24.04.2024

КТО ТАКИЕ ПРОРОКИ?

Слово пророк на арабском звучит так «ан-набий». это слово произведено от слова «наба», что означает весть, сведение, сообщение, рассказ. Пророка называют на арабском именно так потому что пророк рассказывает о Всевышнем.

В религиозной терминологии пророк-это человек, не имеющий ни во внешности, ни в характере ничего отвратительного или отталкивающего, которому снизошло откровение в виде законов, которые он обязан соблюдать. А если пророку было повеление от Всевышнего не только самому исполняться веления Всевышнего, но и донести их до людей, то он является еще и посланником (расуль). Таким образом выходит, что каждый посланник был одновременно и пророком, но не каждый пророк являлся посланником.

Посланничество (ар-рисаля) достойнее и величественнее пророчества, поскольку оно объединяет в себе и Всевышнего и людей, ведь посланник имеет знания об Аллахе, поклоняется ему и в то же время наставляет и остальных людей. Посланниками из пророков считаются те, к которым Аллах обратился со следующими словами «Я послал тебя…» или «Доведи до людей от Меня…».  Достичь степени пророчества посредством какой-нибудь подготовки или усердного поклонения НЕВОЗМОЖНО! Пророчество есть милость Всевышнего, которым он наделяет лишь избранных из своих рабов. Пророчество невозможно заработать  или удостоиться посредством занятия каким-либо видом поклонения, как например уединением от людей ради поклонения Аллаху, употреблением лишь дозволенного (халяль). Пророчество это избрание Всевышним своего раба для наделения его слушанием откровения с канонами или какими-нибудь нормами, будь повеление от Аллаха на их распространение или нет. Если такое повеление будет, то это еще и посланничество. Посылание к человечеству пророков это милость от Всевышнего, а не необходимость, которая обязательно должна была бы выполнена Аллахом, как утверждали древние философы и некоторые заблудшие исламские течения и секты на подобии мутазилитов. Аллах Творец всего и вся, Он никому и ничему ничего не обязан и не нуждается ни в ком и ни в чем, тогда как все живое и не живое нуждается в Нем!

Аллах в Коране упомянул имена 25 пророков и каждый мусульманин обязан знать их поименно и быть убежденным в их пророчестве. Мусульманину не позволительно не знать о том, что кто-то из них был пророком. Их имена: Адам, Идрис, Нух, Худ, Салих, Ибрахим, Лют, Исмаиль, Исхак, Якуб, Юсуф, Шуайб, Айюб, Зуль-кифли, Муса, Харун, Суляйман, Давуд, Ильяс, аль-Яса, Юнус, Закарийя, Яхья, Иса и Мухаммад мир им всем и благословение Всевышнего!

Относительно Люкмана, аль-Узайра, Зуль-карнайна среди богословов имеются различные мнения, одни говорят, что они тоже были пророками, другие говорят-праведниками. Относительно пророка Хизри (мир ему) ученые разделились на три мнения: одни говорят, что он был посланником, вторые-пророком, а третьи-праведником. Однако более весомым мнением считается, что он был пророком. Тот кто узнав о пророчестве упомянутых в Коране пророков будет отрицать хоть одного из них впадает в неверие (куфр).

Помимо выше упомянутых пророков были еще и другие пророки и посланники, о которых подробно или же даже вкратце  не повествуется в Коране, а просто сказано, что Аллах отправлял пророков.

Мы обязаны верить не только в существование пророков, но и во все то, с чем они пришли, о чем они поведали нам. В число того, что они поведали нам входят священные писания, существование ангелов и т.п.

И мы должны быть твердо убежденными в том, что Аллах отправил много пророков и посланников, к каждому народу и к каждой общине, в разных местностях и в разные времена. Об этом говорится в следующих аятах Корана:

(смысл) «Я отправлял посланников и до тебя, о Мухаммад, о которых Я рассказал тебе и о которых не рассказал. Муса беседовал с Аллахом без посредников. Посланников отправлял Я, которые доносили от Меня благую весть о награде тем, кто уверует и увещевали о наказании тем, кто не уверует. Я посылал пророков чтобы у людей не осталось никаких причин и оправданий. Чтобы они не сказали на Том свете: «Господь наш, вот если бы ты отправил к нам посланника от Себя, мы бы последовали за ним и непременно были бы из уверовавших в Тебя». Аллах Великий и Мудрый» (сура «Ан-Ниса», аяты 164-165).

وَرُسُلًا قَدْ قَصَصْنَاهُمْ عَلَيْكَ مِنْ قَبْلُ وَرُسُلًا لَمْ نَقْصُصْهُمْ عَلَيْكَ وَكَلَّمَ اللَّهُ مُوسَى تَكْلِيمًا. رُسُلًا مُبَشِّرِينَ وَمُنْذِرِينَ لِئَلَّا يَكُونَ لِلنَّاسِ عَلَى اللَّهِ حُجَّةٌ بَعْدَ الرُّسُلِ وَكَانَ اللَّهُ عَزِيزًا حَكِيمًا

В другом аяте говорится:

(смысл) «Воистину Мы послали тебя, Мухаммад, с наставлением, в роли увещевающем о благом тех, кто примет наставление и о плохом, тех кто его не примет. И не было ни одной общины, к которой не был послан пророк» (сура «Фатыр», аят 24).

 

إِنَّا أَرْسَلْنَاكَ بِالْحَقِّ بَشِيرًا وَنَذِيرًا وَإِنْ مِنْ أُمَّةٍ إِلَّا خَلَا فِيهَا نَذِيرٌ

В еще одном аяте обращаясь к нашему Пророку (мир ему и благословение) Аллах сказал:

(смысл) «Твой Господь не губил ни один народ прежде не отправив к ним посланника, который довел до них Мою религию. И Мы уничтожили лишь те народы, которые оболгали пророков и не уверовали в Меня» (сура «Аль-Касас», аят 59).

وَمَا كَانَ رَبُّكَ مُهْلِكَ الْقُرَى حَتَّى يَبْعَثَ فِي أُمِّهَا رَسُولًا يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِنَا وَمَا كُنَّا مُهْلِكِي الْقُرَى إِلَّا وَأَهْلُهَا ظَالِمُونَ

Относительно количества вообще посланных Аллахом пророков и посланников среди ученых есть два мнения. Так согласно одному из них всего было 8000 тысяч пророков, из которых 4000 тысячи было послано к евреям, а остальные 4000 ко всем остальным. Однако более весомым и достоверным является мнение, что пророков было 124000, из которых 313 были еще и посланниками.

 

Пророчество или посланничество было предоставлено лишь человеческому роду. Пророком или посланником не могут быть ни джинны, ни ангелы. И эту истину не опровергают следующие слова Всевышнего: (смысл) «Джинны и люди, разве не приходили к вам посланники от вас самих же, которые читали Вам мои заповеди и увещевали о наступлении Судного дня» (сура «Аль-Анам», аят 130).

 

يَا مَعْشَرَ الْجِنِّ وَالْإِنْسِ أَلَمْ يَأْتِكُمْ رُسُلٌ مِنْكُمْ يَقُصُّونَ عَلَيْكُمْ آيَاتِي وَيُنْذِرُونَكُمْ لِقَاءَ يَوْمِكُمْ هَذَا

Потому что под словами «от вас самих же» имеются ввиду только люди, т.е. Аллах с упреком спросит в день Великого суда джиннов и людей разве я не посылал к вам своих посланников из числа людей?!

Так же тому, что посланниками могут быть лишь люди не противоречит и следующий аят: «Аллах посылает посланников из ангелов и из людей. Воистину Аллах всеслышащий и всевидящий» (сура «Аль-хадж», аят 75).

 

اللَّهُ يَصْطَفِي مِنَ الْمَلَائِكَةِ رُسُلًا وَمِنَ النَّاسِ إِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ بَصِيرٌ

Потому что под словами «посылает посланников из ангелов» подразумевается то, что Аллах посылает посланников из ангелов для того, чтобы донести до посланников-людей религию, а не как посланников для распространения религии среди людей или джиннов.

Это подтверждает следующий аят Корана: (смысл) «Язычники сказали: почему же в подтверждение слов Мухаммада не был ниспослан ангел. Вот если бы Мы отправили к ним ангела и они отказались бы от веры, то Мы бы их уничтожили подобно предыдущим не уверовавших народов» (сура «Аль-Анам», аят 8).

 

وَقَالُوا لَوْلَا أُنْزِلَ عَلَيْهِ مَلَكٌ وَلَوْ أَنْزَلْنَا مَلَكًا لَقُضِيَ الْأَمْرُ ثُمَّ لَا يُنْظَرُونَ

Т.е. Аллах не отправил ни одного ангела в роли посланника к людям, для обучения их религии, а отправлял лишь людей. Это подкрепляет и следующий аят, котором Аллах обращаясь к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) говорит: (смысл) «Скажи язычникам, о Мухаммад, что если бы на земле вместо людей жили бы ангелы, то Мы бы отправили к ним посланника в лице ангела, а не человека, чтобы им было легче общаться между собой и понимать друг друга» (сура «Аль-Исра», аят 95).

 

قُلْ لَوْ كَانَ فِي الْأَرْضِ مَلَائِكَةٌ يَمْشُونَ مُطْمَئِنِّينَ لَنَزَّلْنَا عَلَيْهِمْ مِنَ السَّمَاءِ مَلَكًا رَسُولًا

 

Пророки обладали такими качествами как честность и непогрешимость. Непогрешимость есть сохранность от запретного даже просто порицаемого (макрух, хиляфуль-авля), будь-то внешне или тайно, в сердце. Пророки сохранены от совершения запретного не только в взрослый период жизни, но и в юности и детстве. Они сохранены от совершения внешних, видимых грехов, например таких как: прелюбодеяние, распития алкогольных напитков, лжи… А тайно (в сердце) от зависти, гордости, совершения чего-либо не ради Аллаха,  а напоказ… Все их дела и мысли ограничиваются совершением обязательного или желательного. Порой пророки и посланники совершают нежелательные поступки, причем не из-за собственного желания, а чтобы показать тем самым дозволенность, не запретность подобного, как например пить воду стоя.

Что касается совершения запретного, то по единогласному мнению всех богословов (иджма) не может быть! Здесь разумеется у тех, кто знает историю пророка Юсуфа (мир ему) может возникнуть вопрос, а как же «греховные» поступки братьев пророка Юсуфа (мир ему), ведь они тоже были пророками? На этот вопрос мы ответим следующим образом. В первую очередь хочется обратить внимание на то, что братья Юсуфа по мнению одних богословов не были пророками, а по мнению других-были ими. Если судить об их поступках по мнению тех богословов, которые утверждают, что они не были пророками никакого объяснения и не требуется, потому что обычные люди не сохранены от запретного. А если брать во внимание мнение тех богословов, которые утверждают, что братья Юсуфа тоже были пророками объяснением совершения ими «запретных» поступков будет следующим. Они не были посланниками, которые обучали людей их религии, а были всего лишь пророками. А пророкам разрешено поступать согласно действительности, поступать правильно и хорошо, полагаясь на сокровенные, тайные знания, которым Всевышний обучил их. Подобно поступкам пророка Хизри (мир ему), который сделал пробоину на лодке, которая принадлежала одной бедной семье, а так же лишил жизни одного мальчика. Эти поступки лишь внешне кажутся запретными потому что Хизри (мир ему) будучи пророком обладал тайными знаниями. Так например, лодку он испортил для того, чтобы ее у той семьи не забрал правитель, который конфисковал все добротные корабли и лодки для их использования в войне. Сделав брешь в лодке он сохранил имущество той семьи. А причиной убийства им мальчика было то, что во-первых, на сердце этого юнца была печать неверия, т.е. он бы не уверовал, кроме того, чуть повзрослев он убил бы собственных родителей и попал бы в загробной жизни в ад. Лишив жизни этого мальчика пророк Хизри (мир ему) сохранил жизнь его родителям и спас этого мальчика от вечных адских мук, обеспечив ему дорогу в Рай, потому что дети, которые покинули сей свет, не достигнув совершеннолетия- по нормам Ислама- попадают в Рай. Таким образом совершенное тем или иным пророком запретное дело в отношении их лишь внешне, на первый взгляд кажется запретным и греховным, тогда как на самом деле, в действительно в их поступках есть только благо и польза. Точно так и братьям Юсуфа (мир им всем) Всевышний ниспослал откровение, что их брат пророк Юсуф (мир ему) завладеет Египтом. Таким образом получается, что они были обязаны поступить так (потому что им снизошло откровение от Аллаха с повелением), хотя внешне это выглядело и запретным. Тот факт, что и пророк Хизри и братья Юсуфа и другие пророки (мир им всем) совершали «греховные» поступки по повелению Всевышнего подтверждают слова пророка Хизри, которые приводятся Самим Аллахом в Коране.

(смысл) «Я не совершил все это (пробоину в корабле, лишение жизни мальчика…) по своей воле, напротив я поступил так по повелению Всевышнего» (сура «Аль-Кахф», аят 82).

 

وَمَا فَعَلْتُهُ عَنْ أَمْرِي

Поэтому если некий из пророков совершил что-то, на первый взгляд кажущееся запретным, то это по воле Аллаха. Нельзя говорить что такой-то пророк согрешил, а можно лишь сказать совершил то-то и то-то или «ошибку», да и то лишь в целях разъяснения, а не в целях осуждения или обвинения, поскольку во всем что они делали была своя мудрость и повеление Всевышнего.

 

В пользу  честности и непогрешимости пророков служит логический довод. А именно то, что если бы они грешили или совершали порицаемые поступки, то и для нас подобное считалось бы либо предписанием либо желательным поступком. Ибо Всевышний  повелел нам следовать за их словами, действиями и образом жизни в целом. А ведь Всевышний не повелевает нам совершать что-либо запретное или порицаемое.

Практически все богословы всех истинных религий сошлись воедино на мнении, что пророки и посланники сохранены от обмана и лжи в том, что они доводят от имени Всевышнего. Пророки не лгут даже в шутку, поскольку в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) говорится: «Я шучу, но даже так говорю только правду» (Ат-Табарани 3578).

Если бы пророки не имели таких качеств как честность, правдивость и непогрешимость, то они не были бы избранниками Всевышнего и не удостоились бы степени пророчества, ибо Всевышний в Коране сказал: (смысл) «Аллах сказал Ибрахиму Я сделаю тебя предводителем в религии. Ибрахим сказал: «О Аллах, сделай предводителями и моих потомков». Аллах ответил: «Предводительства удостоятся лишь праведные из твоих потомков»» (сура «Аль-Бакара», аят 124).

 

قَالَ إِنِّي جَاعِلُكَ لِلنَّاسِ إِمَامًا قَالَ وَمِنْ ذُرِّيَّتِي قَالَ لَا يَنَالُ عَهْدِي الظَّالِمِينَ

Несомненно, что ложь или любой другой грешный поступок не является благим, праведным поступком, что подтверждает, что пророки и посланники были праведными рабами Аллаха, что они не грешили, а иначе они не удостоились бы степени предводительства-пророчества!

Мы должны быть твердо убежденными в честности пророков. Честность есть соответствие сказанного ими действительности. Поскольку если бы им ложь была несвойственной получилось бы, что ложь имеется и в речи Аллаха, потому что Аллах подтверждает всё сказанное своими пророками и посланниками ниспосланием чудес, которые знаменуют собой: «Прав мой раб во всем, что говорит от Моего имени!».

 

Пророкам свойственно совершенство ума, феноменальная память и справедливость. Всевышний наделяет своих пророков и посланников совершенным умом для того, чтобы они могли приводить разного рода доводы и опровергнуть ложные и неправильные доводы оппонентов.

Всевышний в Коране сказал: (смысл) «Мы дали тебе довод, Ибрахим, с помощью которого тебе удалось одержать вверх в споре с неверующими. Вот так Мы возвышаем в степенях, одарив совершенным умом, знаниями и мудростью. Воистину Господь твой Мудрый в том, что делает и знает свои создания» (сура «Аль-Анам», аят 83).

 

وَتِلْكَ حُجَّتُنَا آتَيْنَاهَا إِبْرَاهِيمَ عَلَى قَوْمِهِ نَرْفَعُ دَرَجَاتٍ مَنْ نَشَاءُ إِنَّ رَبَّكَ حَكِيمٌ عَلِيمٌ

 

В другом аяте Корана говорится: (смысл) «Народ пророка Нуха сказал ему: «Ты много дискуссировал с нами, а теперь покажи нам обещанное тобою наказание, если ты говоришь правду»» (сура «Худ», аят 32).

 

قَالُوا يَا نُوحُ قَدْ جَادَلْتَنَا فَأَكْثَرْتَ جِدَالَنَا فَأْتِنَا بِمَا تَعِدُنَا إِنْ كُنْتَ مِنَ الصَّادِقِينَ

Очевидно, что человек, не обладающий совершенным умом и остроумием не способен дискуссировать с целым народом и более того одержать вверх! А как мы узнали из Корана пророки вели диспуты и побеждали в них.

 

Все пророки и посланники довели до своих народов всё, что Всевышний велел им довести до них. Потому что если допустить такое, что они могли бы утаить что-либо из веленого им распространить среди людей, то и нам было бы обязательным либо как минимум желательным скрывать знания, ибо нам велено Всевышним следовать за Его пророками и посланниками, а это не так, потому что скрывающий знания проклят Аллахом! Об этом говорится в Коране: «Воистину те которые скрывают истину подобно священникам-иудеям, которую мы ниспослали о пророке Мухаммаде в Торе прокляты Аллахом, Его ангелами, людьми и джиннами» (сура «Аль-Бакара», аят 159).

 

إِنَّ الَّذِينَ يَكْتُمُونَ مَا أَنْزَلْنَا مِنَ الْبَيِّنَاتِ وَالْهُدَى مِنْ بَعْدِ مَا بَيَّنَّاهُ لِلنَّاسِ فِي الْكِتَابِ أُولَئِكَ يَلْعَنُهُمُ اللَّهُ وَيَلْعَنُهُمُ اللَّاعِنُونَ

В общем пророки и посланники обладали тремя видами знаний: 1) знания, на распространение которых было повеление от Всевышнего; 2) знания, которые Всевышний запретил распространять среди людей; 3) знания, в распространении которых Аллах предоставил выбор пророкам выбор.

Относительно того может ли женщина быть пророком или посланником среди ученных есть разногласия. Те, кто утверждают, что пророками могут быть только мужчины приводят в качестве довода слова Всевышнего: (смысл) «Мы не отправляли до тебя, кроме как мужчин, к которым снисходило откровение свыше. Так спрашивайте же знающих, если сами не знаете» (сура «Аль-Анбия», аят 7).

 

وَمَا أَرْسَلْنَا قَبْلَكَ إِلاَّ رِجَالاً يُوحَى إِلَيْهِمْ فاسألوا أَهْلَ الذكر إِن كُنْتُم لاَ تَعْلَمُونَ

Что касается того аята в котором Аллах говорит, что ниспослал откровение матери Мусы (мир ему), то в этом аяте речь идет не об откровении с Шариатом (свод законов и норм), а о просто об откровении, о внушении, подобно тому как Всевышний использовал слово «откровение» (вахью), когда велел пчелам строить для себя дома в ущельях гор, на деревьях и людских постройках. (сура «Ан-Нахль», аят 68)

«И ниспослали Мы откровение матери Мусы: (смысл) «Корми его грудью. Если боишься за него отпусти его в реку Нил и не бойся, что он утонет и не печалься расставанию с ним. Воистину Мы вернем его тебе и сделаем его из посланников»» (сура «Аль-Касас», аят 7).

وَأَوْحَيْنَا إِلَى أُمِّ مُوسَى أَنْ أَرْضِعِيهِ فَإِذَا خِفْتِ عَلَيْهِ فَأَلْقِيهِ فِي الْيَمِّ وَلَا تَخَافِي وَلَا تَحْزَنِي إِنَّا رَادُّوهُ إِلَيْكِ وَجَاعِلُوهُ مِنَ الْمُرْسَلِينَ

Однако есть богословы, которые говорят, что женщина тоже может быть пророком и одной из таких была и мать Исы (мир ему) Марьям (да будет доволен ею Аллах). А выше упомянутую речь Всевышнего «Мы не отправляли до тебя, кроме как мужчин…», трактуют так, что в нем имеется ввиду посланники, а не пророки. В качестве довода в том, что мать Исы тоже была пророком  приводят аят в котором Всевышний называет мать Исы (да будет доволен ею Аллах) праведницей.

(смысл): «…и мать Исы была праведницей» (сура «Аль-Маида», аят 75).

وَأُمُّهُ صِدِّيقَةٌ

Тогда как Всевышний назвал некоторых пророков эпитетом праведничества. Так например пророка Ибрахима (мир ему).

(смысл): «Мухаммад, упомяни в Коране и рассказ об Ибрахиме, воистину он был праведником, пророком» (сура «Марьям», аят 41).

وَاذْكُرْ فِي الْكِتَابِ إِبْرَاهِيمَ إِنَّهُ كَانَ صِدِّيقًا نَبِيًّا

Таким же эпитетом Аллах назвал и пророка Идриса (мир ему).

(смысл): «Мухаммад, упомяни в Коране и рассказ об Идрисе, воистину он был праведником, пророком» (сура «Марьям», аят 56).

Однако и этот аят опровергли тем, что в этих аятах хоть Всевышний и называет Ибрахима и Идриса праведниками сразу же вслед называет и пророками! Именно поэтому большинство богословов и придерживаются того мнения, что пророками или посланниками могут быть только мужчины.

Всем пророкам и посланникам, в момент получения ими их первого пророческого откровения было 40 лет. И никто из пророков не был рабом, все они были свободными людьми.

 

Да одарит нас Всевышний верой и любовью ко всем его пророкам, особенно к последнему пророку, последнему звену, завершающему пророческую цепочку– пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) и сведет нас с ними в Раю! Амин.

Мухаммад-Амин Магомедрасулов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *