ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > "Ихъя улюм ад-дин" > МУХТАСАР «ИХЬЯ» ИМАМА АЛЬ — ГАЗАЛИ. Часть 2

МУХТАСАР «ИХЬЯ» ИМАМА АЛЬ — ГАЗАЛИ. Часть 2

КНИГА О ЗНАНИИ

В ней семь глав

Глава первая: О достоинстве знания, обучения ему и изучения.

Глава вторая: Об обязательном знании для каждого (фард аль-айн) и знании, изучение которого является коллективной обязанностью (фард аль-кифя), а также определение фикха и калама и разъяснение относительно знания Ахирата и мирского знания.

Третья глава: О том, что обычные люди считают религиозным знанием, но таковым не является, а также виды порицаемого знания и его границы.

Четвёртая глава: Беды от диспутов и причины, по которым люди занимаются вопросами разногласий и споров.

Глава пятая: Адабы учителя и ученика.

Глава шестая: Беды, которые связаны со знанием и которые подстерегают учёных, и признаки, по которым можно отличить учёных Ахирата от мирских учёных.[1]

Глава первая

О достоинстве знания, обучения ему и изучения

Доказательства из Корана:

Всевышний Аллах сказал:

شَهِدَ اللَّهُ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ وَالْمَلَائِكَةُ وَأُولُو الْعِلْمِ قَائِمًا بِالْقِسْطِ

«Аллах свидетельствовал[2], что нет никого, достойного поклонения, кроме Него, а также (об этом свидетельствовали) ангелы и обладатели знания».[3]

Обрати внимание, Всевышний Аллах упомянул первым Себя, вторыми – ангелов, а третьими – обладателей знания. И этого тебе должно тебе достаточно как обозначения величия и достоинства, великолепия и благородства.

[Имам аз-Забиди[4] сказал: «Свидетельство Всевышнего Аллаха о Своём единстве – это создание того, что на это единство указывает как в окружающем материальном мире, так и в нас самих».]

Всевышний Аллах сказал:

يَرْفَعِ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنْكُمْ وَالَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ دَرَجَاتٍ

«Аллах возвышает верующих среди вас и обладателей знания».[5]

Всевышний Аллах сказал:

قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ

«Скажи, разве знающие равны невеждам?»[6]

Всевышний Аллах сказал:

إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاءُ

«Из Его рабов Аллаха боятся только обладатели знания»[7]

[Имам аз-Забиди[8] сказал: «У кого больше знаний, в том больше страха».]

Всевышний Аллах сказал:

قُلْ كَفَىٰ بِاللَّهِ شَهِيدًا بَيْنِي وَبَيْنَكُمْ وَمَنْ عِنْدَهُ عِلْمُ الْكِتَابِ

«Ответь (им, Мухаммад): “В качестве свидетелей между мною и вами достаточно Аллаха и обладателей знания о Книге (о Таурате, Инджиле и Коране)”».[9]

Всевышний Аллах сказал:

قَالَ الَّذِي عِنْدَهُ عِلْمٌ مِنَ الْكِتَابِ أَنَا آتِيكَ بِهِ

«А (один) обладатель знания Писания сказал: “Я принесу его (трон) тебе”».[10]

Своими словами он указывает, что стал способен на это благодаря силе знания.

Всевышний Аллах сказал:

وَقَالَ الَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ وَيْلَكُمْ ثَوَابُ اللَّهِ خَيْرٌ لِمَنْ آمَنَ وَعَمِلَ صَالِحًا

«А обладатели знания сказали: “Горе вам! Вознаграждение Аллаха лучше для тех, кто уверовал и совершал благодеяния”».[11]

Этот аят разъяснил, что величие Ахирата познаётся через знание.

Всевышний Аллах сказал:

وَتِلْكَ الْأَمْثَالُ نَضْرِبُهَا لِلنَّاسِ ۖ وَمَا يَعْقِلُهَا إِلَّا الْعَالِمُونَ

«Мы приводим людям такие примеры, но понимают их лишь обладатели знания».[12]

[Имам аз-Забиди[13] сказал: «Всевышний Аллах сообщил, что приводимые Им для Своих рабов примеры понимают только обладатели знания, и только они получают от них пользу. В Коране порядка сорока подобных примеров. И некоторые саляф, когда читали эти примеры, смысл которых им был не до конца ясен, плакали, приговаривая: “Я не из числа знающих”».]

Всевышний Аллах сказал:

وَلَوْ رَدُّوهُ إِلَى الرَّسُولِ وَإِلَىٰ أُولِي الْأَمْرِ مِنْهُمْ لَعَلِمَهُ الَّذِينَ يَسْتَنْبِطُونَهُ مِنْهُمْ

«Если бы они обратились с этим к Посланнику и руководителям (мусульман), тогда её (эту весть) узнали бы те из них (лидеров мусульман), кто мог проверить».[14]

Решение относительно новых ситуаций возложено на обладателей знаний, и они упоминаются сразу после пророков в разъяснении и решении Всевышнего Аллаха.

Передается в толковании слов Всевышнего Аллаха:

يَا بَنِي آدَمَ قَدْ أَنْزَلْنَا عَلَيْكُمْ لِبَاسًا يُوَارِي سَوْآتِكُمْ وَرِيشًا ۖ وَلِبَاسُ التَّقْوَىٰ

«О потомки Адама! Мы ниспослали вам (сотворили для вас) одежду для прикрытия вашей наготы и (для) украшения. Однако одежда богобоязненности (вера, страх перед Аллахом, хорошая нравственность) — наилучшая!» [15]

«Мы ниспослали вам (сотворили для вас) одежду для прикрытия вашей наготы», то есть знание [имам аз-Забади[16] сказал: «Это образное сравнение (маджаз): знание прикрывает срам невежества»] «и (для) украшения» убеждённость (якын). «Однако одежда богобоязненности» это стыдливость».

Всевышний Аллах сказал:

وَلَقَدْ جِئْنَاهُمْ بِكِتَابٍ فَصَّلْنَاهُ عَلَىٰ عِلْمٍ

«Мы принесли им (людям) Книгу, которую объяснили (вопросы, касающиеся вероучения, предписаний и назиданий) на основании знания».[17]

Всевышний Аллах сказал:

فَلَنَقُصَّنَّ عَلَيْهِمْ بِعِلْمٍ

«Мы обязательно расскажем им (пророкам и их народам) (обо всех их деяниях – как скрытых, так и явных) на основании (совершенного) знания».[18]

Всевышний Аллах сказал:

بَلْ هُوَ آيَاتٌ بَيِّنَاتٌ فِي صُدُورِ الَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ

«Но (это не так), то — ясные аяты в сердцах тех, кому дано знание».[19]

Также Всевышний Аллах сказал:

عَلَّمَهُ الْبَيَانَ

«…и научил его выражать мысли».[20]

И это было сказано как о знаке проявленной милости.

Часть 1.

Часть 3.

 

[1] Шестую главу о разуме и его достоинствах мы полностью исключили из нашего краткого изложения.

[2] Имам аз-Забиди пишет, что это может означать: «Аллах сообщил об этом», либо: «Аллах повелел разъяснять это».

[3] Коран, 3:18.

[4] «Итхаф», 1/100.

[5] Коран, 58:11.

[6] Коран, 39:9.

[7] Коран, 35:28.

[8] «Итхаф», 1/101.

[9] Коран, 13:43.

[10] Коран, 27:40.

[11] Коран, 28:80.

[12] Коран, 29:43.

[13]«Итхаф», 1/103.

[14] Коран, 4:83.

[15] Коран, 7:26.

[16] «Итхаф», 1/103.

[17] Коран, 7:52.

[18] Коран, 7:7.

[19] Коран 29:49

[20] Коран 55:4
Автор: Абу Али аль-Ашари
Источник: darulfikr.ru


This post has been viewed 36 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

"Ихъя улюм ад-дин"

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2021 — Madrasah2.ru