Прислушайся друг мой, береги свою честь от пятнания недостойными делами. Никогда не роняй ее. Никогда не унижайся перед другим человеком, ибо только при чести можешь совершать добрые дела и чувствовать угрызения совести.
Если неисполнимы намерения и надежды тщетны, ты вправе от них отказаться. Если они приемлемы для тебя и исполнимы, сделай их источником своих устремлений. Однако, если ты не очистишь свои мысли и надежды от пороков, исполнение их будет крайне трудным для тебя. Для меня перемещать огромные глыбы горных крепостей легче и желаннее, чем бремя самого высокого положения в жизни.
Будучи богатым и состоятельным человеком, живи правилами добра. В погоне за богатством ради улучшения своей жизни не изменяй человеческим правилам милосердия. В противном случае потеряешь всю сущность и человечность. Всеми силами своего разума и сердца старайся обретать благородные привычки. Не гонись за преходящими мирскими благами. Если начнёшь добывание повседневных средств существования смешивать в достижении богатства, тебе не только не познать и не принять нравственных правил, но и не встать на путь благонравия. Более того, окажешься в болоте таких наихудших человеческих пороков, всецело противоречащих правилам нравственности, как бесчестие, ложь, прожигание жизни и алчность.
В беседе с друзьями, спутниками и собеседниками хочешь договориться о путешествии, непременно ты должен быть знаком с мнением будущих своих спутников.
Сделай своим правилом терпение. Среди путешественников кроме тебя может обнаружиться человек, способный и готовый произнести полезную речь важней твоей и более удовлетворяющую людей, чем твоя, и если люди получат пользу от этой речи, то и ты не будешь лишен блага её. В случае, если будет у кого-то из путешественников недостойное поведение, заслуживающее осуждения и запрещения, будь спокоен, не спеши осуждать спутников и друзей за него. Человек, избравший правилом терпение и размышление о происходящем, непременно находить путь к выходу из этого положения. Терпение сделай прочной основой своего общения с людьми. Если не в состоянии сделать этого, скажи своей душе, что она злодейка и кровопийца. В спешке можешь совершить ошибку, потерпеть неудачу и заработать имя неудачника и злосчастного.
Если кто-либо без всяких условий совершил благодеяние для тебя и по праву благодетеля позаботился о твоей безопасности, будь ему признателен, ибо за добро всегда должно отплачивать добром. Неблагодарный человек лишен и Божьей милости.
Если вместо кого-нибудь совершаешь доброе дело, то ты должен совершить это со знанием дела. Но вместе с тем ты должен помнить, что не нужно напоминать или намекать ему о совершённом добром деле и его возмещении, чтобы твои напоминания не послужили причиной смущения и стыда этого человека перед другими. В щедрости и великодушии ты должен быть подобен опьянённому вином человеку, от которого никому нет вреда, кроме постоянного стремления просто, бескорыстно подарить что-либо кому-либо. Когда подарок чем-то обусловлен и связывает человека, он никак не может быть радостным и достойным хвалы. Отсутствие такого качества в тебе, несомненно, сделает твою нравственность безупречной, соответствующей желаниям Бога и природе человека и возвысит тебя в глазах близких и всех других людей.
Терпеливость, снисходительность, скромность, серьёзность и твёрдость духа сделай свойством и привычкой своего внутреннего мира: при наличии их твоя ярость не сможет покорить твой разум и сознание. Воздержись от гнева, уводящего тебя на путь безнравственных поступков и преступлений.
В высказывании философа Сократа говорится: » Всякий, кого одолевает гнев, язык ничего, кроме абсурда и бессмыслицы, не будет произносить, ибо люди, всецело охваченные гневом, в ярости не в силах контролировать не только себя, свои действия, но и речь«. Так обстоит со всеми разгневанными людьми, которые в ярости не представляют всех позорных следствий этого наихудшего свойства человека, пока сами не столкнутся и не испытают омерзительных и достойных осуждения последствий его в собственной жизни или не окажутся жертвой его.
В состоянии гнева и ярости не соверши преступления, ибо после всегда приходит раскаяние. И если после совершения преступления у тебя сохранилась хоть частица человеческого, не найти покоя и забвения в жизни. Есть достаточно примеров, когда люди в состоянии гнева избегали пагубных последствий его, ибо подчиняли силу гнева своей воле и не допускали резкого и грубого обращения с другими. Нет сомнения в том, что за совершённым очень быстро наступают муки и страдания, и грех его никогда не покинет человека, пока он живет. По этому поводу говорят: о человек, если ты являешься господином собственной души и воли, прости провинившегося и не питай к нему ненависти.
Гнев и страсть — необузданные животные свойства,
Знание и мудрость — человеческие достоинства,
Брось под ноги гнев и страсть,
Чтобы смог ты вновь человеком стать.
Адуллах ибн Мокафа. «Малая книга правил воспитания юношества»
Источник: islamdag.ru