ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Летопись Ислама, Читальный зал > ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ ИСЛАМА

ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ ИСЛАМА

Бисмилляh011АМИРУЛЬ-МУСЛИМИН  ЮСУФ ИБН ТАШФИН

Юсуф ибн Ташфин ибн Ибрахим — второй правитель государства Альморавидов. Его кунья — Абу Якуб, титул — Амир аль-муслимин. Он является одним из великих правителей мусульман своего времени. Основал первую исламскую империю в Магрибе, которая простиралась от границ Туниса до Ганы на юге и до Андалусии (современная Испания) на севере.  Спас в свое время Андалусию от верной гибели. Является героем битвы при Саграхасе (Аз-Залляка) и предводителем мусульман в этом сражении.

Юсуф ибн Ташфин родился и вырос в мавританской пустыне, его относят к племени Ламтуна, одному из Берберских санхаджитских племен. Будучи правителем огромного государства, он был известен своим аскетическим образом жизни и был храбр как лев. Имам аз-Захаби в своей книге «Сайру а’лями ан-нубалаъ», описывая его качества, пишет:

«Он был великодушным человеком, приближал к себе ученых, на вид был смуглым, худощавым, с редкими волосами бороды, с мягким голосом, являлся решительным, благоразумным политиком, подчиняющимися Аббасидскому Халифу в Багдаде».

Юсуф ибн Ташфин собрал в себе лучшие качества, которые можно было найти только у некоторых его современников. Он в своем величии не уступает освободителю Кудса-Салахуддину аль-Айюби. Если Садахуддин является правителем, объединившим Машрик и поднявшим мусульман против крестовых походов, то Юсуф ибн Ташфин объединил исламский Магриб в борьбе против испанских завоевателей, отступников веры и удельных королей Андалусии. Он сплотил мусульман именно в то время, когда это было для них крайне необходимо и они нуждались в таком правителе.

Политическая обстановка этого региона в  те времена была накаленной. Это было обусловлено разделением Халифата на мелкие самостоятельные государства. Багдадский Халифат был расслаблен до такой степени, что они практически не имели никакой власти над многими территориями. В свою очередь, и Андалусия была разделена на удельные княжества, правители которых грызлись друг с другом в междоусобных войнах. А в странах исламского Магриба появились племена, отошедшие от религии, которые претендовали на северные территории Магриба. Это были силы, появившиеся под влиянием искаженной акыды государства Фатимидов. Они построили свое государство, и начали движение на север, и даже смогли построить свой собственный военный флот в Гибралтарском проливе.

В 1053 году (445 год по хиджре) Абдуллах ибн Ясин основывает движение Альморавидов и далее создает исламское государство. После двадцати лет  справедливого правления  он добровольно передает борозды правления государством Альморавидов Юсуфу ибн Ташфину. Свою работу во главе исламского государства Ибн Ташфин начал с восстановления городов и справедливого правления. Он выбирал людей из числа факихов и кадиев для введения в практику шариата. Обращал особое внимание на строительство мечетей и на то, чтобы в дальнейшем они стали центрами да’вата и единобожия.

Далее он начинает расширение территории государства Альморавидов, и встреча между ним и армией отступников стала неизбежной. В начале этого противостояния Юсуф ибн Ташфин прибегал к помощи Аль-Муътамада Ибн Аббада, одного из справедливых правителей Андалусии. Он с его помощью покончил с государством отступников. Таким образом, ему удалось, объединить исламский Магриб и создать государство, которое расположилось на территории, доходящей до Алжира на востоке и до Ганы на юге. И это было в 1083 году (476 год по хиджре).

После того как он укрепился и обосновал большое сильное государство в Магрибе, к нему стали обращаться мусульмане Андалусии,  требуя от него помощи. Эти обращения о помощи были последствиями того, что положение Андалусии день за днем ухудшалось, удельные короли называли себя халифами, их имена упоминались в пятничных проповедях, выпускали деньги со своими именами, каждый из них делал все, что в его силах, чтобы завладеть территориями сопредельного княжества. При этом они не пренебрегали прибегнуть к помощи христиан Испании, которые являлись ярыми врагами мусульман и имели в этом свои корыстные цели. Вследствие этого мусульманам Андалусии пришлось пойти на большие уступки, а христиане, зная это, требовали от них все больше и больше.

