ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

ВОСПИТАНИЕ В ИСЛАМЕ

дети 0ДЕТИ. КАК ПОДГОТОВИТЬ ИХ К РАМАДАНУ?

Идёт месяц Шаабан, предшественник благословенного Рамадана. Наверняка, каждый из нас с нетерпением и трепетом ожидает наступления этого месяца. Шаабан же даёт нам прекрасную возможность подойти к самому светлому месяцу в году с полной готовностью. Важно подготовить не только самих себя физически и психологически, но и всё то, что нас окружает. Так, например, полезным будет сделать дома генеральную уборку. Выкинуть старые ненужные вещи, вымыть окна, перебрать свой шкаф (те вещи, которые вы не носите, кстати, можно отдать нуждающимся), освободить свой дом от лишнего хлама, старых сломанных игрушек, в общем, вы, наверное, сами лучше знаете, как навести порядок в своих домах. Один важный совет – составьте для себя «распорядок Рамадана», т. е. напишите, что вы хотели бы сделать в течение месяца.

 Для женщин было бы хорошо и заранее составить меню на сухуры и ифтары, чтобы избежать излишних трат и обдуманно подойти к приготовлению таких блюд, которые не просто дадут чувство насыщения, но и будут вкусными и полезными. Желательно, конечно, выбирать такие блюда, которые не будут требовать повышенного усердия, чтобы вам было легче их приготовить. А для семей, имеющих маленьких детишек, куда более важным, нежели подготовка быта, будет подготовка их малышей к этому наипрекраснейшему времени.

С чего же начать?

Начать нужно с понимания того, что дети есть дети. Во время их воспитания могут возникать те или иные трудности. Малышам свойственно проявлять упрямство, скуку и нетерпение, а иногда и агрессивность, чаще всего это возникает из-за того, что маленький человечек слегка иначе воспринимает всё происходящее. Так как ребёнок немного ограничен в мыслительных способностях, он не способен воспринимать некоторые абстрактные понятия. Поэтому воспитателю важно избегать этого и по возможности подавать ребёнку полезную информацию в том виде, в котором она будет ему максимально понятна.

Какие методы воспитания можно использовать?

Если готовить об основах в поклонении, то мы обязаны руководствоваться тем, что взято из признанных Шариатом источников. Если же говорить о других действиях, то человек может совершать их, основываясь на их дозволенности с точки зрения исламского закона. Нет сомнения в том, что методы воспитания, которые использовал наш Пророк (мир ему и благословение) самые эффективные и совершенные.

Целенаправленная игра

Дети, как нам всем известно, очень любят различные тематические игры. Поэтому можно с уверенностью сказать, что целенаправленная игра может стать одним из самых эффективных способов обучения ребёнка. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и наши праведные предшественники понимали всю важность игр и не мешали детям это делать.

Анас (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), проходя мимо играющих детей, приветствовал их (имам Муслим).

Со стороны воспитателя важно умело направлять ребёнка и правильно планировать его активность, т. е. игра не должна занимать то время, которое отведено для занятий. Передают, что ар-Рубаййи бинт Муаввиз сказала: «Однажды утром в день Ашура Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отправил нас в находившиеся вокруг Медины селения ансаров глашатая возвестить: «Пусть тот, кто постился с утра, доведёт пост до конца, а тот, кто с утра не постился, пусть соблюдает пост до конца дня». И после этого мы соблюдали пост в этот день сами и приучали поститься наших детей. Мы делали для них игрушки из шерсти, а когда кто-нибудь из них начинал плакать, требуя еды, мы давали ему такую игрушку, которая отвлекала ребёнка, пока не наступало время разговения» (имам аль-Бухари).

Воспитание посредством опыта

Слышали вы историю о том, как отец предложил своим сыновьям сломать прутик, с чем они без труда справились, а после он предложил им сломать прутики, собранные в пучок, но у них не получилось этого сделать? Вот такой метод даёт понять, что сила – в единстве, и даёт ребёнку возможность анализировать поступки и делать достойные выводы. Такой опыт позволяет воспитателю закрепить в сознании ребёнка определённые ценности.

Поучительные истории

«В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом. Это – не вымышленный рассказ» (сура «Юсуф», аят 111). Из данного аята ясно, что использование историй в качестве средства для воспитания важно. Часто используют вымышленные истории, что нежелательно, однако если всё же приходится их рассказывать, то они должны нести в себе глубокий смысл в воспитании нравственности и вкладывать в сознание ребёнка одобряемое, побуждать его к поведению, достойному мусульманина. Нельзя рассказывать фантастические истории, например, про человека, который умел летать, как птица, и т. д. В самом маленьком возрасте нужно ребёнку рассказывать истории, в которых нет противоположностей, т. е. есть одна линия, хорошая, в которой нет злодея и т. д. В этом возрасте малыш подобен чистому листу и, если разъяснять ему и то, и другое, для него всё может перемешаться, и получится неразбериха, а вот в более взрослом возрасте истории «на контрасте», напротив, будут весьма полезны.

Личный пример

Наверное, всем давно понятна истина, что ребёнок смотрит на поведение родителей и стремится повторять, подражать. Отсюда и такой вывод – действия, подтверждающие слова, – куда более ощутимый воспитательный метод, нежели просто долгие разъясняющие речи. Дочка смотрит на то, как одета её мама, и хочет повторять за ней, сын смотрит на отношение отца к матери и воплощает своё отношение к девочкам так же. Родители постятся – дети хотят быть, как они, хотят повторить то, что они делают. Если ребёнок видит, что его воспитатель поддерживает бедняков, пытается облегчить положение нуждающихся, то это побуждает его к совершению того же, и это производит больший воспитательный эффект, чем наставление о пользе и важности милостыни, не подкреплённое действиями того, кто ему говорит об этом. Дайте возможность ребёнку самому давать милостыню, подобным образом поступал и сподвижник ибн Умар (да будет доволен им Аллах), когда пришёл к нему просящий, он велел своему сыну дать этому человеку динар. Часто ребёнок сам просит, чтобы ему дали что-то, чтобы он мог помочь нуждающемуся, в этом случае нельзя ни в коем случае препятствовать, напротив надо похвалить ребёнка и в качестве закрепления привести один из хадисов на эту тему.

Соревнования

Соревнования, вопросы, викторины, проводимые между детьми, весьма действенный способ для закрепления знаний и развития мышления. Такое занятие должно быть основано на привитии детям правильных убеждений, достойного поведения, и очень важно, чтобы воспитатель учитывал возраст и уровень знаний участников. Если для детей вопросы будут слишком сложными, то для них это будет бесполезно и принесёт разочарование, а что ещё хуже внушит им отвращение к подобному роду занятий. Если же вопросы будут подготовлены правильно, и ребёнок сможет дать на них ответ, то это принесёт ему радость, и он сможет почувствовать, что он способен к обучению и пониманию, что он готов приобрести новый опыт и знания. Когда ребёнок добивается чего-то один раз, в нём просыпается энтузиазм, и он с большим усердием приступает к обучению, чтобы добиться новых успехов.

Приучение

Частое повторение тех или иных слов и действий делает их привычными, привычное действие уже не кажется нам сложным. Поэтому приучение – это едва ли не самый важный метод воспитания. Воспитатель в этом случае должен проявить выдержку, терпение и настойчивость.
Сподвижник Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Следите за тем, чтобы ваши дети совершали молитву и приучайте их к благому, ибо, поистине, благо требует приучения» (Аль-Байхаки).

Во времена Пророка (мир ему и благословение) часто в мечеть женщины приходили с детьми, те в свою очередь могли капризничать плакать, баловаться, но Мухаммад (мир ему и благословение) никогда не порицал их за это, напротив, он заботился о них и не затягивал молитву, чтобы не причинять неудобство матерям. Скорее всего, в этом случае, это было как раз-таки приучением детишек к посещению мечети.
Я надеюсь, что описанные выше методы помогут вам не только достойно подвести ваших малышей к рамадану, но и вполне смогут быть вами применимы в дальнейшем. Вы знаете своих детей лучше, вам будет легко выбрать для себя тот способ, который будет «по вкусу» именно вашему чаду. Достойно растите ваших малышей. Сделайте месяц рамадан праздником для них, чтобы они впитали всю благодать этого месяца и искренне полюбить его всем сердцем. Прошу Аллаха сделать вас и ваших детей счастливыми в обоих мирах и прошу Аллаха дать нам всем возможность достойно встретить и провести этот благословенный месяц! Амин.
Источник: islam.ru


This post has been viewed 217 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Мир Мусульманки, Священный Рамадан, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru