ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Мир Мусульманки, Читальный зал > ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИСЛАМЕ

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИСЛАМЕ

РЕБЕНОК И ВЕРА

Родители дают детям представление об окружающем их мире. Поэтому именно они несут полную ответственность за будущее ребенка. С раннего детства ребенку надо разъяснять нормы разрешенного и запретного. Между верой и нравственностью, между убеждением и действиями существует тесная связь. Религиозное воспитание – источник всех добрых деяний и совершенства.

 Важный период в обучении и воспитании детей – это возраст между 7-12 годами жизни ребенка. Согласно общему мнению современных педагогов и психологов, с семилетнего возраста у ребенка начинает развиваться способность различать, объяснять, выражать свои мысли. Недаром, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллаh и приветствует) еще 15 столетий назад повелел: «Когда вашему ребенку исполнится 7 лет, то научите его молиться».

Для того, чтобы привить ребенку религиозные навыки, необходимо, чтобы он жил в духовной, религиозной атмосфере.

Эту атмосферу должны создать его родители. Особенно важна тут роль и позиция матери. Мусульманка должна знать, что вера означает превосходство духа над материей, что цель воспитания заключается в развитии духовной личности ребенка. Она должна осознавать свою высокую ответственность за воспитание ребенка.

Обучая ребенка религиозным правилам, всегда следует помнить о его возрасте, и, ни в коем случае, не применять насилия по отношению к нему. Попытки насильно обучать ребенка без учета его эмоций, желания поиграть, его потребности в отдыхе, не увенчаются успехом. Тем более, если родители захотят, чтобы их ребенок выполнял все религиозные предписания, которые сами не выполняют, положительного результата не будет. От давления, нажима у ребенка возникает скука и пропадает интерес. Следует быть чрезвычайно осторожными и деликатными в подходе к религиозному воспитанию детей.

Лейтмотивом в духовном наставлении должна быть любовь, но не нажим. Невозможно как приобретение духовных ценностей, так и обретение психического здоровья детьми, выросшими в атмосфере, лишенной любви, понимания и поддержки со стороны взрослых. Только в сердечной обстановке, беря пример со своих родителей, ребенку будет гораздо легче развить свою личность и усвоить духовные приоритеты. Родители, не умеющие давать ни ласки, ни любви своему ребенку, не являющиеся образцом для подражания, не смогут дать и религиозного воспитания своему потомству. Только любовь делает людей добродетельными. Нельзя пренебрегать этим обстоятельством, ни в коем случае.

Нельзя позволять себе говорить ребенку: «Если не вымоешь рук, то Бог тебя накажет». Или же: «Если, ты скажешь неправду, то у тебя отсохнет язык». Или: «Не поступай так, не то Всевышний на тебя рассердится». А в некоторых семьях, где не знают, что правильно, а что ошибочно, прежде чем объяснить ребенку в нужной форме, что считается греховным поступком, начинают каждый неверный его поступок называть грехом. Так ребенок теряет истинные ориентиры и воспитывается в страхе перед любыми действиями. С точки зрения религиозного воспитания – это неверно. Ибо при таком подходе ребенок начинает воспринимать Всевышнего не как Любящего, Прощающего Сущего, а как страшного, наказывающего Своих рабов за каждый их проступок тем, что сжигает их в пламени Ада, при каждом удобном случае.

Рассказывая о Создателе маленькому ребенку, надо больше говорить не о гневе, а о любви Бога к людям. Им следует больше говорить о том, что Он доволен их хорошим поведением и хорошими поступками, о том, что Он будет заботиться о нас тем больше, чем больше мы будем Его любить и слушаться. Мы должны говорить детям, что все, что мы имеем, нам дал Всевышний. Что нам Бог поможет во всех наших добрых и хороших делах. Только так, нам удастся подготовить почву для здоровой, крепкой веры в Господа в сердце у маленького ребенка, опирающейся на чувства любви и доверия.

Согласно проведенным исследованиям среди детей от 3 до 9 лет, стремление к совершению намаза, соблюдению поста, благодарной молитве Всевышнему после еды и совершению других видов поклонения переходит к нашим детям от нас. Ребят нужно только приохотить, увлечь, но не принуждать совершать богослужения. Рассказы, сказки, наставления очень влияют на духовную жизнь малышей.

Роль матери в приобщении ребенка к религии очень велика. Поэтому матери должны обладать хотя бы минимумом знаний о религии, о нравственности. Линия поведения в семье влияет на становление личности ребенка: поступки, поведение членов семьи отражаются на ребенке и переходят к нему. Например, когда ребенок видит взаимопомощь членов семьи, ему легче приобрести привычку помогать людям. А это порождает чувство единения с людьми, облагораживает его отношения с ними. Когда ребенок видит, что родители моют руки, чистят зубы до и после еды, а, приступая к еде, произносят «Бисмилляhир-Рахманир-Рахим» (Во Имя Аллаhа Милостивого и Милосердного), то и он начинает совершать эти действия. Позже он узнает, что это является этикой Ислама.

Ребенок приобретает привычку молиться, также подражая членам семьи. Он вначале пристраивается к ним, вместе с ними встает, совершает поклоны. Однако с течением времени он узнает, что это форма совершения богослужения мусульман. Точно также ребенок проявляет живой интерес к священным дням и ночам, таким, например, как ночь Предопределения, Мирадж, к приготовлению пищи для разговенья во время Рамадана, к праздникам и богослужениям, связанным с ними, к обмену подарками между членами семьи. Все это приводит ребенка в волнение и восторг. Ребенок обдумывает всё увиденное им, часто задает вопросы. Пытается выяснить и понять суть происходящего. Родители должны рассказывать ему о значении и смысле мусульманских праздников в доступной для детей форме, с учетом их возраста и уровня развития. Объяснения родителей должны быть простыми и сопровождаться конкретными реальными примерами, далекими от мифов, небылиц и выдумок. Ибо в этом возрасте дети легко усваивают полученные знания. В противном же случае, если полученные знания не будут отражать действительности, в будущем у этих детей может возникнуть недоверие к религии. Поэтому следует быть чрезвычайно осторожными и внимательными.

Нельзя, ни в коем случае, предоставлять ребенка самому себе в вопросах религии. Без усилий со стороны родителей невозможно развивать и совершенствовать религиозное чувство, присущее ребенку от рождения. Точно так же, как мы, выяснив наклонность ребенка к математике или   рисованию, стараемся развивать в нем эту наклонность, также мы должны, признав наличие у ребенка от рождения и религиозного чувства, трудиться над развитием и совершенствованием этого чувства. Если же мы этого не сделаем, то религиозное воспитание ребенка будет пущено на самотек. Ребенок, сам того не желая, может оказаться под посторонним влиянием и ступить на неправильный путь. Семьи, понимая это, обязаны охранять своих детей от влияния некомпетентных, имеющих низкий уровень духовного развития людей.

Если ребенок стал выполнять богослужения с охотой, то это начинает отражаться на его поведении и поступках. Например, прежде чем приступить к молитве, он совершает омовение. Он привыкает к тому, что следует быть аккуратным, чистить зубы и мыть руки. А необходимость совершать намаз в определенное время помогает ему стать дисциплинированным и учит действовать своевременно. Это предотвращает у него возникновение дурных привычек. Заучивание наизусть Сур из Кyр`ана укрепляет память ребенка и повышает его стремление к учебе. Кроме того, обучение без принуждения совершению полезных, благих, красивых поступков вкупе с внушениями о том, что есть хорошо, а что плохо, помогает ребенку развивать добродетельные качества личности.

Пост настолько сильно влияет на формирование характера ребенка, что трудно переоценить его значение. К примеру, ребенок, испытывая во время поста чувство жажды и голода, не притрагивается ни к пище, ни к воде, несмотря на то, что они находятся под рукой. Он дорастает до сознания того, что существует запрет до наступления определенного времени принимать пищу. Позже это вырабатывает у ребенка привычку не протягивать руку к тому, что ему не принадлежит по праву. Таким образом, он будет остерегаться совершать поступки против морали и закона, ибо в его сознании укрепился запрет на совершение противоправных действий.

Закят и милостыня развивают осознание чувства взаимопомощи между людьми. Ребенок осознанно станет спешить на помощь, в случае надобности, своим сверстникам. Он даже может начать давать милостыню нищим из своих карманных денег, урезая свои расходы.

Ребенок, получивший хорошее религиозное воспитание, приученный с детства к совершению богослужений, которые ориентируют на совершение добра, ребенок, которому родители ненавязчиво и с любовью дали верное направление в жизни, вырастая, становится высоконравственной и сильной личностью.

Автор: Розалия Губайдуллина
Источник:muslim.kz


This post has been viewed 59 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Мир Мусульманки, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2018 — Madrasah2.ru