Видя такое положение мусульман, Юсуф ибн Ташфин, конечно же, отвечает согласием на просьбы о помощи. Об этом упоминает в своей книге большой ученый ибн Аль-Араби:

«…откликнулся на это Амир аль-муслимин, и Аллах даровал ему победу, он обуздал  этих неверных мечом, а тех, кто остался в живых, взял в плен. И осталось несколько правителей на восточных границах Андалусии, которые заключили союз с христианами. Амир аль-муслимин призвал их тоже участвовать вместе с ними в джихаде, но они отказались, сказав, что джихад не возможен без правителя из числа курайшитов или его представителя, а ты не являешься ни тем, ни другим. Юсуф ибн Ташфин ответил им, что он является подданным Халифа Аббасидов и доказательством этому упоминание  имени Халифа в проповедях, которые читают в мечетях на всей территории нашего государства. Они сказали: это просто хитрый ход с твоей стороны – и остались в своем лицемерии».

Чтобы утвердить свою легитимность согласно шариату Юсуф ибн Ташфин отправляет Аббасидскому Халифу в Багдад, письмо в котором просит  назначить его правителем этого региона. Об этом в своей книге «Тарих» пишет Имам Ас-Суйути:

«В 479 году Юсуф ибн Ташфин отправляет амира Маракеша к Халифу Аль-Муктади с просьбой об его назначении правителем и принятии в состав  Аббасидского халифата всех территорий, которые находятся под его властью. Халиф с радостью принял его просьбу, пожаловал ему красивую одежду и остальные знаки отличия, дал ему титул «Амир аль-муъминин». Юсуф ибн Ташфин также обрадовался этой вести, вместе с ним обрадовались и ученые Магриба».

После того как давление со стороны христиан Испании стало невыносимым, даже Муътамад ибн Аббад, один из удельных правителей Андалусии, стал звать на помощь Ибн Ташфина. Он вошел в Андалусию и возглавил армию мусульман, которая вела ожесточенные бои с испанцами. В 1086 году (479 г. по хиджре) случилось великое событие в истории Ислама – сражение в местности Саграхас (Аз-Залляка), которая  расположена в южной части Андалусии, недалеко от Бахадоса. Армия Юсуфа ибн Ташфина, массово маневрируя под бой барабанов, нанесла сокрушительный удар христианским рыцарям при Саграхасе. Христианские силы трепетали и были запуганы постоянным боем барабанов, которые сопровождали стремительные маневры армии Альморавидов.

Это одно из самых больших сражений в истории Ислама, в котором мусульмане одержали победу. Король Испании Альфонсо  был разгромлен. Ибн Ташфин уничтожал испанцев в таких количествах, что самому Альфонсо едва удалось бежать с пятью сотнями всадников. Многие тысячи лучших военных Кастильи «лежат неподвижно и бессильно на том роковом поле». Ибн Ташфин забрал с собой в Магриб 40 000 христиан в качестве трофеев, в то время как Ибн-аль-Хатыб оценивает число христианских потерь в 300 000. Перед битвой Альфонсо, христианский монарх, оглядывая свою великолепную армию, воскликнул: «с такими людьми я смогу сразиться с дьяволами, ангелами и призраками!».

Этой великолепной победой был поставлен крест на чаяниях испанцев оккупировать всю Андалусию (такие планы появились у них после того, как они взяли Толедо). Это сражение имело большое значение и оставило большой след в истории исламской Андалусии, оно отодвинуло неизбежное падение исламского государства в Андалусии минимум на два с половиной  столетия.

После этого сражения Юсуф ибн Ташфин вернулся обратно в Магриб, но он понимал, что удельные короли Андалусии не являются теми правителями, которых заслуживают мусульмане, и требует Шариат. К нему стали поступать призывы и фетвы ученых, в том числе и от великого ученого того времени довода  ислама Имама Аль-Газали, о необходимости взять под свою власть Андалусию. Тогда он во второй раз перешел Гибралтарский пролив и вошел в Андалусию, присоединил ее к своему государству, и это государство стало самым большим регионом в составе исламского Халифата.

Слава об Юсуфе ибн Ташфине распространилась среди ученых и простых людей. Сказания о нем, об его джихаде, справедливости, аскетизме, искренности и  приверженности  ценностям ислама и исламского государства передавались из поколения в поколение. О нем с лучшей стороны высказывались самые великие ученые и факихи.

Юсуф ибн Ташфин скончался в 1107 (в месяце мухаррам 500 года по хиджре) в возрасте около ста лет. Воистину, он был одним из великих людей в истории исламского Магриба и всего исламского мира. Он был человеком, восстановившим былую славу исламской уммы, и при этом оставшимся в тени истории. Про него написано, очень мало.

Автор: Нурмухаммад Изудинов
Источник: islamdag.ru


This post has been viewed 415 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Летопись Ислама, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru