ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Мир Мусульманки, Читальный зал > ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИСЛАМЕ

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИСЛАМЕ

ТАБЛИЦЫ, ПИКТОГРАММЫ И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО…

Планирование — вещь для Ислама не чуждая.

Планированию учит Священный Коран:

«Выполняй обряд молитвы с того момента, когда солнце начинает склоняться с середины неба к западу, и продолжай до наступления темноты. Это молитвы: аз-Зухр (Полуденная молитва), аль-Аср (Послеполуденная молитва), аль-Магриб (Молитва при заходе солнца) и аль-Ишаа (Вечерняя молитва). Совершай молитву аль-Фаджр (Молитва на утренней заре). Ведь дневные и ночные ангелы – свидетели этой молитвы». (сура «Ночной перенос», аят 78).

«О вы, которые уверовали! Когда возглашают азан (призыв) на пятничную молитву, то устремляйтесь поминать Аллаха усердно, оставив торговлю. Ведь то, что велено вам, лучше для вас, если вы знаете!» (сура «Собрание», аят 9).

Планирование являлось неотъемлемой частью жизни нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует):

Аль-Асвад ибн Язид рассказывал: «Я спросил Аишу (да будет доволен ею Аллах) о том, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал ночной намаз. Она сказала: “В начале ночи он спал, а затем просыпался и молился. Когда же приближался рассвет, он совершал заключительный намаз, состоящий из нечетного числа ракатов (намаз витр), а затем опять ложился в постель… Услышав призыв к намазу, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) тотчас вставал…”» (аль-Бухари, Муслим и другие).

«Если я доживу до следующего года, то буду поститься и девятого числа » (Муслим).

Планирование было присуще и великим праведникам:

Ибн Акиль говорил: «Поистине, нельзя мне тратить даром ни единого часа моей жизни. Даже если язык мой не будет занят обсуждением и спором, а глаза чтением, я стану думать над чем-либо во время отдыха, когда я лежу, и я встану лишь тогда, когда в голову мне придёт то, что надо будет записать».

Имам аль-Хасан аль-Басри сказал: «Остерегайся откладывать (дела на потом), ведь ты живёшь сегодня, а не завтра. И если ты доживёшь до завтрашнего дня, то проведи его так же, как сегодняшний, а если нет – то не придётся сожалеть о том, что упустил сегодня».

Планирование в жизни ребёнка

Если вам или вашему ребёнку не понравился, не подошёл, наскучил «паровозик времени», то есть другой вариант того, как можно научиться управлять своим времени уже в детстве.

Для детей старшего дошкольного возраста, а иногда и более младшего, может быть интересен такой метод планирования, как пиктограмма.

Пиктограмма – (от лат. pictus — рисовать и греч. γράμμα — запись) знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Что же стоит за этим красивым и непонятным словом, когда мы говорим о планировании в жизни дошкольника?

Иногда вместе с ребёнком пробуйте составлять табличку-планирование на день или полдня: напишите кратко и понятно действие, а напротив нарисуйте это действие. Например:

1) подъём – картинка «кровать»,

2) зарядка – картинка «гантели»,

3) умывание – картинка «кран с водой»,

4) …

5) намаз – картинка «коврик для молитвы»,

6)  чтение Корана – картинка «Коран»,

7)  Дневной сон – картинка «кровать» и т. д.

Не забывайте, что для ребёнка обязательна своевременная смена деятельности и помещения. Желательно активные занятия заменять на более спокойные и наоборот.

Случай из жизни…

Годовалый сын захотел морковку, но никак не мог сказать об этом не понимающей его бабушке и родителям. Тогда малыш догадался привести взрослых за руку в комнату, где висел плакат с нарисованной морковкой, и показал на картинку своим маленьким пальчиком. Так малыш уже в таком раннем возрасте смог объяснить свои желания с помощью пиктограммы.

В течение дня вместе с ребёнком (или ребёнок может делать это сам) подходите к графику с пиктограммами и следите за тем, что далее идёт по вашему плану и ставьте галочки (самое приятное в данной игре!) напротив совершённого действия.

Планируйте вместе с ребёнком. Попросите его, чтобы он помог спланировать ваш день. Потом восторженно поделитесь, как здорово вам удалось выполнить все намеченные дела благодаря вашей совместной работе и его помощи. Договоритесь, что несколько дней вместе будете планировать ваше время, а потом обмениваться опытом. Но не планируете с ребёнком больше, чем на 1 день. Вспомните, как долго тянулись зимние дни, когда вы были совсем маленькими, и как быстро пролетает для вас время сейчас. Месяц или тем более год в детстве – это целая вечность! Ребёнку тяжело будет ждать чего-то или выполнять долгосрочные планы, составленные более чем на 1 день.

Поэтому совершенно спокойно можно планировать самые короткие дневные промежутки. Например, всего на 30–45 минут. Допустим, вы сообщаете ребёнку, что пора готовиться ко сну. Ребёнок начинает капризничать, у него появляется куча важных неотложных дел. Он не знает, за что именно стоит взяться… Возьмите лист бумаги и прорисуйте структурно, что конкретно можно и нужно сделать за эти 30–45 минут.

Планирование с использованием пиктограммы хорошо помогает, если вашего ребёнка ожидает какое-либо необычное мероприятие. Например, ребёнок узнал, что скоро с бабушкой и дедушкой он пойдёт в цирк. Он становится нетерпеливым, во что бы то ни стало хочет приблизить время, когда можно одеться и отправиться в путешествие. Ради вашего общего спокойствия попробуйте сократить время ожидания интересного события, взяв лист бумаги и нарисовав пиктограммы. Ребёнку сразу станет легче ждать предстоящий поход в цирк.

Бывает, дети по собственной инициативе начинают составлять план на следующий день: какие книжки они будут читать, какой рисунок рисовать, на какие занятия пойдут и т. д. И наступающий день ребёнок с удовольствием проживает по своему плану, отмечая галочками сделанное. Кто-то может искренне пожалеть таких детей, что у них нет детства, их ждёт разочарование в жизни, если не все пункты плана они смогут выполнить и т. д.

Наверное, здесь нет единого ответа. Но опыт показывает, что для детей, заинтересованных и увлечённых таким планированием, это интересная игра. У таких детей уже есть понятие о правильной организации времени. Подобная практика помогает ребёнку ценить время, осознанно подходить к своим занятиям, приучает к организованности. Ведь хорошо известно, что ребёнок спокойнее, увереннее в себе, если в семье соблюдается режим сна, еды, прогулок и т. д.

Пиктограмма весьма и весьма полезна не только для ребёнка, но и для взрослого. Мы всегда куда-то спешим, бежим к своим «важным» делам, не уделяя должного внимания ребёнку. Нарисовав такой план и следуя ему вместе с ребёнком, вы сможете уделить ему время и не сорваться на самые «важные» и «неотложные» дела… Кстати, в таких случаях очень удобно использовать песочные часы: «Часы пробегут 1 раз, и я присоединюсь к твоей игре. А ты пока сам поиграй» и т. п. Подробнее об этом писалось в статье «Есть такая игрушка – песочные часы».

Но для кого-то такая практика может оказаться губительной!

Ни в коем случае не навязывайте слепо и жёстко что-либо своему ребёнку! Не забывайте о том, что наиболее важно прислушиваться к потребностям и желаниям ребёнка. Если он не хочет выполнять прямо сейчас что-то из вашего вместе составленного плана, а ему вдруг безумно захотелось смастерить какую-либо поделку из пластилина или солёного теста, то скорее начните это делать, ведь творческий порыв можно спугнуть и загнать в угол. В результате ребёнок вырастет излишне академичным и «канцелярским», перестанет видеть необычное и прекрасное в мгновениях жизни.

Отменять то или иное действие никто не запрещает. Если вы запланировали с ребёнком смотреть диафильм, но вдруг вы узнали, что в сегодня в музее Востока открывается уникальная выставка, отмените запланированный просмотр диафильма и спокойно отправляйтесь в музей.

Не относитесь слишком серьёзно к данному типу планирования, предлагая его ребёнку. Не забывайте, что всё-таки он ещё ребёнок. Не для каждого такой вид игры подойдёт. Если что-то не осуществится, расскажите, что так бывает, возникают обстоятельства, при которых надо перенести дела на другое время. Это предопределено Всевышним, значит завтра лучше, чем сегодня для осуществления именно этого дела.

Также помните традиционное правило, касающееся, наверное, всех аспектов воспитания, – лучше всего начать с себя. Если вы сами постоянно опаздываете или у вас на столе бесконечный кавардак и «творческий беспорядок», то не стоит ждать, что ваш ребёнок будет сознательно и методично убирать за собой игрушки перед отходом ко сну.

 Из личного опыта

На своём личном опыте скажу, что такое планирование по отношению к своему ребёнку мы применили, когда сыну было 2 года. Нас пригласили в гости, дорога предстояла дальняя на общественном транспорте. Ребёнок, привыкший к определённому ритму жизни и предсказуемости всех событий, не понимал, что такое особенное происходит сегодня. Чтобы сгладить некое появившееся волнение, прямо в метро я стала рисовать сыну, куда мы едем, что там будем делать и когда поедем домой. После того, как случалось каждое событие, мы обращались к нашему клочку бумаги и обсуждали, что мы уже выполнили и что нас ждёт впереди. Во многом благодаря данной находке 4-часовая дорога по будничной Москве с двухлетним ребёнком прошла очень и очень спокойно.

Такую же табличку мы используем, к примеру, при лечении, то тогда, когда надо выполнить что-либо не очень приятное ребёнку. Но, наверное, из-за любви сына (да и многих взрослых) к проставлению галочек напротив выполненных дел, ему становится легче выполнять все эти малоприятные процедуры. То есть в неприятном мероприятии находим нечто интересное и отвлекающее.

Например, пишется список необходимых мероприятий и, когда одно из них выполняется, напротив ставится галочка или плюсик. Другой вариант: рисуется картинка какой-либо процедуры, которую необходимо выполнить в течение дня определённое количество раз:

1. Брызнуть в нос физраствором 10 раз: нарисовать 10 бутылочек спрея.

2. Сделать ингаляцию 3  раза: рисунок пара 3 раза.

3. Полоскание горла 5 раз: рисунок стакана 5 раз. И т. п.

Как только какая-либо из запланированных медицинских процедур выполнена, значок-пиктограмма зачёркивается. К концу дня надо зачеркнуть все схематические обозначения.

Не болейте!
Автор: Юлия Замалетдинова

Источник: islam.ru


This post has been viewed 258 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Мир Мусульманки, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2017 — Madrasah2.ru