26.04.2024

ГЛАВА ТРЕТЬЯ:

Разъяснение того, что простолюдины считают похвальным знанием, но таковым не является. Также в этой главе будут разъяснены причины, по которым некоторые науки становятся порицаемыми. И также будет разъяснено искажение некоторых наук и терминов, таких как фикх, знание, тавхид, наставление и мудрость. Также разъяснение похвального количества шариатских наук и порицаемого.

Возможно, ты скажешь: «Знание – это такое представление о чём-то, которое соответствует действительности, и знание – это атрибут Всевышнего Аллаха. Так как же знание, являясь знанием, может быть порицаемым?»

Знай же, что знание само по себе не порицается, порицаемым является знание для рабов по одной из трёх причин:

1. это знание, которое может либо привести ко вреду самого обладателя знания, либо стать причиной причинения его обладателем вреда кому-то другому. Например, порицается знание о колдовстве и талисманах, которое реально, как об этом свидетельствует Коран, но оно используется, например, для разделения супругов.

Даже Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) подвергся воздействию колдовства и заболел из-за этого, об этом ему сообщил Джибриль (мир ему), а сам предмет колдовства был извлечён из дна колодца.

Это знание используется при знании особенностей некоторых видов минералов и астрологии, например, вырезается образ человека, которого хотят заколдовать, и согласно астрологическим расчётам в определённое время совершается акт колдовства, который сопряжён с произнесением слов неверия и других мерзостей, противоречащих шариату, и подобными действиями люди прибегают к помощи шайтанов. И в итоге из-за всех этих действий согласно установленному Всевышним Аллахом порядку состояние околдованного начинает удивительным образом меняться.

Знание этих причин не является порицаемым само по себе, но эти знания подходят только для того, чтобы вредить другим людям, а то, что ведёт ко злу – само зло. И именно по этой причине этот вид знания порицается;

2. это знание, которое чаще всего приносит вред его обладателю, например, знание о звёздах, которое само по себе не является порицаемым.

Это знание состоит из двух частей. Первая часть – астрономия, знание о движении небесных светил, и об этом сказано в Коране:

الشَّمْسُ وَالْقَمَرُ بِحُسْبَانٍ

«Солнце и луна (движутся) согласно рассчитанному порядку».[1]

Всевышний Аллах сказал:

وَالْقَمَرَ قَدَّرْنَاهُ مَنَازِلَ حَتَّىٰ عَادَ كَالْعُرْجُونِ الْقَدِيمِ

«И для луны Мы определили положения, пока она снова не станет похожа на старую пальмовую ветвь».[2]

Вторая часть – это астрология, то есть предсказание событий на основе движения небесных светил. Шариат порицает это знание.

Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Изучайте звёзды для того, чтобы ориентироваться по ним на суше и море, а затем отстраняйтесь от этого знания»;

3. самостоятельное углубление в изучение сложных нюансов до изучения базовых понятий, например, попытка некоторых философов самостоятельно изучить божественные тайны, а это невозможно сделать самостоятельно, и поэтому следует ограничиваться тем, что сообщается в шариате.

Скольким же людям навредило самостоятельное углубление в подобные знания!

О вреде некоторых видов знаний говорится в словах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عِلْمٍ لَا يَنْفَعُ

«О Аллах, я прошу Твоей защиты от знания, которое не приносит пользы».[3]

Не стремись же к тому знанию, которое порицается шариатом, следуй за сподвижниками (да будет доволен Аллах ими) и ограничивайся во всём только сунной: безопасностью в следовании и опасностью в попытках независимо что-то исследовать. И также не кичись своим умом и личными рассуждениями, заявляя: «Я хочу исследовать вещь, чтобы понять, что она представляет собой на самом деле. Какой вред может быть в этом?» Вред, который ты получишь в процессе исследования, будет больше! Сколько вещей после исследований могут тебе навредить в Ахирате, если только тебя не коснётся милость Всевышнего Аллаха!

Знай же, что профессиональные врачи знают некоторые виды лечения, которые могут вызвать скепсис у неосведомлённых людей, точно так же пророки – это лекари сердец и знатоки вечной жизни, и поэтому не пытайся переисследовать своим умом их установления, иначе погибнешь!

В установлениях религии и её адабах, а также в её обязательных убеждениях множество тайн и нюансов, которые разум не может охватить самостоятельно. Более того, разум не может должным образом самостоятельно постичь то, что принесёт пользу в Ахирате, потому что опыт никак не может это охватить. Личный опыт мог бы быть полезным, если бы кто-то из умерших вернулся и сообщил о полезных деяниях, которые приближают к Аллаху, и о деяниях, которые отдаляют от Него, а также сообщил об убеждениях, но этого никогда не будет. А пользы разума тебе достаточно, если ты уверуешь в истинность всего, что передаёт Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).

А после этого защити свой разум от самостоятельных решений и выбери подчинение, потому что без него ты не спасёшься. И именно поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

وَإِنَّ مِنَ الْعِلْمِ جَهْلًا

«Есть знание, которое является невежеством».[4]

Очевидно, что знание не может быть невежеством, но некоторое знание может воздействовать вредоносно, подобно невежеству.

[1] Коран, 55:5.

[2] Коран, 36:39.

[3] Муслим, № 2722.

[4] Абу Дауд, № 5012.
Абу Али аль-Аш’ари
Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *