29.03.2024
Без чего нельзя почувствовать сладость веры – что добро и зло исходят от ВсевышнегоБЕЗ ЭТОГО КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕК НИКОГДА НЕ ПОЧУВСТВУЕТ СЛАДОСТЬ ВЕРЫ…
На протяжении всей нашей жизни большинство из нас совершенно уверены в том, что наши родители нас любят. Это непреложная истина. Однако, в нашем детстве эта любовь далеко не всегда выглядела для нас приятным и понятным образом. Мы охотно верили в то, что они нас любят, когда они хвалили нас и обнимали, когда покупали нам игрушки и книжки, брали на прогулку в парк или в кафе, где угощали нас пирожками, мороженым и другими вкусным вещами.
Но не все дети готовы были поверить в родительскую любовь, когда та же любящая мама ставила перед нами утром тарелку с манной кашей, которую мы терпеть не могли. Или не разрешала нам на прогулке сделать что-то, по нашему мнению, очень интересное – поднять с земли красивый фантик или блестящее стеклышко, да еще попробовать его на вкус.
Или когда родители вели нас к врачу, где с нами также делали что-то совсем нехорошее – кололи пальцы иголкой, чтобы взять кровь, делали прививки или выписывали рецепты, которые потом превращались в горькие таблетки. А когда мы были подростками, мы радовались, когда родители давали нам карманные деньги, но обижались на родителей, когда они не разрешали нам задерживаться допоздна на вечеринке у друзей.
Только когда мы сами становимся родителями, мы до конца осознаем, что все, что делали наши любимые люди, было для нашего блага – и хорошее и плохое. Нечто, что казалось нам вначале неприятным, тоже оборачивалось в конечном итоге благом. Если бы в свое время нас не водили к зубным врачам, мы бы впоследствии страдали от зубной боли, если бы нас не заставляли есть кашу, суп или овощи – а кормили бы только сладостями, мы испортили бы себе здоровье. Если бы нас не заставляли делать уроки, не приучали к труду и получению знаний, мы не смогли бы овладеть интересной профессией.
Для чего нужно это длинное вступление? Все мы знаем, что вера мусульманина (иман) основана на шести столпах – и шестым, последним столпом имана является вера в предопределение, что все в нашей жизни происходит по воле Аллаха. В свое время мы уже разбирали теоретическую часть этого вопроса в статье: «Если мой выбор заранее известен, где же свобода воли?
Сейчас речь о том, какие практические выводы мы делаем из этой веры. Для нас важно осознавать – не только формально, на словах, но и в виде практического понимания, что добро и зло исходят от Всевышнего. Но при этом Он Милостивый и Милосердный, Он Любящий, все это Он делает для нашего блага – а не для того, чтобы сделать нам плохо и неприятно. Когда речь идет о чем-то приятном в нашей жизни – мы находим хорошего спутника жизни, у нас рождается долгожданный ребенок, мы находим хорошую работу, тогда нам легко сказать, что Господь действительно нас любит, Он к нам милостив. Но когда нас постигают какие-то неприятности – потеря работы или денег, болезнь, смерть близкого человека, нам очень трудно согласиться с тем, что и это исходит от того же любящего Творца.
«А человек, когда испытывает его Господь его, почтит [сделает уважаемым среди людей] и оделит благами [богатством], тогда он говорит: «Господь мой почтил меня!» А когда Он испытывает его [человека] и ограничит ему пропитание, то он говорит: «Господь мой унизил меня!» (Коран, 89:15-16).
В таком случае мы обычно склонны жаловаться на свою несчастную судьбу, на неприятное стечение обстоятельств, на плохих людей, которые стараются причинить нам вред. Нам не приходит в голову, что все это – и люди, и обстоятельства, — это просто средства, через которых Бог действует в нашей жизни, устраивая ее определенным образом.
Один из больших ученых и праведных людей раннего ислама, имам Харис аль-Мухасиби пишет в своей книге «Рисалятуль-мустаршидин» (Послание к ищущим наставления): «Вы никогда не почувствуете сладость веры, пока не уверуете (как следует) в кадар (предопределение) Аллаха – что добро и зло исходят от Него».
Вера предполагает не просто убеждение в том, что Бог существует и обладает такими-то качествами, а доверие Ему – все, что происходит в нашей жизни, делается по Его воле и делается для нашего же блага.
И как пишет имам Мухасиби, наша вера не будет по-настоящему крепкой и не будет приносить нам удовлетворение, пока мы не увидим Самого Творца за всем, что происходит в нашей жизни.
Мы начали с примеров любви к нам наших родителей. Далеко не все, что они делали для нас в детстве, нам нравилось и было приятным. Однако, мы доверяли им – и, хотя, бывало, и капризничали, и жаловались, но все-таки слушались их, поскольку знали, что они любят нас и не причинят нам вреда. И наше доверие всегда было оправдано – неприятные вещи, которые они заставляли нас делать, оборачивались пользой и благом для нас.
В хадисе говорится, что «Аллах жалеет человека больше, чем мать своего ребенка». Если родители иногда причиняли нам боль и неудобства – поскольку считали, что это будет благом для нас (исходя из своего ограниченного понимания пользы и вреда), то тем более, Всевышний – Знание которого абсолютно – допуская какие-то испытания и проблемы в нашей жизни, делает это только потому, что видит в этом пользу для нас.
Передается, что праведные люди никогда не держали зла на тех, кто их обидел, предал, забрал у них что-то, поскольку видели за каждым событием своей жизни действие Всевышнего. Это Он – посредством других людей – решил забрать у них что-то, лишил их таких-то благ, причинил им неудобства. Так как на кого здесь можно обижаться? На людей – но они лишь орудия в руках Бога. На Него – тем более глупо, ведь Он делает это не потому, что желает нам зла, а, наоборот, желая нам добра:
«И может быть, вам не нравится что-нибудь, а оно (в действительности) для вас благо, и может быть, вы любите что-нибудь, а оно для вас зло, – поистине, (только один) Аллах знает (что является для вас благом), а вы не знаете!» (Коран, 2:216).
Праведные люди всегда чувствовали близость к Создателю, чувствовали Его присутствие в своей жизни – поэтому всегда доверяли ему и видели Его действие за каждым событием в своей жизни.
Всем нам также следует стремиться к подобным отношениям со Всевышним – тогда мы, поистине, почувствуем сладость веры, поскольку всегда будем испытывать радость, гармонию и благодарность Ему.
Даже если что-то в нашей жизни не сложится так, как нам хочется, мы не будем впадать в отчаяние, обвинять окружающих, жаловаться на жизнь – поскольку сможем сказать себе, «значит, так захотел Господь». Если нас кто-то обидит и нагрубит нам – вроде бы, без всякого повода с нашей стороны, возможно, в этом урок для нас –может быть, мы тоже сделали когда-то больно другим людям и не попросили прощения. Либо это указание на то, что нам нужно что-то исправить в своем характере – таким образом, Всевышний хотел нам показать, как некрасиво со стороны выглядит такой поступок.
Если мы вдруг лишаемся работы – может быть, это рабочее место не подходит для нас, и у нас скоро будет более интересное предложение. Если у нас расстроилась свадьба – и здесь есть благо. Значит, с этим человеком наша семейная жизнь не была бы счастливой – или наоборот, мы не сумели бы составить его счастье. Недаром говорят, что, когда Господь закрывает одну дверь, Он непременно откроет другую.
Такое отношение к происходящему в нашей жизни поможет нам не злиться и не расстраиваться, когда наши планы не сбываются, а стараться извлекать урок из всего, что с нами происходит. Когда у нас в жизни проблемы, нужно говорить не «за что мне это?», а «для чего мне это послано, что Бог хочет мне этим сказать?». И тогда наша вера будет по-настоящему приносить нам удовлетворение.
Автор: Анна Кобулова
Источник: islam-today.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *