28.03.2024

КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ МУСУЛЬМАНИН ДОЛЖЕН ВОСПИТЫВАТЬ В СВОИХ ДЕТЯХ

Источником вдохновения для этой статьи стала серия передач на телеканале «Травел плюс» (Travel+). Она называется «Дорога в школу» и показывает, как дети разных стран и народов идут в школу.

После просмотра этого потрясающего материала возникло чувство любви и восхищения к детям народов мира. Удивительно, дети Мексики, Вьетнама, Индии, Нигерии и других стран совершенно одинаковы.

Вот они идут в школу – иногда по пять-десять километров, пешком, по песку, камням, в жару и холод. Успевают пошалить, попасть в неудобные ситуации, посмеяться и погрустить.

Всех детей объединяет одна общая черта – все они живут чувствами. Они рады сегодняшнему дню и счастливы, хотя у них полно проблем и забот. Режиссёры показывают детей отсталых стран, живущих в трущобах, в полной нищете. Но все они полны надежд на выход из этой среды, у них планы помочь другим детям, таким же бедным, как и они; лечить, заботиться о них.

Смотришь на этих живущих душой детей, и в сознании возникает единственная мысль – вот они, божественные создания. Они свободны от наших болезней – алчности, жадности, властолюбия, сребролюбия и прелюбодеяния.

Сидят в классе в отсталой эфиопской деревне мусульмане, христиане и язычники, но никто не замечает этого. В мексиканской школе есть белые, мулаты и африканцы, но детей это совершенно не волнует, все они счастливы и радостны.

Никто не смотрит на другой цвет кожи с негативным настроем. Ловлю себя на мысли, что именно в детях наиболее ясно проявляется коранический призыв к народам мира о том, что Всевышний создал их только для того, чтобы люди разных стран познали друг друга.

Да, дети ссорятся, обижают и обижаются, плачут, показывают свой характер. Однако буквально через минуту все обиды и плохое забывается: они снова счастливы и довольны. На ум приходит только одна мысль: наверное, ангелы Аллаха такие же искренние и душевные существа.

 

Но проходят годы, и эти ангельские существа превращаются во взрослых. И мы видим совершенно иную картину: любящие в детстве друг друга брат и сестра начинают ходить по судам, чтобы отхватить больший кусок наследства. Готовые отдать последнюю машину другу по садику ребята организуют преступный бизнес, чтобы купить самую большую и престижную машину. Державшиеся за ручки девчонка и мальчишка изменяют друг другу, совершая зина. Что же произошло, откуда такая трагическая для многих разрушительная перемена мировоззрения?

Научное объяснение таких поразительных перемен заключается в том, что приоритет души у детей по мере взросления уступает главенству разума. Ведь безосновательная, казалось бы, идея о том, что дети до 6-8 лет видят ангелов, имеет своё объяснение.

Действительно, дети полностью живут душой, а она непосредственно связана с Аллахом. З. Фрейд, С. Гроф, С. Н. Лазарев в своих научных трудах это доказывают. Всевышний всех создаёт божественными существами, и только обретя сознание, люди начинают ставить себя на место Творца. Отсюда и все перечисленные деструктивные метаморфозы.

Такой процесс спланирован Творцом для того, чтобы по мере взросления дети могли принимать осознанное решение при возникновении жизненных проблем. То есть Аллах оставляет бывших детей один на один с миром, чтобы они, решая насущные жизненные вопросы, смогли развиваться в этом мире.

Вести их по пути Всевышнего, сохраняя божественную душу и добро детей – это задача отцов и матерей. В Священном Коране написано:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنْفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ

(смысл): «О те, которые уверовали! Защитите себя, а также свои семьи от Ада. Помните, что топливом его будут люди [неверующие] и камни». (Сура «Ат-Тахрим, 6).

Аят не оставляет никаких сомнений относительно нашей ответственности за дальнейшую судьбу молодого поколения. Своим примером добропорядочного мусульманина, выполнением требований ибады и нравственности родитель формирует будущего человека.

Именно своим поведением мы воспитываем будущего человека. И если у нас непослушные и непутевые дети, никого кроме себя мы не имеем права обвинять. Нравится нам это или нет, надо признать, наши собственные проблемы создают их же у наших детей.

Поэтому, если мы желаем воспитать определённое качество у наших детей, в первую очередь следует воспитать его в себе. Задача сформировать у ребёнка доброжелательность к окружающему мира достигается нашим соответствующим поведением.

Образцом во всём, в данном случае – в воспитании детей – является Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Например, Пророк всегда приветствовал детей, когда проходил мимо них.

Понятно, что дети, видя такое отношение к ним, будут так же благожелательно относиться к родным и окружающим.

Следующий хадис, переданный от Амра ибн Шуайба, посвящён воспитанию уважительного отношения к детям:

ليس منا من لم يرحم صغيرنا ويعرف شرف كبيرنا

«Не из нас тот, кто не снисходителен (не проявляет милосердие) к младшим и не знает о достоинстве тех, кто старше нас (по возрасту и знаниям)» (Тирмизи, 1920).

Закономерно, что уважительное отношение к младшим обязательно вызовет доброжелательное отношение к родителям и взрослым.

Великий исламский педагог Аль-Газали предлагает начать процесс целенаправленного воспитания с момента зарождения чувства стыда в ребёнке. По его мнению, именно стыд показывает, что у него началось формирование сознательного отношения к миру, когда он способен оценивать свои поступки.

Если родители поддержат вовремя этот процесс, обращая внимание на то, чего необходимо стыдиться, а чего нет, то будущее этого ребёнка будет прекрасным. Например, когда я вижу вольготно развалившегося в автобусе школьника рядом со стоящей старушкой, то возникает мысль о том, что его не научили стыдиться. К сожалению, наша школа также не обращает на это внимания: слишком мало детей, готовых уступить место старшим.

Ещё опаснее тенденция, когда родители сознательно воспитывают чувство презрения к тем, у кого нет дорогих вещей, одежды, квартиры и автомобиля. К великому сожалению, атеистическое общество иначе не может. Ведь для неверующих смыслом жизни выступают именно перечисленные вещи. Наличие бессмертной души личности, которая будет отвечать перед Всевышним, ими полностью отрицается.

Поэтому Аль-Газали прямо указывает на то, чтобы ребенок не хвалился перед товарищами дорогими вещами, которые есть у родителей или куплены им самим. По его мнению, надо внушать отвращение к золоту и серебру, то есть ко всем видам материального богатства. Главное же внимание следует обращать на воспитание добра, милосердия, сострадания, коллективизма и патриотизма в детях. Именно эти качества олицетворяют исламскую нравственность и обеспечивают нам открытые двери Рая.

Следующим достойным внимания родителей тезисом необходимо считать тезис Аль-Газали об ограничении на порицание детей. К сожалению, главным методом «воспитания» многих родителей остаётся грубое давление, ругань и критика. Они не могут понять, что такое «воспитание» не может привести ни к чему хорошему.

Современная педагогика подтверждает несомненную правоту исламского педагога: только мягкостью, добротой, советами и любовью можно воспитать истинно человечного человека.

Коран и Сунна Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) как неиссякаемый кладезь мудрости и Ислам как религия высокой морали помогут нам создать основы нравственности у себя и у наших детей.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *