28.03.2024

Бисмилляh09ТО, ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

Имама Ибн Хаджара аль-Хайтами[1], пусть Аллах продлит пользу его знаниям, спросили: «Что обязательно для нас знать и в чем быть убежденным? Разъясните нам открытым разъяснением, чтобы нам не приходилось искать ответ в другом месте. И да будет вам полное вознаграждение от Аллаха за это».

Он ответил: «Из того, что необходимо знать каждому мукалляфу[2] индивидуальной обязанностью, которое не разрешается оставлять, это изучить внешний смысл убеждений, находящихся в Коране и Сунне вместе с очищением Всевышнего Аллаха от того, что невозможно для Него, из того, из чего понимается что Аллах имеет тело, или направление как истава (вознесение) на Трон, аяты и хадисы в которых упомянуты ваджх (прямой смысл которого: лицо), йад (прямой смысл которого: рука) и подобные этим сифатам, то в этом есть два мазхаба (пути):

1-  Путь саляфов – и он наидостоверный,  он заключается  в оставлении истинного смысла Всевышнему Аллаху вместе с очищением Всевышнего Аллаха от того, на что указывает внешний смысл этих слов, который является абсурдным для Него.
 

2-  И путь халяфов – это вывести эти сифаты от внешнего смысла и перенести на то, что подобает Всевышнему Аллаху, как отнести смысл слова «истава»[3] на овладение, и «ваджх»[4] на сущность, «айн»[5] на полное покровительство защиту и сохранение,  «йад»[6] на милость и мощь, и «риджль»[7] на общину и группу, говорится: «Риджлюль джарад» (прямой смысл которого: нога саранчи) а переводят это как: группа саранчи, «кадам»[8] на предыдущие общины и тому подобное что упомянуто в книгах по вероубеждению и других.

 

И эти два пути единогласны на очищении Всевышнего Аллаха от того, на что указывает внешний смысл этих затрудненных текстов. Поистине они разногласят в том оставить ли их суть Аллаху и не толковать и это есть мазхаб саляфов. Или же толковать эти сифаты, что бы защитить их от отклонения еретиков и это мазхаб халяфов.

 

А что касается остальных текстов Корана и Сунны указывающих на единственность и святость Всевышнего Аллаха и другие совершенные сифаты, такие как знание, сила, воля, слышание, видение, речь, вечность без конца и другие его качества которые отрицают от него не достатки, то, что Аллах не является телом, не состоит из частей, и не является акциденцией, и то, что Он не находится в пространстве, и не располагается в каком либо месте, и не ограничивается временем, и не представляется разумом «Нет ничего подобного Ему, Он Видящий, Слышащий» (сура Шура, аят 11). И это все обязуется знать каждому поверхностно. И так же необходимо знать то, что раб не творит свои деяния, будь то хорошие или плохие, поистине творцом деяний раба является Всевышний Аллах, Единый, у которого нет сотоварища.

 

Так же необходимо уверовать в то, что Всевышнего Аллаха увидят в раю (уверовавшие), в могильные мучения и в спрос двух ангелов (Мункар и Накир), в мост (сират) и водоем (хауд) и в весы и отчет что все это истинна, и то, что рай и ад сотворены в наше время, и все остальное, что связанно с земной и загробной жизнью.
И так же из того, что необходимо изучить каждому это арканы (обязательные составные части) намаза, его условия и так же то, что нарушает намаз, это все обязуется после того, как это стало для него обязанностью, а так же обязуется изучить это до его обязанности если после обязанности он не сумеет это изучить и совершить фард в свое время[9]. И так же пост, закат если у него есть имущество, хадж если он намерен совершить его, или есть угроза смерти или порча его имущества[10]. И так же торговля, если он решил заняться ею, так же подобно этому другие дела такие как бракосочетание, распределение (имущества и ночей) между женами если у него жен больше чем одна, и все это обязуется знать после того как это станет обязанным, или же тогда, когда он захочет их сделать. И обязуется знать каждому из нас поверхностно их условия, составные части и нарушения этих действий.

 

И так же обязуется знать болезни сердца ее причины и способы ее лечения, таких как зависть, самодовольствие, показуха, стремление к власти, ненависть и злоба. Да, тот, кто чист от этих болезней, или способен удалить эти болезни без их изучения, то он не обязан изучать то, что упомянуто из этих болезней, поскольку он не нуждается в этом. И Аллах свят Он и Велик знает лучше».

 [Ибн Хаджар, «Аль-Фатава аль-Хадисийя», стр. 153.]

 


[1] 909-974 х/1504-1567 м

[2] Мукалляф — совершеннолетний, разумный, имеющий свободу выбора, понимающий не спящий и не потерявший сознание, ответственный за исполнение религиозных обязательств, к которому обращен призыв ислама.

[3] Прямой смысл которого: вознесение

[4] Прямой смысл которого: лицо

[5] Прямой смысл которого: глаз

[6] Прямой смысл которого: рука

[7] Прямой смысл которого: нога

[8] Прямой смысл которого: стопа

[9] Например, человек не должен изучить арканы и шуруты обеденного намаза до наступления времени обеденного намаза, а если есть вероятность, что после наступления времени он не успеет изучить их и совершить намаз в свое время до наступления времени следующего намаза, то он обязан изучить эти арканы и т.д.. до наступления времени обеденного намаза.

[10] То есть, человек боится, что в этом году он может умереть или, что у него отберут имущество или имущество испортится и в следующем году у него не будет этого имущества, и шанса совершить хадж, то он должен выучить все, что связанно с хаджем, чтоб совершить его.
Источник: taalib.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *