ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Читальный зал > В СВЕТЕ ФИКХА

В СВЕТЕ ФИКХА

Мы, мусульмане, вступая в долговые отношения, будем давать друг другу обещания и записывать их. Ведь слова забываются. КОГДА ДАЕШЬ В ДОЛГ…
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِذَا تَدَايَنتُم بِدَيْنٍ إِلَى أَجَلٍ مُّسَمًّى فَاكْتُبُوهُ
«О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его». (Сура «Бакара», аят 282)
Одним из способов взаимопомощи между людьми являются долговые отношения. В жизни бывает всякое, из-за ряда причин люди могут попасть в тяжелое материальное положение. В состоянии нужды возможность брать в долг имеет большое значение. Деньги, взятые в долг, подлежат возврату также в денежном виде, а при ином объекте долга, долг возвращается в том же виде. Вместе с тем, ничего сверх этого не отдается. Если за предоставление долга будет потребовано сверх отданного, это уже будет являться процентом. Процент же в Исламе признан запрещенным.
В нашей религии давать в долг является вознаграждаемым добром. Ислам поощряет дачу в долг. Наш Господь благоволит следующее:
«Если вы одолжите Аллаху прекрасный заем, то Он приумножит его для вас и простит вас. Аллах – Благодарный, Выдержанный» (Тагабун, 64:17).
Как безвозмездная помощь является благочестивым поведением, так и давать в долг и взаймы нуждающимся является благодеянием. Более того, считалось, что это даже лучше, чем подавать милостыню. Наш Пророк  (мир ему и благословение) в одном из хадисов повествует о следующем:
«В ночь Мираджа над воротами Рая я увидел надпись: “За милостыню воздастся в десятикратном размере. За долг же полагается восемнадцатикратное воздаяние”. И спросил я Джабраила:“Отчего же дать в долг обладает большим достоинством, чем милостыню?” Джабраил ответил: “Потому что попрошайка будет просить у тебя каждый раз, когда окажется рядом. Берущий же в долг будет просить о долге только из-за своего вынужденного положения”»(Ибн Маджа, “Книга милостыни”, 19).
Для человека добывание себе на жизнь и пропитание законным способом, в особенности для главы семейства добывать на пропитание для зависимых от него членов семьи, является возложенным на него долгом. Вместе с этим, мы должны знать, что на часть заработанного нами имеют определенное право и те, кто беден и нуждается. Мы должны помогать тем, кто оказался в нужде, отдавая закят и садака, и давая в долг, когда это необходимо.
Способствовать разрешению жизненных трудностей наших верующих братьев, давая им в долг, признается в Исламе высоконравственным поведением. Особенно те из нас, у кого есть такая возможность, должны помогать своим верующим братьям, оказавшимся в трудном положении. И таким образом должны способствовать преодолению их проблем. Воспрепятствовать дальнейшему ухудшению их ситуации. Требования нашей религии о братстве и солидарности также повелевают об этом.
Быть в долгу нелегко. По мере возможности, нужно стараться избегать взятия в долг. Однако если положение стало вынужденным, нужно соответственно ситуации выразить свою просьбу о долге. Не следует быть слишком настойчивым, когда просишь в долг. Сердечное согласие дающего в долг также является основным моментом. Тот, у кого хорошее материальное положение и имеет возможность, должен помочь действительно нуждающемуся в помощи. Ведь Коран (Бакара, 2:245) прямо об этом повелевает. В том случае, когда у человека есть соответствующая возможность, но он лжет об этом и говорит: «У меня нет возможности», – это является грехом. В том случае, если он не будет отдавать в долг,ему тогда следует сказать просящему: «Я имею возможность, но по такой-то причине не могу дать».
Те из нас, кто взял в долг, должны, зарабатывая и экономя, стараться вернуть долг в самые короткие сроки. Долги должны быть возвращены вовремя. Иначе можно поставить давшего в долг в затруднительное положение. Или заставить его сожалеть о сделанном добре. Конечно, это неправильно.
Всевышний Аллах в Коране наставляет нас скреплять долговые обязательства письменно и даже заручиться свидетелями. Это направлено на защиту от вреда, как заимодавца, так и должника. Сохранение хороших межличностных отношений и продолжение торговых отношений между людьми напрямую зависят от соблюдения прав друг друга. Поэтому определение суммы долга и суммы, подлежащей возврату, в письменной форме является необходимым.
Мы, мусульмане, вступая в долговые отношения, будем давать друг другу обещания и записывать их. Ведь слова забываются. И если забудутся сроки возвращения долга или возникнет какое-либо иное подозрение между людьми, то это подорвет доверие между мусульманами. По этой причине долг должны записывать и тот, кто его дает, и получивший. Взаимная запись долгов, подтверждение его свидетелями, помогут в дальнейшем преодолеть возникающие недоразумения. Всевышний Аллах придал большое значение письменной форме и свидетелям при оформлении долга, так что даже самый длинный аят Корана – это аят о получении долга (Бакара, 2:282).  
Источник: Islam-Today.ru

This post has been viewed 138 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru