20.04.2024

ИСТОРИЯ  ХАДЖА

Уважаемые читатели!
Недалек тот день, когда тысячи мусульман отправятся совершать паломничество в Саудовскую Аравию. Хадж — очень важный и ответственный столп Ислама. В этом столпе заключены несколько видов испытаний: материальное, физическое и духовное. Вполне возможно, что человек в суете не всегда своевременно подготовится к хаджу.
В этой связи, редакция газеты «Ас-Салам» предлагает вам полную информацию о хадже: от истории, мудрости, до возможных ошибок и необходимых при этом штрафов. Новая рубрика будет называться «Фарз». Вести ее будет известный алим, богослов, руководитель канонического отдела ДУМД Курамухаммад-хаджи Рамазанов.

На арабском языке слово хадж означает намерение. По Шариату хадж — это намерение дойти до Каабы вместе с исполнением необходимых действий («Хашияту фатхул аллам», т. 1, стр. 79).

ИСТОРИЯ ОБЯЗЫВАНИЯ ХАДЖА

ХАДЖ — это один из видов поклонения, совершать которое было возложено предыдущим общинам («Ианат», т. 2, стр. 458).

В Коране упоминается, что по велению Всевышнего, пророк Ибрахим (мир ему) и его сын, пророк Исмаил (мир ему), построили Каабу, и Ибрахиму было велено призывать людей к хаджу.

В Коране сказано (смысл): » Возвести людям, что Аллах повелел тем, кто может направиться в этот Дом Аллаха для совершения хаджа, чтобы они отозвались на этот призыв (совершить хадж) и прибыли к Дому пешком или на верблюдах, отощавших от далекого пути » (сура «аль-Хадж», аят 27).

Ибну Аббас рассказывал: «Когда пророк Ибрахим завершил строительство Каабы, Всевышний сказал ему: «Ты позови людей на хадж». Ибрахим (мир ему) ответил: «О, Господи, куда дойдет мой голос?» Тогда Всевышний сказал: «Ты позови, а Я доведу». Тогда Ибрахим поднялся на гору Абу Кубайс и воззвал: «О, люди! Поистине, Всевышний велел вам совершить хадж — паломничество на эту Каабу, чтобы одарить вас Раем и уберечь от кары Ада. Поэтому, вы совершайте хадж». Тогда ему ответили из утроб матерей и спинного мозга отцов: «Ляббяйка ллаhумма ляббяйк» перевод: «Мы готовы, о, мой Аллах, и вновь мы готовы» («Савфату тавасир», т. 2, стр. 287-288).

В тафсире (толкование Корана) Ибн Кассира пишется: «Когда пророк Ибрахим воззвал к народам, горы распластались по земле и его голос дошел до всех уголков земного шара и все, кто находился в спинных мозгах и в утробах, его услышали
И даже все камни, дрова и земные породы — ответили на его призыв. Те из людей, кто до наступления Судного дня совершат хадж, тоже ответили: «Ляббяйка ллаhумма ляббяйк» («Мухтасар» — Тафсир — Ибн Кассир, т. 2, стр. 539).

В тафсире «Сави» пишется: «Когда Ибрахим (мир ему) воззвал к народам о хадже, горы распластались, а села поднялись. Первыми на его призыв ответили люди Йемена и все, кто с того дня до Судного дня совершат хадж, ответили «Ляббяйка» столько раз, сколько им суждено совершить хадж» (т. 4, стр. 140.)

В книге «Фатхул Муин» пишется: «И нет ни одного пророка, не совершившего хадж, кроме пророков Худа и Салиха». Пророк Адам (мир ему) сорок раз совершал хадж пешком из Индии. Не осталось ни одного пророка, после пророка Ибрахима, которые бы не совершили хадж» («Ианат» т. 2, стр. 458-461).

ИСТОРИЯ  ОБЯЗАНИЯ  ХАДЖА ОБЩИНЕ  МУХАММАДА

Когда весь мир заполнился идолопоклонниками и последователями дурных обычаев, Всевышний, послав пророка Ибрахима (мир ему), призвал людей к паломничеству. Оттуда весь мир осветил свет религии Единобожия. Люди, которые пришли туда, скинули с себя бремя многобожия и стали придерживаться истинной, чистой религии Аллаха, следуя за пророком Ибрахимом. При Ибрахиме и после него религия Ислам распространилась по всему Аравийскому полуострову. Все общины арабов совершали хадж и исполняли все его пункты, как показал Ибрахим .

Спустя некоторое время, в чистую религию (особенно в ритуалы хаджа) стали проникать сатанинские силы. Люди, приезжающие на торговлю с разных стран, внедрили на Аравийском полуострове идолопоклонничество и установили идолов внутри Каабы. Также, изменили ритуалы хаджа: совершали таваф (обход вокруг Каабы) нагими, свистели во время тавафа и совершали другие дурные деяния. Остались лишь некоторые ритуалы от Ибрахима (мир ему), как например, совершение тавафа, бросание камушек, жертвоприношение.

После появления Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и укрепления Ислама, он вместе со стотысячным отрядом сподвижников совершил прощальный хадж (хаджул ваддаъ). Он сказал: «Вы учитесь у меня совершению хаджа», — и показал людям порядок совершения чистого хаджа, исходящий от пророка Ибрахима. Сподвижники внимательно следили за паломничеством Посланника, запомнили и сохранили, чтобы передать потомкам из поколения в поколение. Вот как это дошло и до нас в чистой форме.

В книге «Фатхул алам» пишется, что совершение полного хаджа свойственно этой общине (т. 4, стр. 179).

Там же пишется: «Хадж обязали на шестом году хиджры» (т. 4, стр. 183). Некоторые утверждают, что хадж обязали на пятом, восьмом, десятом годах («Мугнил мухтадж» т. 1, стр. 460).

Саид Рамазан аль-Бути пишет: «Нет сомнения в обязании хаджа на десятом году хиджры» («Фикху ссират», стр. 479).

ХАДЖ  ПРОРОКА , салляллаху ‘аляйхи ва саллям

Тирмизи рассказывал, что Пророк до переселения совершил хадж три раза. По другим источникам до переселения он ежегодно совершал паломничество. После переселения Пророк совершил хадж один раз — на десятом году. Это был самый большой «Прощальный хадж» («Фикху ссират», стр. 479).


ПРОЩАЛЬНЫЙ  ХАДЖ

Имам Муслим от Жабира передает: «За девять лет, которые Пророк прожил в Медине, он ни разу не совершил хадж. На десятом году хиджры людям известили, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) собирается на хадж. Вместе с Пророком много людей собралось в тот год на хадж. Он вышел из Медины, когда оставалось пять дней до конца месяца Зуль-каида. Когда Посланник сел в поле на верблюда, я увидел, что весь горизонт вокруг Пророка заполнился паломниками, идущими кто пешком, кто верхом».

Он вошел в Мекку со стороны Кадаа. Дойдя до ворот святой мечети «Масжидул харама» «Бану Шайбат» и увидев Каабу, он сказал: «О, мой Аллах, Ты увеличь величие, достоинство и уровень этого дома (Каабы) прекрасным образом. И увеличь достоинство и степени, и уровень всех, кто совершит хадж к этому Дому». Затем, Посланник один за другим исполнил все пункты хаджа, и научил им людей.

В день Арафа при огромном скоплении людей Пророк прочитал всеобъемлющую проповедь: «О, люди! Вы послушайте меня! Я не знаю, может, мы больше и не встретимся на этом месте. О, люди! Ваша кровь и состояние запрещены друг другу как запрещены этот день (Арафа) и это место (Арафат). О, люди! Опомнитесь! Все доисламские традиции я упразднил. Также упразднил и кровную месть, которая существовала до Ислама. Во-первых, отменяю кровную месть Рабиа бин Харриса, и доисламское ростовщичество (риба). Первое риба, которое я свергаю, это риба Аббаса — сына Абдулмуталиба.

О, люди! Поистине, сатана потерял надежу, что когда-нибудь на вашей земле люди будут ему поклоняться. Даже если вы не будете поклоняться ему, он (сатана) будет доволен тем, что вы подчиняетесь ему в совершении, кажущихся для вас малыми грехами. Будьте бдительны и берегите от него свою религию!

О, Люди! Вы побойтесь Аллаха. Не обижайте ваших женщин, вы по доверию Всевышнего взяли их себе, по слову Аллаха их тела стали вам дозволенными. Вы обязаны им, и они обязаны вам. Они не должны впускать в ваши дома того, кто не люб вам. Вы обязаны обеспечить их едой и одеждой.

О, люди! Вы подумайте над моими словами. Я довел до вас то, что Всевышний поручил мне довести до вас. Я оставляю вам то, придерживаясь которого вы никогда не собьетесь с истинного пути — Коран Аллаха и Суннат (хадис) Его Посланника.

О, люди! Вы слушайте меня и подумайте о моих словах. Знайте, что мусульманин мусульманину брат, и что все мусульмане братья. Поэтому, никому не принадлежит собственность брата, кроме того, что будет дано добровольно. Не притесняйте друг друга.

О люди! После меня не будет другого пророка и после вас не будет другой общины!

Вы поклоняйтесь Аллаху, совершайте пять раз (в сутки) намаз, поститесь в месяце Рамазан, выплачивайте закят со своего состояния и скота, совершайте хадж к дому Аллаха, повинуйтесь своим правителям и вы вступите в Рай.

О, люди! Опомнитесь! И те, кто присутствует здесь, доведите это до тех, кто находится далеко. Много будет тех, до которых донесут мое слово и соблюдут его лучше, чем те, которые услышали это от меня. У вас тоже спросят обо мне. Что вы ответите? Сподвижники, все как один, ответили: «Мы засвидетельствуем, что ты на самом деле довел до нас порученное тебе, исполнил свою миссию и наставил народ на путь истины». Затем, Пророк поднял в небо свой указательный палец, направил его к людям и трижды повторил: «О, Аллах, засвидетельствуй это» (Ты этому свидетель). До захода солнца Пророк остался на горе Арафа. Затем, отправился на Муздалиф. На ходу он указывал на людей и говорил: «Люди, успокойтесь, успокойтесь!»

На Муздалифе они совершили перенесенный вечерний намаз вместе с ночным. Эту ночь провели на Муздалифе, и до восхода солнца отправились в Мину. Затем, бросили в «Джумратуль акабат» по семь камушек. С каждым камушком читали такбир. После, они отправились на место, где совершают жертвоприношение. Там они принесли в жертву (курбан) 100 верблюдов. Из них 60 Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) зарезал собственноручно, остальные поручил зарезать Али. Далее, верхом на верблюде отправился к Каабе, совершил «таваф ифазат» (обязательный обход вокруг Каабы), и в Мекке совершил обеденный намаз. После этого, подошел к детям (сыновьям) Абдулмуталиба (они раздавали паломникам зам-зам). Пророк обратился к ним: «О, дети Абдулмуталиба, принесите и мне воды». Они подали ему полный ковшик воды. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выпил его, а затем, исполнив остальные ритуалы хаджа, вернулся в Медину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *