18.04.2024

Закят0ЗАКЯТ — СТОЛП ИСЛАМА

Определение закята

Закят буквально означает «расти». Сам же термин означает очищение обладания имуществом посредством раздачи определенного его количества, которое необходимо отдать бедным как исполнение основного ибадата.

Ценности закята

Аллах Та’аля говорит в Коране: «Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе – по сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает» (сура «Корова», аят 261).
В Коране говорится, что от раздачи закята имущество существенно увеличивается. А награда увеличивается в соответствии с искренностью нията. В другом аяте Аллах говорит:
«Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования» (сура «Корова», аят 276).
«Сатана угрожает вам бедностью и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость. Аллах – Объемлющий, Знающий» (сура «Корова», аят 268).
От риба нет ни бараката, ни пользы, и она либо уменьшится, либо совсем исчезнет, в то время как имущество, расходуемое на пути Аллаха, многократно увеличивается.

Польза от закята

В хадисах говорится, что от раздачи закята извлекается следующая польза:

1. Завоевание довольства Аллаха;
2. Увеличение имущества;
3. Защита от потерь;
4. Получение прощения и благословений Аллаха;
5. Защита от бедствий;
6. Защита от гнева Аллаха и плохой смерти;
7. Закят предоставит убежище в День Суда;
8. Защита от семидесяти несчастий;
9. Он послужит щитом от огня Джаханнама;
10. Он способствует долголетию;
11. Он защищает от страха и печали.

Наказание за невыдачу закята

Аллах Та’аля говорит в Коране:
«Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями. В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: «Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!» (сура «Покаяние», аяты 34-35)

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

1. «Народ, который не будет платить закят, Аллах вызовет засуху на них (т.е. предметы первой необходимости будут в малом количестве)».

2. «В День воскресения богатство, дарованное Аллахом тому, кто не выплачивал с него закят, предстанет перед ним в образе плешивого ядовитого змея с двумя чёрными пятнами на глазах, который обовьётся вокруг него, вопьётся ему в щёки и скажет: «Я — твоё богатство, я — твоё сокровище» (Бухари).

3. Однажды Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) увидел золотые браслеты на руках двух женщин. Он спросил, выплачивают ли они закят с браслетов. Они ответили: «Нет». Тогда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) спросил: «Хотите ли вы, чтобы в день воскресения на вас надели браслета из огня?» Они ответили: «Нет». Тогда он сказал: «Выплачивайте закят на них» (Тирмизи).

Закят — это не налог, это ибадат

Аллах Та’аля говорит в Коране: «Бери из их имущества пожертвования (закят), чтобы ими очистить и возвысить их» (сура «Покаяние», аят 103). Этот аят указывает на то, что закят не является правительственным налогом, его главной целью является сохранение тех, кто богат, чистыми от грехов в материальном плане.

Есть 2 главных блага от выдачи закята:

1. Он не подпускает к греху и сохраняет дающего от моральных болезней, возникающих из-за любви к богатству и алчности.

2. Посредством закята проявляется забота о более бедных людях (которые не могут прокормить себя) — таких, как вдовы, сироты, инвалиды, бедные и нуждающиеся. И это неизменная жизненно важная часть продуманной и справедливой системы распределение имущества, установленная Аллахом для человечества.

Даже если нет вдов, сирот, бедных или нуждающихся людей, закят все равно обязателен для мусульман. Это ясно показывает, что закят не только лишь для раздачи нуждающимся и бедным, но он предписан как материальный ибадат. Так же, как намаз и пост являются физическим ибадатом, закят представляет собой ибадат материальный. Это особая милость Аллаха для этой уммы, и таким образом имущество, расходуемое на пути Аллаха, становится дозволенным для использования бедными и нуждающимися.

Виды имущества, для которого закят — фард

1. Золото и серебро (будь они в виде ювелирных украшений или в иной форме)
2. Товары для бизнеса.
3. Доход, извлеченный из собственности.
4. Стоимость имущества, купленного для перепродажи.
5. Деньги (наличные или в банке)
6. Деньги, которые вам задолжали (подробности спрашивайте у алима).
7. Скот (нисаб скота отличается от нисаба приведенных выше видов имущества).

Виды имущества, для которого закят не является фард

1. Дом для проживания.
2. Имущество для бытовых потребностей (мебель, автомобиль и т.д.).
3. Имущество для личных потребностей (не из серебра и золота).
4. Другие драгоценные металлы и камни — такие, как бриллианты, — для личного пользования.
5. Инвентарь, движимое имущество и иное оборудование, необходимые для осуществления бизнеса (например, машины для доставки и т.д.).
6. Если обязательства превышают активы.

Нисаб

Количество имущества, при обладании которым, становится обязательным платить закят, называется нисабом. Нисаб золота и серебра, зафиксированный Посланником Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), следующий:

Золото — 20 мискалей (т.е. 2,8125 тройских унций или 87,48 грамм)
Серебро — 200 дирхамов (т.е. 19,6875 тройских унций или 612,36 грамм) 

Нисаб на другие активы (не золото и не серебро) — такие, как товары, наличные деньги и т.д. — будет эквивалентом того, что меньше по стоимости (т.е. если нисаб золота, скажем, составляет 800 рэндов, а нисаб серебра — 500 рэндов, тогда нисаб на товары, деньги и т.д. будет составлять 500 рэндов).

Закят составляет 1/40 часть имущества, т.е. 2,5% (2,5 копейки на рубль) ежегодно.

Для кого закят обязателен?

Взрослый мусульманин в здравом уме, обладающий указанным выше количеством золота и серебра или излишним имуществом, эквивалентным приведенному выше, будет обязан заплатить закят в том случае, если он обладал этим весь год.

Замечание: закят следует рассчитывать, исходя из исламского (лунного) календаря, который короче христианского календарь примерно на 11 дней в год.

Кому нельзя давать закят?

1. Бану Хашим,являющиеся детьми Фатимы (р.а.), и всем членам семьи Посланника Аллаха (с.а.с.) и его женам (р.а.).
2. Родителям, бабушкам, дедушкам, детям и внукам.
3. Организациям, которые не распределяют закят среди тех, кому положено его выдавать (масаариф), а вместо этого используют собранный закят на потребление, вложения или зарплаты и т.д. 
4. Немусульманам.
5. Закят нельзя платить в качестве вознаграждения за оказанные услуги.
(Ибн-ус-Сабиль)
Тем, кто является мусафирами и не могут покрыть их основные потребности во время путешествия, хотя они обеспечены дома, можно давать закят для удовлетворения их нужд. 

Как определить закят на золото и серебро

1. Стоимость золота и серебра должна быть рассчитана экспертом (например, ювелиром).
2. Во внимание следует принимать только содержание золота и серебра.

Джамиат-уль-Улама (Трансвааль, ЮАР)

 


Вопросы о закяте и благотворительности

ВОПРОС: Ассаламу алейкум! У меня есть вопросы о закяте и благотворительности. 1) Когда нужно платить закят? Есть ли специально установленная для этого дата, или может ли человек платить закят в любое время года, когда захочет? 2) Нужно ли сделать специальное намерение для того, чтобы выплатить закят? 3) Можно ли человеку дать милостыню желая, чтобы саваб за него был дан кому-то другому (например, своей умершей бабушке или живущим детям)? Как следует обозначить, что милостыня дается не для себя? (Россия, Карачаево-Черкессия)

ОТВЕТ: Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
1) Закят становится обязательным для совершеннолетнего мусульманина в здравом уме, мужчины или женщины, если он (или она) обладает количеством нисаба (приблизительно 700 долларов в данное время*) в виде денег, драгоценностей (золота или серебра) или запаса товаров – сверх его долгов – на период одного лунного года. Когда пройдет один лунный год с того времени, как человек стал обладателем нисаба, и в момент завершения этого лунного года этот человек все еще обладает нисабом или большим количеством имущества, для него закят становится обязательным (аль-Мабсут Сарахси, том 2, стр. 189).

وليس في أقل من مائتي درهم زكاة فإذا بلغت مائتي درهم وحال عليها الحول ففيها خمسة دراهم

Некоторые люди для удобства назначают для выплаты закята конкретный день в Рамадане. Это дозволено при условии, что человек не меняет дату, когда для него или нее действительно обязателен закят, с намерением заплатить меньшую сумму.

2) Когда Вы выплачиваете Ваш закят, необходимо иметь намерение, что Вы платите именно закят (аль-Хидайя с аль-Бинайя, том 3, стр.311).

ولا يجوز أداء الزكاة إلا بنية مقارنة للأداء أو مقارنة لعزل مقدار الواجب

3) Когда подаете милостыню, Вы можете сделать намерение, чтобы саваб (награды) достались другим людям, например, Вашей умершей бабушке, Вашим детям и т.д. Книги Фукаха’ (правоведов) ясно указывают на дозволенность этого как для тех из мусульман, кто покинул этот мир, так и для тех, кто живет и здравствует.

Аллама Ала’уд Дин аль-Касани (рахимахулла) (умер в 587 г. по хиджре) утверждает:

من صام أو صلى أو تصدق وجعل ثوابه لغيره من الأموات أو الأحياء جاز ويصل ثوابها إليهم عند أهل السنة والجماعة

«Все, кто бы ни соблюдал пост, или делал салят, или давал милостыню, и передавал саваб (награды) этого другим, будь они мертвы или живы, это действительно, и награды достигнут их, по мнению ученых Ахлюс Сунна уаль-Джама’а» (Бадаи’ус Сана’ль’, том 2, стр.212).

Затем он ссылается на хадис, записанный в Сахихе аль-Бухари, где саидуна Са’ад (радиаллаху анху) пришел к Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи уасаллам) и спросил его:

إن أمي افتلتت نفسها وأراها لو تكلمت تصدقت، أفأتصدق عنها؟
«Моя мама умерла внезапно;  если бы она могла что-нибудь сказать перед тем, как умереть, это был бы наказ дать милостыню. Могу ли я дать милостыню от ее имени?»

Расулюллах (саллаллаху алейхи уасаллам) ответил утвердительно:

نعم تصدق عنها
«Да, дай милостыню от ее имени»
(Сахих аль-Бухари, Хадис № 2760).

4) Саваб любого действия зависит от намерения совершающего действие. Как Пророк (саллаллаху алейхи уасаллам) сказал в знаменитом хадисе:

إنما الأعمال بالنيات
«Награда действий зависит от намерений»
(Сахих аль-Бухари, Хадис № 1, передан Умаром).

Это общепризнанный факт среди всех ученых, что ният (намерение) исходит от сердца. Как имам Сарахси утверждает в аль-Мабсуте:

النية عمل القلب
«Ният (намерение) – это действие сердца».

Таким образом, когда Вы желаете, чтобы саваб достался другим, все, что Вы должны сделать, когда подаете милостыню, –  это сделать намерение в сердце, что Вы желаете, чтобы саваб достался тому-то и тому-то, например, Вашей  матери, бабушке, детям и т.д.

*Примечание: количество нисаба для закята постоянно меняется в зависимости от рыночной стоимости 612,36 граммов серебра.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат уль-Улама, Дар уль-Ифта
Источник: askimam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *