ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Мир Мусульманки, Читальный зал > ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИСЛАМЕ

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИСЛАМЕ

как602ПОЧТИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ КАК ЗАЛОГ ХОРОШЕГО ВОСПИТАНИЯ СВОИХ ДЕТЕЙ

Все мы мечтаем о том, чтобы наши дети уважительно к нам относились, ценили всё то, что мы для них так старательно делаем, были воспитанными и благонравными… Как достичь всего этого? Ведь список наших желаний столь велик и сложен. Не всегда удаётся справляться с детскими капризами и хотениями, не всегда удаётся держать себя в руках и быть милыми и нежными со своими детьми.

В данной статье хотелось бы поделиться одним из секретов, как суметь с помощью Всевышнего Аллаха воспитать наших детей благонравственными мусульманами, о которых говорил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

Яблочко от яблоньки…

Каждый человек, воспитывая своего ребёнка, хочет и должен научить его почтительному отношению к родителям, то есть к нам с вами. Но если взрослый не является авторитетом для ребёнка, то ребёнок не станет слушать своего родителя. Известный учёный Л. С. Выгодский выдвинул положение о том, что взрослый человек — центр всякой ситуации в младенческом возрасте. Близкий взрослый определяет отношение ребёнка к миру. Самый естественный путь к внешнему миру — путь, пролегающий через другого человека. Но ведь, прежде чем учить детей уважительному отношению к себе, нам необходимо самим почтительно относиться к своим маме и папе.

Личный пример для ребёнка — это лучший урок. И подобные уроки необходимо начинать с момента появления на свет вашего сына или дочери.

Младенцы — это не беспомощные, пассивные, полностью зависимые существа, они желают взаимодействовать с матерью, от рождения организованы и участвуют в процессе своего развития.

Наукой доказано, что дети быстро приобретают информацию о социальном окружении, рано развивают представления о себе и других. Некоторые младенцы уже к концу первого месяца жизни понимают связь между изменениями лица и голоса, в пятинедельном возрасте по-разному взаимодействуют со знакомыми и незнакомыми людьми.

К 10 месяцам младенцы используют выражения лица и тон матери при взаимодействии с незнакомыми людьми. Младенцы более дружелюбны к тем незнакомым людям, к которым положительно относится их мать.

Все эти научные находки вы смело можете проверить, понаблюдав за своими детьми или детьми своих знакомых. Вы найдёте им подтверждение! Так как же наши дети будут относиться к нашим родителям (своим бабушкам и дедушкам), а впоследствии и к нам, если мы в своей речи будем нетерпеливы к маме и папе? Аллах Всевышний в суре «Женщины» в аяте 36 сказал: «И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним, родителям делайте добро…».

Маленькие повторюшки

Дети с самого рождения копируют поведение того человека, который находится рядом с ним. Приведём в качестве примера весьма забавный эксперимент, впервые проведённый этологом К. Лоренцом с гусятами.

Первым движущимся объектом, с которым встречались гусята в момент вылупления, была не их биологическая мать, а сам Лоренц. Произошла удивительная вещь: вместо того чтобы присоединиться к стаду гусей, эти гусята повсюду следовали за Лоренцом и вели себя так, как если бы он был их матерью.

Оказавшись в присутствии своей настоящей матери, они не обращали внимания на неё и возвращались под защиту Лоренца.

Проявления этой привязанности к человеку стали особенно необычными, когда, достигнув половой зрелости, эти гуси принялись искать брачных партнёров, сходных с человеком, не проявляя ни малейшего интереса к представителям собственного вида. Данный эксперимент К. Лоренца многократно подтверждался другими исследователями.

Даже в детской литературе можно встретить истории о таком интересном открытии, называемом «импритинг», например в сказке Е. Сапариной «Про цыплёнка, который думал, что он котёнок».

Таким образом, наши родительские уроки, данные в младенческом возрасте, дадут о себе знать и позднее. Поэтому мы должны взглянуть на самих себя, проинспектировать наше отношение к своим родителям, прежде чем требовать благого от своих детей.

«…не говорим им: „Уф!“»

Благородный Коран отводит родителям очень высокое место. Угождение родителям ставится (вдумайтесь только!) на второе место после угождения Аллаху, а хорошее отношение к ним рассматривается как достоинство, уступающее по своей важности только достоинству веры в Аллаха.

Аллах Всевышний сказал: «И судил Господь твой, чтобы вы никому не поклонялись кроме Него, а к родителям относились хорошо. И если состарится один из них у тебя или оба, то не говори им: „Уф!“» — и не кричи на них, а говори им слова достойные. И проявляй по отношению к ним смирение из милосердия и говори: «Господь мой, помилуй их, ведь они воспитывали меня, когда я был маленьким!»» (сура «Ночное путешествие», аят 23–24).

В этом аяте нашла своё отражение неразрывная связь между поклонением Аллаху и проявлением почтительности к родителям такой высоты, которой прежде никогда не могли достичь ни реформаторы, ни учёные, ни мудрецы.

Содержание аята побуждает детей к чувству милосердия, благожелательности, почтения. Нельзя говорить родителям: «Уф!» Наоборот, надо больше думать о том, какое бы ещё доброе слово им сказать, чтобы им стало приятно, и они порадовались. Старея, люди часто становятся нетерпеливыми, раздражительными, страдающими от болезней и недомоганий. Они становятся домоседами, ослабевают.

Мусульмане обязаны знать о трудностях, которые волнуют пожилых людей, и не пренебрегать ими. Мусульмане не считают приемлемым возлагать обязанности по уходу за своими престарелыми родителями на чужих людей.

Подобно тому, как мать заботится и вскармливает собственное дитя, пока оно не приобретёт собственную независимость, так и мы должны проявлять заботу о родителях, приближающихся к завершению жизненного пути, и облегчить им переход в мир иной. «Пусть пристыжён будет тот, кто не помог своим престарелым родителям, ибо утратил он право своё на вхождение в Рай» (Тирмизи).

Хадисы дополняют собой аяты Корана, подтверждая достоинство проявления почтительности к родителям и предостерегая людей от ослушания отца и матери или нанесения им обид независимо от того, какие бы причины их к этому ни подталкивали.

Абдуллах бин Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды я спросил Пророка (мир ему и благословение): „Какое дело Аллах любит больше всего?“ Он сказал: „Совершаемую своевременно молитву“. Я спросил: „А после этого?“ Он сказал: „Проявление почтительности к родителям“. Я спросил: „А после этого?“ Он сказал: „Борьбу на пути Аллаха“».

Таким образом, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) поместил почтительность к родителям между двумя наиболее важными, с точки зрения Ислама, делами: своевременной молитвой и старанием на пути Аллаха. Известно, что молитва является опорой религии, а старание на пути Аллаха является высшим пределом Ислама, из чего видно, сколь высокое место отвёл родителям Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

 

Уважение к матери — это нечто особенное

Особое, огромное почтение Ислам оказывает матери. Она слабее мужчины и больше поддаётся влиянию чувств и переживаний, и её сердце волнуется больше, чем сердце отца. Сообщается, что один человек спросил Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «О Посланник, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?» Он сказал: «Твоя мать». Человек спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать». Человек спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать». Человек опять спросил: «А кто потом?» И только тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Твой отец».

Священный Коран пробуждает в душах детей чувства почтительности и признательности, даёт заветы относительно родителей и указывает на заслуги матери, которая вынашивает и кормит ребёнка.

О трудностях, претерпеваемых ею на двух этих этапах, в Коране упоминается в мягких и нежных выражениях, что внушает человеку благородную готовность к самопожертвованию, абсолютную нежность и чувство симпатии.

Аллах Всевышний в 14-м аяте суры «Лукман» сказал: «Мы дали человеку заповедь относительно его родителей. Мать носила его, теряя силы, а отнимают его от груди в два года. Благодари же Меня и родителей своих; ко Мне возвращение». После упоминания о родителях особо выделяется роль матери из-за нежности её чувств и переживаний.

Это напоминание детям о трудностях и беспокойствах матери, когда она не спала ночами и уставала днём, а также чтобы дети вспоминали о её прежнем добром к ним отношении. Это важно знать: и когда мы были младенцами и сейчас, мы всегда можем склонить свою голову к маме, прийти к ней со своими проблемами и трудностями и быть уверенными в том, что всегда найдём пристанище и успокоение, хотя сами часто забываем, насколько для нас важно материнское тепло.

В 1966 году Харли Харлоу провёл эксперимент, когда детёныши обезьян росли в клетке с двумя искусственными «мамами». Одна «мама» была сделана из проволоки, и младенец мог питаться из прикреплённой к её груди бутылки с соской.

Другая не могла обеспечить молоком, однако была покрыта мягким покрывалом. Младенцы обезьян большее время проводили на «матери», покрытой покрывалом, бежали и цеплялись за неё при встрече с незнакомым устрашающим объектом, обращаясь к проволочной только когда были голодны.

Всевышний и Всемогущий Аллах везде и во все времена разъяснял человеку, что приходилось переносить его матери в период беременности, во время родов или когда она отнимала его от груди. И никто за это не сможет полностью отблагодарить свою мать, даже если отдаст ей всё, что в его силах.

Один человек, совершая обход вокруг Каабы, взвалил на спину свою пожилую мать и таким образом помогал ей совершать обход. Затем он пришёл к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) и спросил: «О Посланник Аллаха! Скажи, смог ли я отплатить матери?» Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Нет, ты не отплатил даже и за одну резь, которую она испытала, когда носила тебя в чреве, даже и за одну малую боль, которую она испытала при твоих родах» (Ибн Касир). В другой истории рассказывается, как один человек пришёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и сказал: «О Посланник! Я нёс свою мать на спине в сильную жару два ферсаха (примерно 8 км). Если бы в эту жару я бросил кусок мяса на землю, оно немедленно бы зажарилось. Может ли считаться, что я этим деянием отплатил ей благодарностью?» Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Проделанное тобой может быть лишь платой за небольшую часть её страданий при родовых схватках».

Помни! Не забывай!

• Невежливо, когда молодой человек обращается к пожилому, называя его по имени, или совершает в его присутствии какое-либо действие, например, которое тот явно не одобряет.

• Молодым людям не следует демонстративно идти впереди пожилых или садиться раньше них. Не следует перебивать старших, поторапливать их или спорить с ними, даже если они не правы. Но это не касается случаев, когда они плохо отзываются о Творце и Его Посланнике (мир ему и благословение). Хотя даже в этом случае следует мягко и доходчиво объяснять им истинное положение вещей.

• Следует помогать пожилым людям, не дожидаясь просьбы с их стороны, и не делать всего того, что может их рассердить.

• Не следует привлекать излишнего внимания к своей заботе о пожилых людях и тем более указывать на материальные затраты, связанные с этим. Не следует также заставлять их почувствовать вину за свою беспомощность и болезни, намекая на обременительность их существования для окружающих.

• Родители обычно гораздо более чувствительны по отношению к себе, исходящей от их собственных детей, нежели от других людей.

• Мусульмане прилагают все усилия к тому, чтобы пожилые люди не пострадали от обидных речей и оскорбительных действий.

Помните!

«Аллах откладывает наказания за все ваши грехи вплоть до Судного дня, но за непослушание родителям Аллах наказывает грешника ещё в этой жизни, не дожидаясь смерти его» (Хадис сахих передал Алъ-Хаким).

Оскорбление — великий грех.

Точно так же Аллах запретил нам оскорбление из наших собственных уст, когда один человек ругает отца другого человека, и тот в ответ ругает его отца и его мать. Это нашло своё отражение в хадисе: «Поистине, одним из величайших грехов является оскорбление человеком своих родителей». Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Как человек оскорбляет своих родителей?» Он ответил: «Когда один человек ругает отца и мать другого человека, и тот в ответ ругает его отца и его мать». Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Во время моего Переноса ночью (из Мекки в Иерусалим) я видел людей, подвешенных на огненных стволах, и я спросил у Джабраила (мир ему): «Кто они?» Он ответил: «Те, которые ругают своих отцов и матерей в ближайшем мире».

Эпилог, или Немного народной мудрости

Шесть буханок хлеба (Афганская хикайда)

Один человек каждый день покупал шесть буханок хлеба. Его приятель поинтересовался, зачем он покупает шесть буханок.

Ответил ему человек так:

— Одну сам съедаю, одну выбрасываю, двумя долг отдаю, а две в долг даю. Удивился его приятель и попросил растолковать, как же это так выходит.

— Экий ты несмышлёный! Одну сам съедаю, ту, что выбрасываю, — тёще даю, двумя долг плачу — родителям отдаю, а две остальные детям в долг даю.

Юлия Замалетдинова, канд. псих. наук Гл. редактор детского журнала «Светлячок и его друзья»
Журнал «Мусульманка»

как693


This post has been viewed 1359 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Мир Мусульманки, Читальный зал

  1. Ник ScorpioN
    24 Апрель 2017 в 16:36 | #1

    Прекрасно!



© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2017 — Madrasah2.ru