25.04.2024
http://assalam.ru/sites/default/files/img/story/%E2%84%96%2007%20(476)%2001%20%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8F%202015%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0/tavhid_002.jpgНАУКА ТАВХИД
Известное выражение – электрик, как сапёр, ошибается единожды – характеризует ситуацию, когда нет права на ошибку. Ошибся – значит умер. Вот так это грустно и ужасно звучит. Еще ужаснее, когда человек ошибается в вопросах веры. Ведь электрик, ошибаясь, покидает этот свет, а на Том свете, в зависимости от его веры и деяний, будет вознагражден Всевышним. Ошибка же в вопросах веры лишает человека райской обители на Том свете. Поэтому очень страшно, когда человек совершает такие необдуманные поступки или говорит слова, которые приводят его к вероотступничеству и убивают духовно. Во избежание этого очень важно изучить акиду Ислама, чтобы не сделать роковых ошибок.
 
Всевышний Аллах ниспослал Священный Коран на арабском языке как для арабов, так и для людей других национальностей. Коран – книга, посланная всему человечеству до Судного дня. И если сподвижники не понимали смысла каких-либо аятов, то Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сам объяснял их значение.
 
Но позже, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) покинул этот свет, в Ислам пришло большое количество людей, в том числе и не арабов. Они не знали тонкостей арабского языка, воспринимаемых скорее интуитивно, в результате допускали неточности в его понимании. Это касалось не только новообращенных, смысловые ошибки появились и в речи молодых арабов.
 
Рассказывают, что дочь Абу Асвада однажды сказала: «Ма ахсана ссамаи». Последнее слово она огласовала касрой, поэтому получилось, что она спросила: «Что является самым красивым на небе?» Отец ответил: «Звезды!» – «Я не это имела в виду, – ответила дочь, – я хотела показать свое восхищение и сказать «Как же красиво небо!» (а для этого она должна была последнее слово огласовать фатхой вместо касры).
 
Обнаружив, что уже и дети стали ошибаться в оборотах речи, он направился к сподвижнику и правителю мусульман Али (да будет доволен им Аллах) и рассказал ему о появившейся проблеме, так как ошибка дочери была не единственной. После чего, с повеления Али, стала проводиться работа по созданию правил арабского языка, и так была заложена основа для возникновения грамматики.
 
Подобно грамматике, стали создаваться и другие науки. Например, наука о хадисах мусталяхаль хадис не нужна была сподвижникам, так как хадисы они слышали из уст самого Пророка (мир ему и благословение). Но по истечении времени появилась необходимость в ней, чтобы определить достоверность определенного хадиса.
 
Также появились науки фикх, тасаввуф, тафсир и, конечно же, акида, о которой мы и говорим.
 
Дело было так
Во времена Пророка (мир ему и благословение) Ислам не был распространен на всей земле, но благодаря стараниям мусульман довести истину до каждого человека, религия единобожия распространилась и дошла до самых отдаленных уголков нашей планеты.
 
Религия Ислам пришла к людям, имевшим различные искажённые вероубеждения или вовсе не веровавшим в Бога, Судный день. Но, видя то добро, справедливость и, самое главное, простоту веры и ее рациональность, люди массово стали принимать Ислам. Но у них оставались определенные вопросы относительно их предыдущих вероубеждений, на которые нужен был четкий, логически приемлемый, построенный на основах и правилах Корана и сунны ответ. Также были и те, кто приходили в Ислам не с целью его принятия, а с корыстными намерениями разрушить его изнутри. Войдя в доверие к мусульманам, они вносили смуту и раскол между ними. Таким был Абдулла ибн Саба, который, «придя» в Ислам из иудаизма, своим острым языком пытался раздробить умму Ислама изнутри.
 
Но проблемы возникали не только со стороны новообращенных, в среде мусульман также появлялись группы, у которых были ошибочные представления или сомнения. Одной из первых таких групп были мутазилиты, лидером которых считают Василя ибн Ата.
 
Мутазилиты
 
Хасан аль-Басри на собрании верующих говорил о больших грехах, разъясняя, что совершающий их навечно в Ад не войдет. Василь ибн Ата там также присутствовал. Он был убеждён, что человек, совершающий большие грехи, находится в среднем положении: между верой (иманом) и неверием (куфром). Он неправильно понимал хадис, в котором говорится: «В то время, когда (верующий) раб совершает прелюбодеяние, он не является верующим…» Ибн Ата из этого хадиса понял, что существует промежуточное состояние между верой и неверием.
 
Выразив публично свою точку зрения, он покинул собравшихся; его сторонники стали собираться у колонны Большой Мечети, где Василь ибн Ата проповедовал свое учение. Узнав об этом, Хасан Басри сказал: «Василь отделился от нас («итазала Василь»)». С этого времени Василя и его учеников стали называть мутазилитами («отделившимися»).
 
Мутазилиты считали, что раб Всевышнего самостоятельно создаёт свои поступки. Их ложные убеждения распространились среди мусульман. Они были причиной смуты, провозглашая сотворённость Корана. Утверждали также, что сифаты (атрибуты) Всевышнего не являются предвечными. Многие учёные ахлю сунны были убиты, так как отрицали сотворённость Корана.
 
Хавариджи
 
Большую смуту принесли умме Ислама и хавариджи, которые обвинили сподвижника Али (да будет доволен им Аллах) и некоторых других сподвижников в куфре. Они утверждали, что если человек, совершивший большой грех, умрет без покаяния, то он будет вечно гореть в Аду с Иблисом, Фараоном и Хаманом, в отличие от ахлю сунны, которая учит: человек, умерший без покаяния, но с верой в сердце, вечно гореть в Аду не будет.
 
Сабаиты
 
Смута исходила и от последователей Абдуллы ибн Саба, который пришел в Ислам из Иудаизма. Он со своими последователями выступил против сподвижника Усмана (да будет доволен им Аллах) и некоторых других сподвижников. Он утверждал, что Али (да будет доволен им Аллах) это есть Бог, воплотившийся в человеческую плоть.
 
В достоверном сборнике хадисов Бухари сообщается, что Али (да будет доволен им Аллах) сжигал людей, называвших его Богом, на что те стали говорить: «Теперь мы еще больше убедились в твоей божественности, так как только Бог наказывает огнем» («Сахихуль» Бухари, №3017).
 
Антропоморфисты
Появились и последователи антропоморфизма, которые стали уподоблять Всевышнего Своим творениям, наделяя его руками, ногами, определяя его рост немного выше горы, что Он молодой кучерявый юноша, ходит в золотой обуви.
 
И причиной появления этих еретических суждений стало самостоятельное поверхностное суждение, не подкрепленное правилами Шариата, а лишь основанное на измышлениях разума. Это и становится основной причиной, которая приводит к многочисленным ошибкам в вероубеждении. Ограниченный разум человека не может рассуждать о вещах, не ведомых ему, он нуждается в поддержке Шариата, чтобы избежать неправильного представления.

Продолжение следует, ин ша Аллаh.
Источник: assalam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *