дуга имеет больше шансов быть принятой».

Он же сказал: «Из этого следует, что нет разницы между живым и мертвым, то есть дозволительно дарить награду совершенных праведных деяний даже живым. И не имеет значения, чья награда в первую очередь подразумевается в намерении. От Гайши р.А.г. передается, что один из сподвижников спросил у пророка с.г.с.: «О посланник Аллаха, моя мать умерла и я думаю, что она хотела дать подаяние. Будет ли ей награда, если я дам подаяние за нее? Пророк с.г.с. ответил: “Да”».

От Бурайды передается: «Однажды мы сидели вместе с Посланником Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), когда к нему пришла женщина и сказала: “Я дала свою рабыню в качестве подаяния за мою мать”, пророк с.г.с. сказал: “Ты заслужила вознаграждение, а также вернула своей матери наследство, которое она тебе оставила”. Далее женщина сказала: “Она должна была поститься целый месяц, можно ли мне выполнить за нее это?” Пророк с.г.с. сказал: “Да, постись за нее”, женщина спросила: “Она не совершила паломничество, можно ли мне совершить за нее?”, пророк с.г.с. ответил: “Да, соверши за нее”»xxiii.

В «Шарх ал-любаб» Муллы Али ал-Кари сказано: «При посещении могил следует подойти к покойному не со стороны головы, а со стороны ног, так как ему легче смотреть на пришедшего. В достоверной сунне передается, что пророк с.г.с. читал начало суры Бакара у головы покойного и ее конец – у ног»xxiv.

В одном из риваятов сказано: «Кто придя на кладбище, прочтет суру Ясин, тот облегчит страдания покойных на этот день и получит награду, равную числу покойных»xxv.

 


Маликитский мазхаб:

Кады Абу Гияд в комментариях к сборнику Муслима, по поводу хадиса о двух пальмовых ветвях сказал: «Ученые из этого хадиса сделали вывод о предпочтительности чтения Корана по умершим. Ведь если неживые ветви могут облегчать страдания людей, то чтение Корана – тем более».

Ибн Рушд в своей книге «ан-Навазил» пишет: «Если человек читает Коран и дарит его умершему, то это считается дозволенным и умерший получает награду».

Ибн ал-Хадж в своей книге «ал-Мадхал» пишет: «Если кто-либо у себя дома читает Коран и дарит его умершему, то до него доходит награда прочитанного. Причина этого в том, что он, прочитав Коран, совершает дуга для своего брата, а, как известно, дуга доходит до умершего».

Абдулхак ал-Иснили в своей книге «ал-Гакиба» пишет: «Знай, что умерший принимает твои подарки также как живой. Более того, он принимает твои подарки намного охотнее живого, ведь живой может твой подарок принять, а может посчитать его чем-либо незначительным. Покойный же знает цену всех подарков, он понимает, что при жизни мог заработать эти праведные деяния, но не сделал этого, поэтому его радует даже небольшое благодеяние. Ведь пророк с.г.с. в одном из своих хадисов сказал: “Когда человек умирает, то все его деяния прекращаются, кроме трех: не иссякающее подаяние, праведный ребенок, совершающий мольбы за своих родителей, и знание, которым пользуются другие”»xxvi.

И здесь мы ведем речь как раз о мольбе ребенка за своих родителей, об этом же говорится и в повелении Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) приветствовать покойных на кладбище и обращаться к Аллаху с мольбой за них. Все это подтверждает то, что мы сказали.

В одном из риваятов сказано: «Покойный подобен утопающему, когда он получает дуга от своих детей, друзей и знакомых, то радуется этому больше, чем благам всего мира».

Автор книги «Мавахиб ал-джалил» (2/238) пишет: «Ибн ал-Фаррат передает от ал-Карафи, что тот сказал: “Умершие получают баракат от чтения так же, как получают его от праведников, рядом с которыми они захоронены”. Что касается награды за чтение Корана, то он пишет: “Несмотря на противоречивость этой темы, не стоит ею пренебрегать, так как на самом деле возможно, что награда за чтение Корана доходит до умерших”».

 


Ханбалитский мазхаб:

Ибн Таймия сказал: «С первых веков мусульмане совершали различные богослужения и фарзы и нафли, молились, постились и читали Коран. Кроме этого они по велению Аллаха, в своих мольбах просили и за живых, и за покойных верующих, они совершали свои мольбы (дуга) даже у могил. От саляфов передается, что после чтения Корана Аллах принимает мольбы верующих. Поэтому не является предосудительным, если человек после чтения Корана или в своей ночной молитве просит за умерших. Пророк с.г.с. сам велел мусульманам давать подаяние и поститься за умерших, на основе этого хадиса ученые сделали вывод о допустимости адресования награды за чтение Корана, а также и других имущественных и телесных богослужений умершим. Этой фетвы придерживается мазхаб имама Ахмада, Абу Ханифы, а также некоторые шафигиты и маликиты. И все это является дозволенным.

Он же сказал: «Тот, кто считает, что человеку могут помочь только его деяния, тот противоречит единогласному мнению ученых, а также следующим известным правилам: 1- Человеку помогают мольбы его братьев, а следовательно их деяния, 2- Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) будет заступаться за верующих перед началом расчета, за некоторых мусульман в Раю, за некоторых грешников, попавших в Ад. 3- Каждый пророк и праведник имеет право на затупничество. 4- Ангелы молятся за верующих и просят за них прощения. 5- Аллах, по своей милости, выведет из Ада даже тех верующих, у которых не было никаких праведных деяний. 6- Дети верующих могут войти в Рай благодаря деяниям своих родителей. 7- Аллах в Коране рассказывает историю о двух сыновьях праведника: «a отец их был праведен» 18:82. То есть этих детей коснулось благо благодаря праведности их отца. 8- Согласно сунне и единогласному мнению ученых умершему помогают подаяние и освобождение раба. 9- Обязательный хадж засчитывается покойному, даже если его совершили дети этого человека. 10- Хадж и пост, являющийся обетом, засчитывается умершему, даже если его совершили дети этого человека. 11- Даже долги умершего, отданные другим человеком, приносят ему пользу. 12- Пророк с.г.с., о человеке совершавшем молитву в одиночестве, сказал: «Найдется ли кто-либо, кто сделает благодеяние для этого человека», тем самым он получил награду, подобную коллективной молитве. 13- Человек освобождается от уплаты долга, если его уплатил за него другой. 14- Если кто-либо при жизни проявил несправедливость в отношении других, то его грехи прощаются, если обиженные простили этого человека. 15- Праведный сосед может помогать человеку в этом мире и последующем. 16- Даже тот, кто сидит рядом с совершающими зикр, постигает милость Аллаха, несмотря на то, что у него были другие намерения. 17- Совершение дуга по умершему, совершенное во время молитвы, помогает ему. 18- Для коллективной и пятничной молитвы требуется определенное число присутствующих, а это говорит о том, что они приносят друг другу пользу. 19- Аллах сказал пророку с.г.с. : «Аллах — не таков, чтобы их наказывать, когда ты среди них» 8:33. Также Аллах сказал: «И если бы не защита Аллахом людей одних другими» 22:40. 20- Подаяние фитр является обязательным и для взрослых, и для детей. 21- Закят выплачивается из имущества и ребенка, и умалишенного, и он за это получает награду. И кроме всех вышеупомянутых пунктов можно обнаружить еще много других, на примере которых видно, что мусульмане могут приносить пользу друг другу. Поэтому ни в коем случае не следует трактовать аят в значении, противоречащем Корану, сунне и единогласному мнению ученых»xxvii.

Ибн Ал-Кайим в книге «ар-Рух» пишет: «Передается от многих саляфов, что они завещали читать Коран во время погребения. Абдулхак передает, что Абдулла ибн Гумар завещал читать суру Бакара у его могилы. Известно, что вначале имам Ахмад отрицал это, но когда до него дошел этот риваят, то он также стал высказываться в пользу этого мнения. Ал- Халлял в книге «ал-Джамиг» пишет: “Передается от Абдурахмана ибн Галя ибн ал-Люджаджа, от его отца, что тот, описав порядок похорон, повелел сыну читать суру Бакара на его могиле и сослался в этом на Ибн Габбаса”. Габбас ад-Дури сказал: “Я спросил у Ахмада ибн Ханбала, знает ли он что-либо о чтении Корана на могилах, и он сказал, что не знает. Тогда я спросил у Яхъя ибн Мугина и он привел мне этот хадис”. Ал-Халлял передает, что Ал-Хасан ибн Ахмад ал-Варик передал от Али ибн Мусы ал-Хаддада: “Я присутствовал на похоронах вместе с Ахмадом ибн Ханбалом и Мухаммадом ибн Кудамой ал-Джавхари, после того как покойный был похоронен, один из присутствовавших сел и начал читать Коран. Ахмад, увидев это, сказал ему, что это бидга. Когда процессия покинула кладбище Мухаммад ибн Кудама сказал имаму Амаду: “Что ты скажешь о Мубашшире ал-Халаби?”, имам Ахмад сказал: “Он надежный человек”, и тогда Ибн Кудама привел ему риваят от Ибн ал-Люджаджа, от его отца. Услышав этот хадис имам Ахмад изменил свое мнение, а также повелел передать его тому, кто читал Коран”».

Также ал-Халлял передает от аш-Шагби, что ансары после смерти верующего попеременно читали Коран над его могилой.

Он же по поводу аята: «что человеку лишь — то, в чем он усердствовал» сказал: «Некоторые ученые сказали, что аят Корана не говорит, что деяния других не помогут человеку, а говорит о том, что их деяния ему не принадлежат. Поэтому мусульмане по своему желанию могут помогать своим братьям благими деяниями. Этого же мнения придерживался и Ибн Таймия».

Он же в ответ тем, кто отрицает чтение Корана и награду за него, пишет: «Хадис: “Когда человек умирает, то все его деяния прекращаются…” не может быть доводом, так как в нем идет речь только о прекращении деяний, и не говорится о прекращении пользы. Поэтому мусульмане имеют право дарить друг другу праведные деяния».

Он же сказал: «Чтение Корана и награда за него доходят до умершего, также как доходит и пост и паломничество. Если же вы скажете, что от саляфов это не передается, несмотря на их старания в благодеяниях. То мы ответим, если ты признаешь, что награда праведных деяний доходит до умерших, то почему же ты отрицаешь это в отношении Корана? А если ты не признаешь, что награда праведных деяний доходит до умерших, то ты противоречишь Корану и сунне. Да, Пророк с.г.с. не заявлял об этом, однако, сами сподвижники приходили к Пророку с.г.с. и задавали вопросы по этому поводу, кто-то о подаянии, кто-то о хадже, кто-то о посте, и Пророк с.г.с. давал им утвердительные ответы».

Шейх и имам Абу Мухаммад ибн Кудама ал-Макдаси в своей книге «ал-Мугния», в главе о погребальных обрядах пишет: «Чтение Корана на могилах не является порицаемым деянием, передается от имама Ахмада, что он при посещении могил советовал читать аят ал-Курси и три раза суру Искренность, а затем адресовать награду прочитанного умершим».

Ал-Халлял сказал: «Я слышал от Абу Али ал-Хасана ибн ал-Хайсама ал-Баззра, что он видел как имам Ахмад читал молитву позади слепого, который читал Коран на могилах. Также в одном из риваятов сказано: “Кто посетил могилы и прочитал суру Ясин, то облегчил покойным наказание на этот день и получил награду, равную числу покойных”, в другом риваяте сказано: “Какое бы благодеяния не было бы совершено, награда за него дойдет до умерших”».

Что же касается мольбы, подаяния, просьбы о прощении и пр., то нет никакого разногласия по поводу этих деяний. В Коране сказано: «Te, которые пришли после них, говорят: «Господи, прости нам и нашим братьям, которые опередили нас в вере» 59:10, «и проси прощения твоему греху и для верующих — мужчин и женщин» 47:19. Это же подтверждают хадисы, как пророк с.г.с. делал дуга о Абу Саляме, после его смерти, хадис о молитве пророка с.г.с. за верующего в хадисе Гауфа ибн Малика. Один из сподвижников спросил у пророка с.г.с.: «О посланник Аллаха, будет ли польза моей матери, если я дам за нее подаяние?», и пророк с.г.с. ответил: «Да». В другом хадисе передается, что одна женщина, придя к пророку с.г.с., спросила: «Мой отец, очень стар можно ли мне совершить за него паломничество?» и пророк с.г.с. ответил: «Да»xxviii.

Также сподвижнику, спросившему: «О Пророк, моя мать умерла и на ней остался месяц поста, можно ли мне поститься за нее?», ответил: «Да». Все эти хадисы достоверные и говорят о дозволенности совершения постов, паломничеств, подаяний и других деяний за умерших. Об этом же говорит и хадис о чтении суры Ясин на могилах и слова Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), сказанные Гамру ибн ал-Гасу: «Если бы твой отец уверовал, то вы за него могли бы освобождать рабов, давать подаяние, совершать паломничество, и он получал бы награду за эти деяния». Все эти хадисы имеют общее значение, в них не конкретизируется: это обязательное или желательное деяние. Также известно, что мусульмане во все времена и во всех странах собирались и собираются для того, чтобы почитать Коран и подарить его награду умершим. В одном из хадисов сказано: «Поистине умерший мучается, когда его родные плачут по нему», и мы уверены в том, что Аллах милосердный и не только наказывает умерших, но и вознаграждает их.

Автор «ар-Рауд ал-мураббаг шарх зад ал-мустанкиг» пишет: «Чтение Корана на могилах не является макрухом… От Ибн Гумара в достоверном хадисе передается, что он перед смертью завещал читать начало и конец суры Бакара. И какое бы благодеяние мусульманин не совершил, его награда дойдет до умерших. Также и имам Ахмад сказал: “Согласно священным текстам до умершего доходит награда любых праведных деяний”. Даже является дозволенным адресование праведных деяний пророку с.г.с. и их награда дойдет и до него тоже»xxix.

Шейх Мухаммад ал-Манбаджи ал-Ханбали в своей книге «Таслият ахл ал-масаиб» пишет: «Некоторые шафигиты и маликиты в качестве довода приводят аят: «что человеку лишь — то, в чем он усердствовал», еще один их довод, хадис Пророка с.г.с. о том, что после смерти человека все его деяния прекращаются. Они думают, что праведные деяния являются только собственностью человека. Однако, это неверно, так как известно, что Пророк с.г.с. совершал молитвы по умершим, а также просил за них прощение. Что же касается аята, то Ибн Габбас сказал, что он отменен аятом: «A те, которые уверовали и последовало за ними их потомство в вере, — Мы приведем к ним потомство их и не сбавим из дел их ничего», как видите дети воспользуются праведностью отцов. Все ученые единогласны в том, что перед смертью рядом с человеком необходимо произносить слова: Нет божества, кроме Аллаха, как это повелел Пророк с.г.с. Что же касается произнесения этих слов над могилой покойного, то большинство шафигитов, ханбалитов, ханафитов и маликитов сказали, что это мустахаб согласно хадису Абу Умамы».

Ибн ал-Хумам сказал: «Нет ничего предосудительного в произнесении этих слов над могилой покойного. В хадисе от Абу Умамы сказано, что пророк с.г.с. сказал: «Когда умер кто-либо из ваших братьев и вы его похоронили, то пусть один из вас задержится у могилы, встанет у головы покойного и скажет: “О такой-то, сын такого-то”, он вас слышит, но не может ответить, поэтому повторите: “О такой-то, сын такого-то”, он сядет и вы снова повторите: “О такой-то, сын такого-то”. Тогда он вам ответит: “Я слушаю, дай мне наставление”, вы не услышите ответа, но несмотря на это, скажите: “Помни те слова, с которыми ты ушел из жизни “Нет божества, кроме Аллаха, а Мухаммад – его раб и посланник”, ты доволен Аллахом, как Господом, доволен Исламом как религией, доволен Мухаммадом, как пророком и доволен Кораном, как наставлением”. После этого к нему подойдут Мункар и Накир и скажут: “Пошли с нами, мы не задерживаем тех, кто дал ответ”. Сподвижники спросили: “О пророк с.г.с., а что если мы не знаем имени его матери?” Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: “Тогда скажите о такой-то сын Хавы (Евы)”»xxx. Эти слова следует говорить не очень громко и не очень тихо».

i Абу Дауд 3121, Ибн Маджа 1448, ан-Нисаи в «Гамал ал-явм ва ал-ляйла» 1074, Ахмад 5/26, ал-Хаким 1/565, ал-Багави 1464, Ибн Абу Шайба 3/237, ат-Табарани в «ал-Кабир» 20/510, ал-Байхаки 3/383, ас-Суюты в «ал-Джамиг ас-сагир» 1344 и др.

ii «Найл ал-автар» 3/25.

iii Ат-Табарани в «ал-Кабир» 13613, ал-Хайсами в «Маджмаг аз-заваид» 4242 и сказал, что все передатчики этого хадиса надежные люди.

iv Абдулла ас-Садык, «ар-Радд ал-мухкам ал-матин» с. 283, аз-Зайляги, «Насб ар-рая» 2/302.

v ан-Навави, «ал-Азкар» с. 123.

vi Ад-Дайлами 6099.

vii Аш-Шавкани в «Найл ал-автар» 3/25, в «Субул ас-салам» 2/91.

viii «Тафсир Ибн Касир» 3/563, «ат-Талхис» 2/104.

ix ан-Навави, «ал-Маджмуга» 5/294, «Рияд ас-салихин» 947.

x Ал-Бухари 218, Муслим 1675, Абу Дауд 20, ат-Тирмизи 70, ан-Нисаи 31, Ибн Маджа 347, Ахмад 1/225, Ибн Абу Шайба 3/375, ал-Байхаки в «ас-Сунан» 1/104, Ибн Хузайма 56, ад-Дарими 739 и др.

xi ал-Бухари 2276, Муслим 5697, Абу Дауд 3417, ат-Тирмизи 2064, Ибн Маджа 2156, Ахмад 3/2, ан-Нисаи в «Гамал ал-явм ва ал-ляйла» 1028, ад-Даркутни 3/64, ал-Байхаки 6/124, ат-Тахави 4/126-127.

xii «Ал-Макалат ас-сунния» с. 170-172, «Итхаф ас-сада ал-муттакин» 10/191.

xiii «Раудат ат-талибин» 5/191.

xiv «ар-Расаил ал-мунирия» 4/41.

xv Муслим 3341, Абу Дауд 1736, ан-Нисаи 2646, Ахмад 1/219, Малик 1/422, ал-Байхаки 5/155, ат-Табарани в «ал-Кабир» 12176, аш-Шафиги 1/289, Ибн Хиббан 144 и др.

xvi ал-Бухари 2760, Муслим 2323, Абу Дауд 2881, ан-Нисаи 3651, Ибн Маджа 2717, Ахмад 6/51, ал-Байхаки 6/277, ал-Багави 169, Ибн Хиббан 3353, Малик 2/760.

xvii Ибн ал-Кайим подтвердил достоверность этой цепочки.

xviii Ахмад 2/182.

xix Абу Дауд 2795, Ахмад 3/362, Абу Ягля Т. 3/1792, ал-Хайсами в «ал-Маджмаг» 4/5969.

xx аш-Шавкани, «Найл ал-автар» 4/125.

xxi Ахмад 10202, Ибн Касир в своем тафсире говорит, что цепочка передатчиков этого хадиса достоверна.

xxii Комментарий к сборнику Ахмада 8/101.

xxiii Муслим 2692, Абу Дауд 1656, ат-Тирмизи 667, Ибн Маджа 1759, Ахмад 5/315, ан-Навави в комментариях к сборнику Муслима 8/265-269.

xxiv Ат-Табарани в «ал-Кабир» 13613, ал-Хайсами в «ал-Маджмаг» 4242.

xxv Ал-Хашия 2/242.

xxvi Муслим 4199, Абу Дауд 2880, ат-Тирмизи 1376, ан-Нисаи 3653, ал-Бухари в «ал-Адаб ал-муфрад» 38, Ахмад 2/372, Ибн Хиббан 3016, ал-Багави 139, ат-Тахави 246, ал-Байхаки 6/278,

Абу Ягля 6457, ад-Дарими 565, Ибн Хузайма 2494.

xxvii «Исгаф ал-муслимин ва муслимат» с. 50-53, «Хашия ас-Сави аля тафсир Джалалайн» 6/28.

xxviii Ал-Бухари 1513, Муслим 3238, Абу Дауд 1809, ан-Нисаи 2633, Ахмад 1/219, Малик 1/359, ал-Хамиди 2507, ад-Дарими 1777, Ибн Хузайма 3031, ал-Байхаки 4/328, ат-Табарани в «ал-Кабир» 18/722, ал-Багави 1854, Ибн Хиббан 3989.

xxix «ар-Рауд ал-мураббаг» 1/153.

xxx Ат-Табарани в «ал-Кабир» 7979, ал-Хайсами в «ал-Маджмаг» 4248.

Блог Хадис аль Ханафи
darulfikr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *