ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

ВЕРОУЧЕНИЕ

ПОРЯДОК КУПАНИЯ УСОПШЕГО — ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ И ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ МЕТОДЫ

После того как будет установлена смерть человека, желательно как можно быстрее его обмыть. Если смерть не установлена, то необходимо ожидать до тех пор, пока она будет точно установлена.

Обмывать усопшего мусульманина, укутывать его в саван, совершать над ним заупокойную молитву (джаназа-намаз) и его захоронение – это коллективная обязанность (фарз аль-кифаят), по единогласному мнению ученых. Если какой-либо умерший мусульманин останется незахороненным или за него не совершат джаназа-намаз, то все жители того или иного населенного пункта впадают в грех.

Обязательный метод купания усопшего

Минимум купания усопшего – это доведение воды до всего тела. Если на теле усопшего есть нечистоты (наджаса), то желательно сперва удалить их. По мнению имама ан-Навави, удаление нечистот (наджаса) и обязательное купание получается с одного промывания, а имам ар-Рафии говорит, что требуется два промывания – одно для удаления нечистот (наджаса), второе – для обязательного купания.

Человек, обмывающий усопшего, не обязан совершать намерение на это. Также необходимо обмыть утопленника, ибо купание усопшего является обязанностью мусульман после того, как человек умер.

Желательный метод купания усопшего

Усопшего кладут в отдельное, закрытое помещение, куда не заходят посторонние люди, помимо тех, кто купает его. Ведь на теле мертвого может быть то, что не следует показывать посторонним. Его ставят на специально приготовленный для купания деревянный стол или носилки. Сторона, где находится его голова, должна быть выше, чтобы вода стекала вниз. На усопшего надевают длинное платье, материал которого легко пропускает воду. Таким образом, тело усопшего будет спрятано от взоров даже омывающих. Человек, который омывает его, вводит свою руку под это платье и в рукава, чтобы доводить воду до изгибов тела и очищать его. Если платья не будет или не получается его надеть на усопшего, то прячут промежуток между пупком и коленами, каким-нибудь материалом.

Человеку, который обмывает усопшего, не следует смотреть на его тело, кроме необходимого, которое требуется для обмывания тела. Вода, которой обмывают тело усопшего, должна быть холодной, чтобы это способствовало укреплению тела. Если вода льется из сосуда, то следует этот сосуд держать подальше от обмываемого тела, чтобы в сосуд не попали брызги.

Затем усопшего приподнимают так, чтобы он был в наклонном положении. Купающий, ставит свою ногу за спиной усопшего для упора, а правой рукой держит шею мертвого, придерживая большим пальцем его голову. Левой рукой, надавливая, протирают живот усопшего, чтобы из него вышло то, что осталось. В комнате при этом следует использовать много благовоний, дабы блокировать неприятный запах. А воду следует наливать обильно, чтобы она быстро смывала нечистоты, которые могут выйти из тела.

Затем его укладывают на спину и, надев перчатки или обмотав руку тряпкой, моют его оба аврата (половые органы) таким образом, как живой подмывается после посещения туалета. Затем снимают перчатки, моют руки, надевают другие перчатки и начинают совершать усопшему ритуальное омовение, то есть делается обычное омовение, начиная с ополаскивания носа и рта, наклонив его голову так, чтобы вода не попала вовнутрь. Далее моют голову и бороду мылом или иным моющим средством. После этого широкой расческой расчесывают волосы головы и бороду, если они запутаны. А выпавшие при расчесывании волосы следует положить в саван усопшего. Укорачивать волосы или ногти усопшего является нежелательным, а по другой версии даже запретным.

Затем моют его правую сторону, повернув усопшего на левый бок, – от шеи до кончиков ног. Так же омывают и левую сторону. Желательно омывать таким образом по три раза, не считая тот раз, когда омывают мылом или моющим средством. Моющим средством желательно промыть тело в первый раз, а затем чистой водой.   Желательно смешивать с водой чуточку камфары, так чтобы вода не изменяла своего свойства. А добавлять ее в последний раз является наиболее предпочтительным. Если полная чистота не получится после третьего купания, то следует добавить еще и еще по мере необходимости. Если чистота получится в четном количестве обмывания, желательно добавлять еще одно омывание, чтобы соблюдать витр (нечетность).

По окончании купания, суставы и сухожилия тела смягчают соответствующим разминанием тела. Затем тело усопшего усердно протирают и сушат, чтобы не намочить саван, ибо это способствует быстрому тлению савана.

Если после купания из тела выйдет наджаса, то необходимо удалить только ее. Повторять купание снова не обязательно.

Наиболее предпочтительным является, чтобы усопшего мужчину омывал мужчина, а женщину соответственно – женщина. Но при этом муж имеет полное право обмывать тело своей усопшей жены и наоборот. Обмывая тело жены или мужа, следует надевать перчатки, чтобы кожа купающего не соприкасалась с кожей усопшего и тем самим, согласно шафиитскому мазхабу,  не нарушалось омовение купающего. А что касается усопшего, то его омовение однозначно не нарушается.

Если для купания усопшего не будет никого, кроме как постороннего человека противоположного пола, то усопшего не купают, а вместо этого ему делают таяммум.

Кто наиболее достоин обмывать усопшего?

Самыми достойными для купания усопшего мужчины являются родственники со стороны отца. В первую очередь – это отец, затем дедушка (отец отца), затем прадед и т.д. Затем сын усопшего, затем внук, правнук и т.д. Затем брат, затем брат со стороны отца. Затем племянник (сын брата), затем сын брата со стороны отца, затем другие родственники по отцовской линии, а это дядя (брат отца), затем брат отца со стороны их отца.

Далее, если родственники по отцовской линии не имеются, то усопшего купают его родственники по материнской линии. Среди них первым идет отец матери, затем брат по матери, затем дядя со стороны матери, затем дядя — брат матери по матери.

Женщину должны обмывать ее близкие родственницы (махрамы), то есть женщины, если предоставить это дело мужчине, то тому, который не имел бы права жениться на усопшей. Если на одном уровне будут две женщины, то следует предпочтение отдать той, которая приходится родственницей по отцу. Следовательно, тетя со стороны отца предпочтительней, чем тетя со стороны матери. Далее идут другие женщины семейства усопшей. Если же у усопшей не будет родственниц, то обязанность ее купания возлагается на других, посторонних женщин. Если женщин не будет, то ее обмывает муж. Если и его не будет, ее обмывают близкие родственники. Но важно знать, что двоюродным братьям однозначно запрещается купать усопшую женщину.

Если человек умрет при совершении паломничества, то при его купании не используют то, что имеет приятный запах. Запрещается также укорачивать или подрезать его ногти, ибо все это было запрещено паломнику.

По материалам книг: Канзу ррагибин и Мугни аль-мухтадж
Подготовил Ахмад Магомедов
Источник: islamdag.ru


This post has been viewed 197 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Мир Мусульманки, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru