23.04.2024

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Факихов, у которых больше всего последователей, пятеро: аш-Шафии, Малик, Абу Ханифа, Ахмад ибн Ханбаль и Суфьян ас-Саури, да помилует Аллах их всех.

Каждый из них был набожным (абид) и аскетом, знатоком наук Ахирата, факихом в вопросах того, что полезно для людей в этом мире, и они стремились к довольству Аллаха через свой фикх.

А современные факихи из этих пяти качеств этих имамов выбрали для себя только одно – энергичное углубление в детализацию фикха, потому что остальные четыре качества бесполезны для всего, кроме Ахирата. И только обсуждение вопросов фикха может быть полезно не только для этого мира, но и для Ахирата, если только люди этим стремятся к Ахирату.

Современники заявили о своём сходстве с этими имамами, но они далеки от этого.

Теперь обратимся к жизни этих пяти имамов фикха, чтобы показать наличие у них четырёх качеств: набожности, аскетизма, знания наук Ахирата и стремления к довольству Аллаха через своё знание; а их знание фикха очевидно.

Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах)

Набожность имама аш-Шафии демонстрирует то, что он делил ночь на три части: треть для знаний, треть для намаза и треть для сна.

Ар-Раби сказал: «Аш-Шафии (да помилует его Аллах) полностью прочитывал Коран в Рамадан 60 раз, и всё это во время намаза».

А аль-Бувейти, один из его учеников, каждый день полностью прочитывал Коран.

Аль-Хусейн аль-Карабиси сказал: «Я много раз ночевал в доме вместе с аш-Шафии. Треть ночи он совершал намаз. И он редко прочитывал во время намаза более 50 аятов. Иногда мог прочитать 100 аятов. И когда он прочитывал аят о милости, то просил у Аллаха о милости для себя и верующих. А когда прочитывал аят о наказании, то просил защиту от этого и просил о спасении для себя и верующих. И в нём будто сочетались надежда и страх».

Обрати внимание, как его ограничение пятьюдесятью аятами Корана указывает на его погружённость в тайны смыслов Корана и размышление над их смыслом.

Имам аш-Шафии сказал: «Уже шестнадцать лет я не ел досыта, потому что сытость отягощает тело, приводит к чёрствости, притупляет разум, притягивает сон, и сытый человек слаб в поклонении».

Посмотри на его мудрость в понимании последствий сытости, а затем посмотри на его усердие в поклонении, ведь он отказывается от сытости именно ради этого, и основа поклонения – это сдержанность в еде.

Также аш-Шафии (да помилует его Аллах) сказал: «Я никогда не клялся именем Аллаха, ни честно, ни обманывая».

Посмотри, как он возвеличивал Всевышнего Аллаха, что, безусловно, указывает на его познание величия Всевышнего Аллаха.

Однажды аш-Шафии (да помилует его Аллах) задали некий вопрос, но он ничего не ответил. А когда его спросили: «Ты ответишь что-нибудь (да помилует тебя Аллах)?», он сказал: «Пока не пойму, что лучше: моё молчание или мой ответ».

Посмотри на уровень его контроля над своим языком, хотя это самый опасный враг факихов и самый сложно поддающийся орган для контроля и подчинения. И через это мы понимаем, что он говорит или молчит только ради достижения награды.

Ахмад ибн Яхья аль-Вазир сообщает: «Однажды аш-Шафии (да помилует его Аллах) вышел с рынка лампад, а мы шли следом, и по дороге некто дурно высказывался про какого-то учёного. Тогда аш-Шафии повернулся к нам и сказал: “Очищайте свой слух от этой мерзости так же, как вы очищаете ваши языки от её произнесения. Поистине, слушатель – соучастник говорящего. Глупец ищет самое мерзкое, что есть в себе, чтобы излить это на вас, а если бы слова глупца были отвергнуты, то отвергнувший эти слова осчастливил бы себя так же, как был несчастен сказавший их”».

Имам аш-Шафии сказал: «Один мудрец написал другому: «Тебе даровано знание, так не пачкай его грязью грехов, иначе будешь блуждать во мраке, в то время как знающим будет освещать путь их знание ».

Что касается аскетизма имама, то передаётся, что аш-Шафии (да помилует его Аллах) сказал: «Заявляющий о том, что смог объединить в своём сердце любовь к мирскому и Творцу, лжёт».

Аль-Хумейди сообщает, что аш-Шафии (да помилует его Аллах) направлялся в Йемен с компанией некоторых правителей, а возвращался уже с десятью тысячами дирхамов. Он разбил палатку в окрестностях Мекки, а люди стали к нему подходить, и он не ушёл с этого места, пока не раздал всё, что у него было.

Сообщается, что он уронил плеть, а когда какой-то человек поднял её и отдал ему, то он отблагодарил его пятьюдесятью дирхамами.

Щедрость аш-Шафии (да помилует его Аллах) известна, а основа аскетизма – это щедрость, потому что когда человек что-то любит, то он старается это удержать и не отдавать, а отдать имущество с лёгкостью может только тот, в чьих глазах мирское ничтожно, а это и есть основа аскетизма.

Свой аскетизм аш-Шафии (да помилует его Аллах) обрёл не из книги об аренде или других разделов фикха, а из наук Ахирата, которые основаны на Коране и Сунне, потому что именно они были источником мудрости для первого поколения.

А о его познаниях тайн сердца и наук Ахирата свидетельствуют его мудрые высказывания.

Передаётся, что его спросили про показное, и он ответил: «Показное – это ловушка страстей для сердец учёных, которая аннулирует награду за их деяния».

Также аш-Шафии (да помилует его Аллах) сказал: «Если ты боишься самодовольства в своих делах, то вспомни, чьего довольства ты ищешь, к каким благам стремишься, от какого наказания бежишь, за какие милости благодаришь и какие испытания вспоминаешь. И если ты подумаешь хотя бы об одном из этого, то твои деяния в твоих глазах сразу станут незначительными».

Посмотри, как он показал суть показного и самодовольства и методы их устранениях, а это тягчайшие пороки сердца.

Аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал: «Кто не хранит свою душу (от греха), тому не помогут его знания».

Также он сказал: «Каждый человек кого-то любит, а кого-то нет, так будь же с теми, кто подчиняется Всевышнему Аллаху».

Эти и другие слова этого имама свидетельствуют о его высоком уровне познания Всевышнего Аллаха и понимания наук Ахирата.

А о его стремлении через фикх и диспуты к довольству Аллаха свидетельствуют его слова: «Я хочу, чтобы люди получали пользу от моих знаний, но лично мне ничего из этого не приписывали».

Посмотри, как он понимал опасности знания и как его сердце было чисто от всего этого, и какое искреннее намерение ради Аллаха было у него в сердце.

Также аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не спорил с кем-то, желая, чтобы он оказался неправым».

Также он сказал: «Каждый раз, когда я с кем-то дискутировал, мне было всё равно, окажется истина на моей стороне или на противоположной». Это явный признак стремления к довольству Аллаха через изучение фикха и диспуты.

А теперь посмотри, как люди из всех этих его качеств следуют ему только в одном, а во всех остальных противоречат ему.

И поэтому Абу Саур (да помилует его Аллах) сказал: «Ни я, ни другие современники не видели такого, как аш-Шафии (да помилует его Аллах)».

Ахмад ибн Ханбаль (да будет доволен им Аллах) сказал: «Уже сорок лет я после каждого намаза делаю дуа за аш-Шафии».

Посмотри на искренность этого человека и величие того, за кого он делает дуа! А теперь сравни своих сверстников из числа учёных этого века и ту вражду и ненависть, которая разгорается между ними, и из этого ты поймёшь ложность их заявлений о следовании этим имамам.

Из-за того, что имам Ахмад часто делал дуа за имама аш-Шафии, его сын спросил его: «Что за человеком был этот аш-Шафии, что ты так часто делаешь за него дуа?»

И Ахмад ответил: «Сынок, аш-Шафии был, как солнце для мира или как здоровье для человека. Разве что-то может заменить эти вещи?»

Также Ахмад говорил: «Каждый касающийся чернил в долгу перед аш-Шафии, да помилует его Аллах».

Яхья ибн Саид аль-Каттан говорил: «Уже сорок лет после каждого намаза я делаю дуа за аш-Шафии из-за открытых ему Аллахом знаний и из-за следования истине.

Достоинств у этого имама множество, крайне сложно охватить их все, поэтому мы ограничимся вышеперечисленными.
Абу Али Аль Аш’ари
Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *