19.04.2024

СПОРТ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ИСЛАМЕ

Зухайр ибн Харб передал мне: «Абдурахман ибн Махди рассказал нам от Суфьяна от Алькамы ибн Марсада от Сулеймана ибн Бурайды от его отца от Пророка:

«Тот, кто играл в нарды, подобен тому, кто выпачкал руку мясом и кровью свиньи («Сахих» Муслима)»».
Аль-Куртуби сказал об этом:
«Это намек на забой свиньи, так как [известно, что] это харам».
Ан-Навави сказал:
«Это намек на съедение, потому что у того, кто потребляет свинью, рука загрязнена ее мясом, а если он убивает ее, то его рука загрязнена ее кровью».
Однако в любом случае этот хадис доказывает недозволенность игры в нарды, и алимы в этом единодушны, за исключением того, что передано от Ибн аль-Мугаффаля, Ибн аль-Мусайбы и Абу Исхака аль-Марвази, [что упоминается] в Найль аль-Автар (8:85).
Большинство ученых, исходя из этого, сделали кыяс для игры в шахматы и приняли мнение, что это также не дозволено.
Аль-Хаскафи сказал в Ад-Дурр аль-Мухтар:
Игра в нарды — макрух тахрим1, и подобны этому шахматы… Аш-Шафии дозволял это, и также Абу Юсуф, согласно одной передаче, и комментатор Аль-Вахбанийя в стихотворной форме сказал: «Нет вреда в шахматах, о чем есть одна передача от великого ученого, кади Запада и Востока (имеется в виду Абу Юсуф)».
Это когда игра не идет на деньги, без азарта, без того, чтобы длиться долго, и когда человек не оставляет обязательное, иначе это запрещено иджмой2.
Кроме того, несмотря на то, что имам Шафии   не придерживался мнения о запретности шахмат, это макрух, даже по его мнению, как объясняет имам Навави, несмотря на то, что степень порицаемости шахмат меньше, чем степень порицаемости нардов.
Передается от Ибн Аббаса , Ибн Умара , Абу Мусы аль-Ашари , Абу Саида  и Аиши, да будет доволен ей Аллах, что они порицали шахматы.
Передается в Дав’ ан-Нахар от Ибн Аббаса, Абу Хурайры, Ибн Сирина, Хишама, Ибн Урвы, Ибн аль-Мусайбы, Ибн Джубайры, да будет доволен ими Аллах, что они считали это дозволенным. Однако это упомянуто в Найль аль-Автар (8:95), в то время как я не нашел подобных передач от них в книгах хадисов.
 
Хукм развлечений (малахи) и спорта (аль’аб) в Шариате
 
Что касается шариатского решения в отношении развлечения и спорта в общем, то мой учитель и отец, алляма муфтий аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, составил на эту тему отдельный труд, который приводится в книге Ахкам аль-Куран. Я вкратце суммирую выводы, которые он сделал на основе текстов, и процитирую его высказывания:
 
Знай, что чистый и величественный Шариат избранного Посланника не запрещает блага и пользы, к которым расположена человеческая натура, и не одобряет монастицизма (рахбаниййя) и абсолютного аскетизма (табаттуль), а требует от людей цивилизованности и правильного социального взаимодействия. Да, он запрещает крайности в развлечении, полное погружение в него, когда человек отвлекается от того, что необходимо из религии и из мирского. К признанным вещам и нуждам, к которым расположен человек, относится нужда в занятиях для тела и расслабления сердца, в том, чтобы давать ему наслаждение время от времени. Об этом Посланник Аллаха сказал:
«Расслабляйте сердца от часа к часу». 
Абу Дауд передает это от Анаса 3. Отсюда и обычай шутить в его словах и действиях.
Передается от Пророка

«Развлекайте (себя) и играйте, воистину, я не люблю суровости в вашей религии».
Этот хадис приводит аль-Байхаки. Также передается от Аиши, да будет доволен ей Аллах, что Пророк Аллахасказал: 
У вас есть с собой какая-нибудь забава (ляхв)? Поистине, ансары любят забавы.
Этот хадис приводит аль-Хаким.
Поэтому передается от Али  и Абдуллы Ибн Мас’уда :
«Сердце утомляется так же, как и тело утомляется, поэтому ищите для него пути мудрости».
Передается от Ибн Аббаса , что, когда разговоры о Коране и хадисах были слишком долгими, он говорил тому, кто был около него:
«Развлеки нас», — то есть погрузись в рассказы и поэзию.
Другие сподвижники говорили:
«Дай отдых сердцам с помощью зикра».
Это упоминается в Кафф ар-Руа4
…Итог этого рассуждения в том, что расслабляться и давать наслаждение сердцу, а также тренировать свое тело — все это относится к дозволенным благам и интересам человека, которые Величественный Шариат не запрещает безоговорочно5. Это лежит в основе дозволенности некоторых (видов) развлечений в некоторых ситуациях, поскольку эти (виды) развлечения (ляхв) с таким намерением и такой целью перестают быть бесполезными (ляхв), напротив, они связаны с пользой, о чем свидетельствуют хадисы о дозволенности плавания, стрельбы из лука, соревнований с арбалетами, гонках на верблюдах, верховой езде, игры с семьей. Ведь эти занятия с правильной целью приносят выгоду для этой жизни и для следующей, и в этом случае они исключается из описания бесполезностью (ляхвийя) — и поэтому они дозволяются и  поощряются, если совершаются время от времени. А если кто-то делает это с намерением позабавиться (талаххи) и поиграть (таля’уб), то это будет, поистине, запрещено и порицаемо. Так разъяснили факихи.
Так же, как забавление (ляхв) периодически становится благом с правильным намерением и исключается из ляхвиййя, благие дела периодически становятся бесполезными с неправильным намерением или когда они препятствуют поминанию Аллаха, поэтому если намерение неверно, то речь идет о просто игре или ослушании Всевышнего. Пророк сказал:
«Все, что не связано с  поминанием Аллаха, — бесполезность (ляхв) и игра (лягб)».
Ас-Суюти упоминает этот хадис в Джамиа-с-сагир с указанием на ан-Насаи и классифицирует его как хасан (хороший).
…Как только мы понимаем, что развлечение иногда становится полезным через правильное намерение и ожидаемую от него пользу, а полезные поступки становятся бесполезными при неверном намерении или полном погружении в них и отвлеченности от Аллаха, то нам должно также стать ясно, почему факихи разошлись насчет некоторых (видов) развлечений: одни разрешали их (при условии, что это делалось) с благой целью… а другие запрещали по причине отстутствия уверенности в верном намерении … и правильной цели наряду с грехами,  которые бы совершались от этого, поскольку они обнаружили на опыте, что вред этого больше, чем польза.
…Таким образом, правило относительно этого вопроса, согласно нашим (ханафитским) ученым, полученное из их слов и принципов, таково:
1) Развлечение само по себе, которое не имеет в себе цели и не имеет полезного назначения для этой или другой жизни, является запретным (харам) или порицаемым (макрух тахрим), и это вопрос, на котором сошлась умма, и имамы совпали в этом.
2) Что же касается того, что совершается с определенной целью и содержит религиозную или мирскую пользу, то, если его запрет упомянут в Коране и Сунне, как запрет на игру в нарды, это запретно или порицаемо (макрух тахрим), и его польза или цель юридически (хукман) обнуляется в связи с конликтом с установленной запретностью, поскольку вреда от него больше, чем пользы… И на этом также сошлись все имамы. Однако между учеными могут быть разногласия о достоверности такого запрета, и те, кто считает запрет достоверным, запрещают и порицают это. Таков случай с шахматами, поскольку хадисы, говорящие о запретности в отношении шахмат, оспариваются учеными. Ханафиты и большинство факихов сочли их достоверными и, соответственно, запрещали и порицали шахматы, а Ибн Аль-Мусаяб, Ибн аль-Мугаффаль не считали их достоверными и, соответственно, дозволяли, также считал и имам Шафии.
3) В отношении тех видов развлечений, на которые не было запрета от Создателя, и того, что содержит пользу или благо для людей, в области фикха есть два мнения:
а) Первое. Если опыт показывает, что вреда от этого больше, чем пользы, и что зло от этого занятия перевешивает полезность, и что тот, кто занимается этим, отвлечен от поминания Аллаха, и (обязательных) молитв, и мечети, то это становится запретным, потому что подпадает под причину запрета (рацио легис, или основание закона), и это запретно или порицаемо.
б) Второе. Если это не так (практика не показала, что это несет вред), то, если люди погружаются в это с намерением развелечения и игры, это порицаемо, а если погружаются в это с целью приобретения пользы или с намерением достичь выгоды, то это дозволено и даже может дойти до уровня истихбаба или выше.
Вот краткий пересказ того, что сказал мой отец, шейх, муфтий Мухаммад Шафии в Ахкам аль-Куран6.
На основании этого принципа спорт, который нацелен на тренировку тела и ума, дозволен сам по себе, если только не содержит других грехов и если только человек полностью не погружается в него до такой степени, что это посягает на ответственность человека за свою религию и свою жизнь.
А Всевышний Аллах знает лучше.
Такмиля Фатх аль-Мульхим, 4:380-2.
  • 1. Нежелательность, близкая к запрету.
  • 2. Радд аль-Мухтар,том 6, стр. 394.
  • 3. Аль-Джами ас-Сагир.
  • 4. На полях Аз-Заваджир (1:164).
  • 5. Да, он запрещает чрезмерность и полное погружение в развлечение до такой степени, что это вредит и мирской жизни, и ахирату.
  • 6. 3:193-201.
    Автор: Муфтий Мухаммад Таки Усмани
    Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *