ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > "Ихъя улюм ад-дин" > «ИХЪЯ УЛЮМ АД-ДИН» ИМАМА АЛЬ — ГАЗАЛИ. Урок 10

«ИХЪЯ УЛЮМ АД-ДИН» ИМАМА АЛЬ — ГАЗАЛИ. Урок 10

ГНЕВ
Часть 1

ИншаАллах, по воле Аллаха (Субханаху уа Таъала), продолжаем наши уроки по воспитанию нафса. На прошлых уроках мы говорили о таком пороке как любовь к положению в обществе, и что этот порок является причиной возникновения такой духовной болезни, как рия (совершение деяний напоказ).

Существует ещё одна духовная болезнь, из-за которой человек может совершить необдуманные действия и после сожалеть, также эта болезнь является причиной возникновения зависти и ненависти – это «аль-гадаб», то есть, гнев человека. Если гнев беспричинный, то он также является духовной болезнью человека. Поэтому необходимо знать, когда можно, а когда нельзя гневаться. В нескольких хадисах передается, что, когда люди просили Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) дать им наставление, он говорил им: «Не гневайся». Почему? Потому что гнев может послужить возникновению ненависти и зависти. Когда человеком овладевает гнев, он может совершить необдуманные поступки и потом сожалеть о них, поэтому нам необходимо изучить такой порок как беспричинный гнев.

В целом, гнев – это горящий уголёк в сердце человека. И когда человек сталкивается с неприятной ситуацией, то этот уголёк становится огнем и охватывает все тело человека. Когда огонь усиливается, то у человека вскипает кровь, что проявляется на его лице. Его лицо краснеет, у него поднимается кровяное давление. Мы ведь часто говорим: «Не будоражь мою кровь!»[i] Все это из-за огня в наших сердцах. Известно, что человек создан из земли, а земля – это такое вещество, которое находится в спокойном состоянии. Аллах (Субханаху уа Таъаля) создал человека из земли, а шайтана из огня. Шайтан сказал: «Ты создал меня из огня, а Адама из глины». Глина всегда находится в состоянии спокойствия, а если посмотреть на огонь, то он постоянно в движении. Он постоянно пылает. Поэтому Пророк (салаЛлаху алейхи уа саллям) так сказал в хадисе о гневе: «Гнев – это горящий уголёк, который шайтан вкладывает в сердце человека». И когда этот горящий уголёк разгорается и становится огнем, человек становится беспокойным, подобно пылающему огню. И, в конечном итоге, этот огонь приводит человека к плачевным последствиям. В хадисе, который передал Абу Хурайра (радыАллаху анху) описано, что к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришёл один человек и сказал: «О, РасулюЛлах, научи меня такой вещи, которая будет для меня не тяжела», и Пророк (салаЛлаху алейхи уа саллям) ответил: «Не гневайся». Когда человек снова попросил наставления, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) снова сказал то же самое. Ибн Умар (радыаЛлаху анху) сказал, что к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришёл один человек и сказал: «Скажи мне такое слово, которое будет для меня понятным и не сложным», тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Не гневайся», и когда человек снова спросил, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) дал тот же ответ.

Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) задал вопрос своим сахабам: «Какой человек, по-вашему, самый сильный?», и они ответили: «Тот, которого никто не сможет побороть». И Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Это не так. По-настоящему сильный человек – это не тот, который может победить многих людей своей силой. Поистине, сильным является тот человек, который может контролировать себя во время гнева». (Этот хадис привели имам Бухари и имам Муслим.) Также есть множество назиданий от сахабов, табиинов, и учёных о вреде гнева.

Икрима (рахимахуЛлах) сказал по поводу аята: «وَسَيِّدًا وَحَصُورًا» (сура Али Имран 3:39): «Это качество пророка Яхъи (алейхи салям), которое приведено в Коране». Он пояснил, что слово «сейида» означает человека, которым не может овладеть гнев.

Имам Хасан (рахимахуЛлах) говорил: «О человек, ты вскакиваешь при каждом случае, когда тобой овладевает гнев. Когда-нибудь, вскакивая, попадёшь в Ад».

Имам Джафар ибн Мухаммад (рахимахуЛлах) как-то сказал: «Гнев – ключ от всех бед».

И ещё одно назидание от учёных: «Главой невежества является грубость, возле которой ходит гнев».

Имам Муджахид (рахимахуЛлах) сказал: «Иблис говорит: «Человек оказывается в моей власти в трех случаях: первое – когда человек в пьяном состоянии, мы хватаем его за шиворот и ведём туда, куда пожелаем, и он делает для нас все, что мы повелим; второе – в гневе человек говорит необдуманные слова и делает необдуманные поступки, о которых потом сожалеет; и третье – когда человек впадает в скупость, у него усиливается надежда, и он делает непосильные ему вещи»».

Также некоторые учёные сказали: «Будь осторожен в гневе, потому что, гнев ставит тебя в унизительное положение, когда тебе приходится просить прощения».

В риваяте, приведённом от Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), говорится: «Остерегайся действий, после которых придётся просить прощения».

Абдулла ибн Мас’уд (радыАллаху анху) говорит: «Мягкость и терпение человека определяются в момент гнева. Его надёжность определяйте тогда, когда даёте ему что-то на хранение. Ведь как узнаешь его сабр, если он не будет гневаться? И как узнаешь его надёжность, если не дашь ему что-то на хранение?» Умар ибн Абдуль-Азиз (рахимахуЛлах), когда писал письмо своим поданным, то написал: «Никого не наказывай во время гнева. Если гневаешься, то лучше запри его. Когда успокоишься, то освободи его и наказывай по справедливости».

Вот слова имама Аль-Хасана (рахимахуЛлах): «Одно из качеств мусульманина – сила в области религии. Он всегда поступает, как велит ему религия, и принимает решение с мягкостью. То есть, его вера основана на якыне[ii] Мусульманин даёт из своего имущества, где это необходимо. Не зазнается, если разбогател. И проявляет терпение в бедности. В ответ на зло делает добро, даже если есть возможность сделать зло. А также проявляет сабр в гневе». Также он приводит ещё несколько качеств: «Помогает тому, кто пережил коварство. Оказывает милость беспомощному и слабому. Не является скупым. Не тратит из имущества без причины. Прощает того, кто притеснил его. А также смотрит с пониманием на невежд. И его нафс испытывает трудности от него самого, а люди видят от него лишь хорошее».

 Если человек хочет создать для себя затруднение, то, несомненно, в первую очередь этого заслуживает его собственный нафс. У нас с вами, к сожалению, все иначе: наш собственный нафс получает от нас удовольствие, а люди видят от нас плохое. Как-то один человек спросил у Абдуллы ибн Мубарака (радыАллаху анху): «Можешь ли ты собрать в одно слово понятие «благой нрав»?», и он ответил: «Перестань гневаться».

Гнев, как мы сказали выше — это горящий уголёк, который вкладывает шайтан в сердце человека. И как сказали наши учёные: «Если у разгневанного человека есть возможность отомстить своему обидчику, то в это время у него краснеет лицо. Если его обидчик по статусу выше, и в сердце он понимает, что не сможет отомстить, тогда его лицо желтеет и переходит в скорбь». То есть, если у вас есть возможность отомстить тому, кто вас разгневал – например, вы можете побить его. В этот момент ваш гнев усиливается, вы краснеете, начинаете заикаться, бить кого-то и т.п. Ну, а если, ваш обидчик является вашим начальником, у вас нет возможности ему ответить, то ваш внутренний гнев переходит в скорбь. Вы желтеете, и по этой причине в вашем сердце возникает ненависть. А когда человек кого-то ненавидит и не желает ему блага, в последующим это переходит в зависть. Место гнева – в сердце, он проявляется через покраснение и заикание.

Теперь, в отношении гнева люди делятся на три уровня: первый уровень – это человек, совсем утративший такое качество как гнев. В нашей религии это не приветствуется. Поэтому имам Шафии (рахимахуЛлах) сказал: «Если кого-то разгневали по определённой причине, но этот человек не гневается, то он подобен ослу». Таким образом, есть моменты, когда человек должен гневаться. Например, Али (радыАллаху анху) передал: «Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не гневался из-за себя. Если он гневался, то только ради религии Аллаха и за права обиженных людей. И когда он гневался из-за религии Аллаха, то не успокаивался, пока не решал эту проблему». То есть, человек не должен гневаться из-за своего нафса, а гневаться ему следует из-за религии Аллаха, за свою честь и достоинство. И тот человек, который вообще утратил гнев, утратил и своё достоинство. К примеру, какой-то человек совершает неправильные действия в отношении вашей жены, сестры или других близких родственников, то, если у вас есть чувство собственного достоинства, вы будете гневаться.

В Коране Аллах (Субханаху уа Таъала), описывая сахабов Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Они жестоки к врагам Аллаха» (сура Аль Фатх 48:29). Несомненно, жестокость исходит от гнева. То есть, потерять такое качество, как гнев, не приветствуется в нашей религии. Когда люди утрачивают способность гневаться, религия Аллаха для них опускается на самый низкий уровень.

И как говорили наши учёные: «Если в какой-то местности мужчины утратят честь и чувство собственного достоинства, то и женщины утратят стыд и честь». Ну, а если у мужчин какого-то народа будет честь и чувство собственного достоинства, то и у женщин будет стыдливость. Это сказано о полном отсутствии гнева.

А теперь, о беспричинном и неуместном гневе: беспричинный гнев тоже не приветствуется в нашей религии. Когда человек беспричинно гневается, он теряет рассудок и выходит за рамки дозволенного религией. Такой человек не может себя контролировать. Учёные говорят, что причина этого в том, с кем человек общается, какое он получил воспитание и каков у него характер.

Некоторые люди по характеру спокойные, а некоторые таковы, как говорит имам Абу Хамид аль-Газали: «Если посмотреть на этого человека, то даже если он спокоен, то все равно кажется, что он гневается». То есть, человек по природе раздражительный. Это первая причина. Вторая причина – это воспитание. Некоторые люди растут среди плохого общества: им кажется, что ответить злом на зло, подраться с кем-то — это хороший поступок. То есть, у такого человека «уличные» понятия: если кто-нибудь оскорбит его, он выходит из себя и может избить своего обидчика. После он будет рассказывать друзьям: «Мне такой-то сказал так-то, а я его поставил на место, набил ему морду и т.п.», и они похвалят его «О, молодец, с такими так и надо…». То есть, окружение его поддерживает, он вырос среди подобных людей, поэтому начинать по любому поводу «войну» ему кажется правильным делом.

Иногда, причиной такого поведения является высокомерие: человек смотрит на всех людей свысока, если кто-нибудь заденет его делом или словом, он вступает в конфликт. Как-то мне один знакомый парень рассказал о девушке, которая выросла в обеспеченной семье, у таких детей зачастую бывает высокомерие в сердцах. Однажды, кто-то прижал её машину, которую купил ей отец. И она, разозлившись, въехала в задний бампер этой машины, то есть, отомстила. Конечно, в этой ситуации ей придётся заплатить и т.д. Но почему она так поступила? Потому что у неё такое воспитание, она думает: «Как кто-то смеет так поступать со мной?!» Также человек, который гневается беспричинно, может употреблять нецензурные слова. Еще минуту назад этот человек вроде бы был спокоен, но в порыве гнева вы можете его не узнать. И такой человек совершает необдуманные поступки, за которые потом стыдится: бьёт кулаками по столу, пинает предметы, рвёт на себе одежду, если не может отомстить своему обидчику.

Имам Абу Хамид аль-Газали говорит: «Если человек неуместно гневается, то он может ударить животное, если оно его нечаянно заденет». То есть, он захочет отомстить животному. Потому что это животное, и извиняться перед ним не нужно. Или же, бывает, что человек в порыве гнева начинает пинать машину. Хотя это всего лишь кусок железа. Это и есть неуместный гнев. Такой человек ведет себя неадекватно. Самое правильное, как сказал Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям): «Хайр (благо) в любом деле – это золотая середина». Неправильно будет как вообще не гневаться, так и гневаться беспричинно. И самое правильное, если в человеке присутствует такое качество как гнев, но он всегда следует религиозным предписаниям. Гнев такого человека не выходит за рамки рассудка и религии. Когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) услышал о гневе Са’ада (радыАллаху анху), то сказал: «Разве вы удивлены ревностью Са’ада? Клянусь Аллахом, я ревнивее его, а Аллах ревнивее меня». То есть, человеку не следует совсем отказываться от такого качества как гнев, но он не должен гневаться неуместно, и самое правильное — гнев человека не должен выходить за рамки здравого рассудка и религии. Человеку следует стараться и предпринимать действия в этом направлении.

Как сказал имам Абу Хамид аль-Газали: «Человек должен делать (для достижения этого) все, что в его силах. Даже если он никогда не достигнет в этом совершенства, то все же необходимо прилагать усилия. И если человек думает, что не сможет никогда избавиться от некоего дурного (качества), ему непозволительно полностью отдаваться этому плохому качеству». Также он сказал: «Одно плохое деяние может быть легче по степени другого плохого деяния, а одно хорошее деяние может быть выше другого хорошего деяния».

Возможно ли вообще утратить гнев или нет? Наши учёные говорят: «Гнев связан с теми вещами, к которым человек испытывает любовь. Человек что-то (или кого-то) любит, и, если кто-то будет претендовать на объект его любви, он гневается». Вещи, которые человек любит, делятся на два вида: первое – все, что связано с жизнедеятельностью человека: еда, вода, жилище. Это все относится к основным потребностям. Человек нуждается в этих вещах, поэтому он гневается, если лишается их. Например, у вас есть еда, и, если кто-то захочет отобрать у вас её, вы будете гневаться.

Второе – все вещи, которые относятся к излишествам: второй дом, третья машина, накопленные деньги. В отношении них у человека есть возможность не проявлять гнев. Для этого ему необходимо очистить сердце от любви к излишеству. В этих вопросах человеку следует воспитывать себя. У человека, который привязан к мирским благам, допустим, есть двадцать миллионов долларов, и, если кто-то украдёт у него один миллион, то он будет очень сильно гневаться. Почему? Потому что у него есть любовь к мирским благам. Если бы у него не было любви к мирскому, то он не гневался бы. Для удовлетворения своих необходимых потребностей ему достаточно гораздо меньшей суммы. Когда же человек имеет любовь к мирскому, то он гневается за каждую копейку.

 В первом случае, как говорят учёные: «Человек не может вообще утратить гнев в отношении основных жизненных потребностей, но он может держать их под контролем. И, если у человека усилится таухид в сердце, такой человек достигает спокойствия не гневом, а огорчением». К примеру, у вас есть один единственный баран, которого вы бережёте на зиму для своей семьи. Дома нет мяса, но в вашем сарае есть этот единственный барашек. Пришла какая-то болезнь, и баран умер, или его съел волк. И если баран умрёт от болезни, будете ли вы гневаться? Не будете. Почему? Потому что в этой ситуации вам некого винить. На кого вы будете гневаться? В этом случае человек будет печалиться. Таким же образом, когда человек знает, что все хорошее и плохое от Аллаха, то он печалится, но не гневается. Для этого у человека должен быть сильный таухид: понимание того, что, даже, если кто-то украдёт вашего барана, то это произошло по воле Аллаха. И ваша судьба была предписана ещё за пятьдесят тысяч лет до создания земли и небес. Изменить ход событий не в ваших силах. Когда у вас будет сильная вера в предопределение и таухид, то вы сможете контролировать себя. Безусловно, вы будете мучиться из-за того, что умер ваш единственный барашек. Но вам следует перевоспитывать себя.

Также человек может не гневаться по другим причинам. Обо всем этом мы с вами поговорим на следующем уроке, по воле Аллаха. Пусть Аллах (Субханаху уа Таъала) дарует нам полезные знания и силы следовать этим знаниям! И пусть Аллах примет наши благие деяния.

[i] Перевод фразы часто употребляемой в казахском языке.

[ii] Якин – ясное знание, получаемое из увиденного воочию, а не посредством свойств и умозаключений; истинное (достоверное) знание, приобретаемое посредством ясного внутреннего видения, то есть видения сердца. Способность такого видения появляется вследствие очень сильной веры и соответствующего духовного очищения человека.

Устаз Ерсин Амире
Azan.kz


This post has been viewed 215 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

"Ихъя улюм ад-дин"

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru