29.03.2024

Урок 13: Зависть, часть 2ЗАВИСТЬ. Часть 2

По воле Аллаха продолжим уроки по воспитанию своего нафса (эго). В прошлом уроке мы проходили одну из болезней сердца – зависть (хасад). Так же мы сказали, что зависть к благоденствию бывает двух видов, и не только к благоденствию, но и к любому благу, дарованному от Аллаха. Первый вид зависти — ненависть к благоденствию, дарованному кому-то Аллахом, и желание, чтобы он лишился ее. Эта зависть (хасад) является харамом (запретным).

 Второй вид зависти — это когда у человека нет ненависти к благу, и он не желает чтобы он лишился этого. Он желает и стремится приобрести такое же благо, богатство, умение. Это называется (гыбта или мунафаса) проявлять интерес к благоденствию, но не завидовать. Если Всевышний даровал кому-то благоденствие, нельзя проявлять злобу к этому, нельзя завидовать, с намерением, чтобы тот лишился его, это является харамом, так как каждому благоденствие определяет Всевышний Аллах. Проявлять зависть, чувство досады, ненависть, вызванное благополучием другого человека, сопротивляться судьбе, является запретным. 

Только в одном случае можно желать, чтобы человек лишился благоденствия, если этот человек использует свое богатство, положение, должность или карьеру в целях рапространения ненависти, преступности среди людей, распространения запретного (харам). В таком случае можно пожелать, чтобы Аллах лишил его этого, за то, что он использует, благо во вред или  пожелать, чтобы он вступил на верную дорогу. Даже в этом случае не должно быть зависти, дарованному ему благоденствию от Аллаха, а желание, чтобы эти блага не использовались во вред. В целом проявление зависти, злобы дарованным благам Аллаха, является признаком неверующих (кафиров). В Коране Всевышний Аллах говорит:

 «…Многие из обладателей Писания из зависти, присущей им, хотели бы отвратить вас от веры…».

 

Еще в Коране приводится: 

«Если вам будет доброе – победа или добыча – это их огорчает, а если вам будет дурное – потеря или поражение – это их радует». То есть зависть, не является качеством мусульманина.

 

До пророчества Посланника (с.а.с) иудейские ученые, жившие в Медине, часто напоминали арабам об ожидаемом пророке. В суре «Аль-Бакара» 89 аят: 

«И когда пришел к ним Наш посланник с Писанием от Аллаха – Кораном, — подтверждающим истинность Книги – Торы, — которая с ними, они отвергли его и отказались его принять, хотя в Торе ясно предсказано, что будет послан новый посланник, — событие, которое они ожидали все время, желая чтобы одержать победу над теми, которые были неверны. Но когда предсказание сбылось, и был послан посланник Мухаммад (с.а.с.), а с ним был ниспослан Коран, они отказались признать истину Корана и не уверовали в него из-за упрямства и ненависти и потому что посланник был из другого народа». 

В суре «Аль-Бакара» 146 аят:

 

«Те, кому даровано Нами Писание, знают, что обращение к Кибле в Мекке – это истина, и знают, что ты – тот посланник, который упомянут в ниспосланных им Писаниях, и в которых говорится, что ты молишься, обращаясь в сторону Каабы. Они знают эту истину так хорошо, как знают своих сыновей…» 

То есть люди писания знали о признаках и качествах будущего Пророка (с.а.с.), но отвергли его из-за того, что он не был из них. Это — зависть (хасад). 

Второй вид зависти, когда человек не желает, чтобы другой человек лишился желаемого, но и сам хочет, чтобы у него было подобное. Если это касается вопросов мирского блага, то это допускается. Если это касается религии, то белая зависть должна быть в исполнении обязательного. Например, желать совершать молитву, или совершать пост в месяц Рамадан, если вы не желаете этого, то вы желаете обратного. Например, не поститься в месяц Рамадан, и радоваться этому, то есть радоваться и желать себе греховное — это считается харамом. То есть, если что-то в Исламе считается обязательным, то и желать это считается обязательным, если это считается мустахаб то и желать это, считается мустахаб. 

В Коране Всевышний говорит:

 

«…Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах…» то есть стремитесь совершать добрые дела, которые приведут вас в рай, смотрите с белой завистью друг на друга в этих делах.

 Так же это показано в следующих аятах: «Эти спешат творить добродеяния и опережают друг друга на пути  свершения  блага» (Аль-Муминун 23:61). «…Пусть же ради этого соперничают друг с другом люди…» (Аль-Мутаффифин, 83:26)

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) в хадисе приводит: 

«Не должно быть никакой зависти, кроме как в отношении двух людей: первому даны знания (и мудрость) и он распространяет их днем и ночью, а второму Аллах даровал имущество, и он расходует его на пути Всевышнего днем и ночью». 

В оригинале хадиса приходит слово «хасад», что означает «черная зависть», но ученые единодушны в своем мнении, что, несмотря на использование слова «хасад» следует понимать, как «гыбта».

 

Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Есть четыре вида людей относительно знаний и имущества. Первый, это те, кого Аллах наделил и знаниями и имуществом, и они расходуют их на пути Аллаха днем и ночью. За свое усердие в Судный День они будут вознаграждены. Второй, это те, кого Аллах наделил знаниями, но не наделил имуществом, и вот они смотрят на первых и говорят: «О, если Аллах нас тоже наделил имуществом, и мы бы тоже расходовали на Его пути днем и ночью. В Судный День они получат такое же вознаграждение, что и первые, за свое намерение. Третий, это те, кого Аллах наделил имуществом, но не наделил знаниями и вот они расходуют свое имущество на свои прихоти и желания, и в Судный День будут за это наказаны. Четвертый, это те, кого Аллах не наделил ни знаниями, ни имуществом, и вот они смотрят на третьих и говорят: «О, если бы нам тоже было такое богатство, и мы бы тоже транжирили его направо и налево». В Судный День они понесут такое же наказание, что и третьи, за свое (неправильное) намерение». То есть само по себе желать имущество не является харамом, Ислам этого не запрещает.

 

Ученые разделяют зависть на четыре вида: 

Первое, если кому-то не только не нравится чужое благо, но и он делает что-то с целью, чтобы это благо у того человека пропало. 

Второе, если кто-то не смотрит  с ненавистью на чужое благо, но хочет чтобы это благо перешло к нему. 

Третье, когда кто-то в начале не смотрит с ненавистью и завистью на чужое благо, наоборот сам стремится к этому, но когда у него не получается достичь этого, он начинает ненавидеть этих людей.

 Четвертое, если кто-то завидует чужому благу и не желает, чтобы это благо пропало у него. 

Первые три вида из этого списка являются харамом, а четвертое, если это касается мирского, то это мубах. А в религии, если это является фардом, то фард,  если ваджибом, то ваджиб. 

Причины зависти (хасад): 

— Враждебный настрой к тому или иному человеку. Если кто-то причинил вам вред, задел вас как-то, и вы желаете отомстить ему. Если не можете отомстить, у вас появляется ненависть к нему и желаете ему того же. Если после этого на него ещё и ниспошлется какое-то благо, вы ему завидует и желаете чтобы у него этого не было.

 — Высокомерие, которое не даёт покоя. Эта одна из причин, по которой мушрики (язычники) Мекки не приняли Ислам. В Священном Коране приводится: «И сказали многобожники, пренебрежительно относясь к Мухаммаду, и считая ниспосланный ему Коран слишком большой честью для него: «Почему же Коран, про который Мухаммад утверждает, что он якобы Откровение от Аллаха, не был ниспослан какому-нибудь знатному человеку из Мекки  или Таифа?» 

В их глазах Пророк (с.а.с.) был незнатным, нищим, они видели себя выше него по статусу, что они не будут подчиняться какому-то сироте. Из-за своего высокомерия они не приняли Ислам.

 — Ещё одна причина зависти — это страх за свое положение. Любовь, стремление к власти. Это когда человек не может положительно воспринимать успех других людей. Например, человек, достигший успеха в какой-либо сфере деятельности, завидует человеку, который тоже достигает таких же успехов или опережает его. Даже если они находятся на разных материках. Причина этому, желание быть на вершине одному.   

Человек может завидовать другому и без причины. Например, соседу, который не причинил ему никакого вреда, который построил новый дом или купил машину.

 Зависть в основном бывает среди тех, кто окружает: знакомых, коллег по работе, родственников. Причина этому стремление к мирским благам, любовь к имуществу. Богатство, золото, нефть, имущество – это ограниченные, материальные вещи. Например, человек продает на базаре одежду, как и его сосед по ряду, у таких людей зависть проявляется чаще, чем, к примеру, у соседа, который продает салаты. Так как у продавцов торгующих одеждой одна клиентура, если клиент  покупает одежду у соседа, значит, его товар не продается, если у него покупают, значит, у соседа не продается. Предмет зависти у обоих — это мирские блага, которые ограничены. Ещё один пример, если где-то появилась маленькая красивая вещь, и люди собрались посмотреть ее. Первые ряды стоят близко и видят отчётливо, вторые ряды тоже присматриваются за их спинами, а в третьих, четвертых и далее остальные рядах, уже происходит стычка. Так как все хотят поближе посмотреть эту вещь. Люди будут завидовать тем, кто стоит в первых рядах, так как эта вещь ограничена. 

До тех пор, пока намерение людей будут мирские блага, пока они будут спорить ради ограниченных вещей, зависть среди них будет появляться всегда. А когда люди борются и стремятся в Рай, стремятся к знаниям, то среди них нет места зависти. В Священном Коране сказано, что ширина Рая как все земли и небеса. Там не будет опасения того, что кому-то будет недоставать. Если человек стремится к довольству Аллаха, Его довольство хватит всем. Обитатели Рая не будут притеснены и ограничены в нем, поэтому в их сердцах не будут места зависти. Блага будут вечными, неограниченными, поэтому в Коране о них говорится, как о «вечном блаженстве».

 Как очистить сердце от зависти? Как ее лечить? Ин ша Аллах, на следующем уроке мы продолжим рассматривать эти проблемы сердца. Пусть Аллах защитит наши сердца от зависти по отношению к нашим братьям мусульманам. И пусть Аллах одарит нас полезными знаниями, и сделает нас из тех, кто будет следовать этим знаниям и пусть Он примет все наши деяния! Амин!

Устаз Ерсин Амире Абу Юсуф
Источник: azan.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *