ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Мир Мусульманки, Читальный зал > ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИСЛАМЕ

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИСЛАМЕ

ПОЧЕМУ НЕ ЧИТАЮТ ДЕТИ?

С родителями моих учеников у меня постоянно происходят беседы на тему «Почему дети не хотят читать?». И чем дальше – тем больше я убеждаюсь, что чаще всего причина этого – в старших, а не в младших.

А зачем?

Сами взрослые плохо осознают, зачем нужно читать. Чаще всего у них готов один шаблонный ответ на этот банальный вопрос: для развития речи. Дети же послушно повторяют этот ответ, считая его верным, но, совершенно не понимая, зачем им нужна эта пресловутая развитая речь. Как вы думаете, кого из детей в состоянии вдохновить такая пресная, скучная, оторванная от реальной жизни мотивация – некая гипотетически развитая речь? Речью дети пользуются ежедневно, и у них не возникает проблем, связанных с недостатком словарного запаса, кроме как, возможно, при написании сочинения. Неужели только чтобы писать сочинения нужно читать книги? Разве наше поколение и предыдущие читали для этого? Призывать детей к изучению литературных произведений надо на понятном для них языке, давая им привлекательные для этого причины.

Например:

– Чтение развивает твой интеллект и даёт преимущества перед не читающими сверстниками. А именно: ты узнаёшь психологию людей, начинаешь понимать, как они думают, можешь прогнозировать их поступки и таким образом выходишь в лидеры. Чтение делает тебя руководителем и в компании друзей, и в будущей жизни.

– Чтение делает тебя интересным собеседником. В компании всегда слушают того, кто лучше говорит, читающий – душа компании. Красноречивый человек с самого юного возраста имеет много шансов стать лидером и вырасти в успешного, богатого человека.

–Когда ты смотришь фильм – ты видишь только сюжет, не знаешь, что думают герои, поэтому не знаешь, почему они принимают то или иное решение, не проникаешься образом мыслей героя. Ты можешь получить пример, но не можешь стать героем сам. Чтобы стать героем, нужно научиться мыслить как герой. Этому учат книги.

И главное: читать нужно, прежде всего, потому, что это интересно. Однако здесь есть несколько подводных камней, которые являются причиной того, что преимущества чтения неочевидны или недостижимы. Вам нужно быть готовой понять своего ребёнка, найти причину, которая провоцирует отсутствие интереса. Понять, почему он выбирает смотреть, а не читать.

Как понять? Спросите себя: почему в свободное время я включаю телевизор, а не открываю книгу? Изучив себя, вы сможете изучить и его. Поменяв это в себе, сможете помочь и ему изменить отношение к чтению. Чаще всего дети не читают, потому что не читаем мы. Мы читали в детстве и поэтому думаем, что в детстве должны читать и они, как бы получив это желание по наследству? Это неправда, наши родители читали и во взрослом возрасте, однако мы выбираем фильм, значит: на генном уровне не передаётся. 

Книги из другой жизни

Очень важно правильно выбрать книги, которыми вы привлечёте детей к чтению. Как мы обычно выбираем? Вспоминаем, что нравилось нам в их возрасте, и это одна из основных ошибок.

«“Тимур и его команда” – такая интересная книга! Я его и уговариваю, и заставляю – не читает». «Как я любила Жюля Верна! У меня до сих пор его книги в шкафу стоят. Дала сыну – два дня пыталась его заставить, не читает». «Я всю библиотеку перечитала в его годы, послала его в библиотеку, принёс пять книг поочерёдно, ни одну не прочитал».

В этих трёх предложениях из родительских речей – почти полный перечень ошибок.

Книги из другого времени написаны для того времени. Оно уже ушло. Им мало что там понятно. Они не видят себя героями этих книг, и им непонятны эти мальчики и девочки с другими целями и ориентирами, чем у них. Сейчас совсем другие ценности, интересы, время. Начните приучать к чтению с того, что понятно и можно примерить на себя сегодняшнего. А потом, когда у них разовьётся навык чтения, попробуйте предложить им и миры прошлого.

Книги из вашего книжного шкафа, хранящиеся в нём с вашего детства, набраны таким шрифтом, что читать его сегодня уже просто невозможно. Они изданы для других людей. Сейчас визуалы не только дети, но и взрослые. Современные издательства понимают разницу между читателем прошлого и нынешним. Знают, как изменилось восприятие текста. Длинные абзацы, многочисленные описания, мелкий и неяркий шрифт, бледные карандашные иллюстрации – всё это не способствует получению удовольствия от чтения и мешает оценить его достоинства. Книги в библиотеках тоже чаще всего из прошлого или дешёвых изданий, которые в состоянии привлечь разве что заядлого книгомана, не имеющего средств на покупку качественно изданной литературы.

Итак: нужны книги, написанные для современного ребёнка с учётом современных особенностей восприятия.

И всё-таки главная причина – в следующем пункте, и именно над ней больше всего мы с моими учениками работаем.

Абракадабра книг

Самая главная причина, по которой дети не читают, – они не понимают слова, из которых состоит текст: он для них некая абракадабра со знакомыми буквами, но не ясным смыслом. Я это обнаружила, начав свою преподавательскую практику, а готовясь к этой статье, нашла в Интернете эту проблему, озвученную и другими педагогами.

Читать сложнее, чем смотреть, потому что нужно задействовать собственную фантазию и красочно представить себе описанное в тексте. Описание же происходит при помощи большого набора самых разнообразных слов. Если слова непонятны – представить невозможно. Более того – довольно быстро становится вообще ничего не ясно, как в тексте на иностранном языке, который ты знаешь не очень хорошо. Вы пробовали читать книги на языке, который знаете в объёме школьной программы? Сделайте это прямо сейчас, чтобы понять, почему не читают ваши дети.

Вот как описывают эту проблему на psyfactor.org:

«И во-первых, и во-вторых, и в-третьих (если такое найдётся) причина «нечтения» у детей (а потом – и у взрослых) одна: они не знают слов. То есть просто их не понимают. Представьте себе, что вы пишете в своём компьютере слово «заяц». Через «д» и «ю». Что-то вроде «задюц». Редактор не распознаёт это слово, нет его такого в редакторе. И компьютер его «помечает» – подчёркивает и, бывает, ещё пищит. Исправляете (если понимаете, что не «задюц», а «заяц») и пишете дальше. Пока снова не напишете «кульбадос» вместо «самогон». Но если это происходит при написании каждого или хотя бы каждого второго слова, если эти в принципе не понимаемые вами слова упорно подчёркиваются и пищат дурным компьютерным голосом, вы быстро бросите безнадёжное и бессмысленное писательство. То же самое происходит и с чтением: ведь что такое чтение, как не переписывание текста на другой носитель и последующее его воспроизведение? Вот и не переписывают дети непонятные слова и не могут их воспроизводить. А потому отказываются от участия в этом бессмысленном процессе».

Точно также они не понимают и понятия. «Вообще наши дети, как правило, не могут определить важнейших понятий. Потому ничего и не понимают…Слово без понятийного наполнения, как говорил выдающийся психолог Л. С. Выготский, “есть звук пустой”».

Мозг наших детей, как вышеописанный компьютер, просто отказывается участвовать в процессе, который как минимум наполовину состоит из неизвестных. Чем больше непереводимых слов и понятий, тем больше для нашего мыслительного центра текст становится похожим на уравнение, составленное из одних только иксов, – решение невозможно. Чтобы определить неизвестное – должно быть известное. И чем больше нужно вычислять всевозможные иксы – тем меньше удовольствия от чтения. Это уже чтение иностранной литературы при помощи словаря. А нам-то при поглощении произведения приятна создаваемая воображением целостная картина. Если же нам постоянно приходится переводить слова – такой картины не происходит, и значительно занимательнее оказывается, не напрягаясь, смотреть фильм.

Надеюсь, вы уже поняли, что в том, что ваши дети не читают, виноваты не только всевозможные гаджеты и не их собственные недостатки характера. Обратите внимание на все вышеуказанные моменты и сможете изменить отношение ваших детей к такому увлекательному процессу, как чтение. Однако помните, что во все времена были люди, которым так и не удалось стать заядлыми книголюбами.

Автор: Лейла Наталья Бахадори
Источник: muslim.kz


This post has been viewed 44 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Мир Мусульманки, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2018 — Madrasah2.ru