28.03.2024

ЧТО КАСАЕТСЯ ХАДИСОВ (о достоинстве знаний):

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَنْ يُرِدِ اللَّهُ بِهِ خَيْرًا يُفَقِّهْهُ فِي الدِّينِ

«Всевышний Аллах даёт понимание религии тому, для кого желает блага».[1]

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

الْعُلَمَاءُ وَرَثَةُ الْأَنْبِيَاءِ

«Учёные – наследники пророков».[2]

А известно, что нет уровня выше пророков, и нет величия выше наследования этого уровня.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

يستغفر للعالم ما في السموات والأرض

«О прощении грехов учёного просит всё, что на небесах и на земле».[3]

Какой уровень может быть выше уровня того, о прощении грехов которого просят ангелы небес и земли? Такой человек занят своими делами, а они все заняты просьбой о прощении его грехов.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

خَصْلَتَانِ لَا يكونان في منافق حسن سمت وفقه في الدين

«Два качества не уживаются (одновременно) в лицемере: благообразие и понимание религии».[4]

Не сомневайся в этом хадисе из-за лицемерия факыхов этого времени, потому что тут не имеется в виду тот фикх, о котором ты подумал. Ещё будет объяснён смысл слова «фикх».

Самый начальный уровень факыха – это знание о превосходстве Ахирата над этим миром, а когда это знание становится настоящим и начинает превалировать, то очищает своего носителя от лицемерия и показного.

[Имам ас-Суюти сказал: «Не подразумевается, что в лицемере эти качества могут существовать по отдельности, смысл этих слов в том, чтобы подстегнуть верующего сочетать в себе оба этих качества».[5]]

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

الناس معادن كمعادن الذهب والفضة فخيارهم في الجاهلية خيارهم في الإسلام إذا فقهوا

«Люди подобны золотым и серебряным приискам: лучшие из них до Ислама – лучшие и в Исламе, если будут изучать религию».[6]

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

فَضْلُ الْعَالِمِ عَلَى الْعَابِدِ كَفَضْلِي عَلَى أَدْنَى رَجُلٍ مِنْ أَصْحَابِي

«Учёный превосходит аскета настолько же, насколько я превосхожу своего сподвижника самого низкого уровня».[7]

Обрати внимание, как знание идёт параллельно уровню пророка, и как уровень поклонения без знаний ниже, несмотря на то, что аскет обладает знанием хотя бы о поклонении, в совершении которого он постоянствует, а иначе это не было бы поклонением.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

فَضْلُ الْعَالِمِ عَلَى الْعَابِدِ كَفَضْلِ الْقَمَرِ لَيْلَةَ الْبَدْرِ على سائر الكواكب

«Превосходство учёного над аскетом подобно превосходству Луны в полнолуние над остальными небесными светилами».[8]

[Имам аз-Забиди[9] сказал: «Под учёным в этих хадисах подразумевается человек, который направил своё основное усердие на обучение, преподавание и написание книг, а под аскетом – тот, кто от всего этого отошёл, даже если он по факту является учёным».]

Мы просим у Аллаха благого конца.

 

[1] Аль-Бухари, № 71; Муслим, № 1037.

[2] Абу Дауд, № 3641, Тирмизи, № 2882; ибн Маджа, № 223.

[3] Абу Дауд, № 3641; Тирмизи, № 2682; ибн Маджа, № 223.

[4] Тирмизи, № 2684.

[5] «Итхаф», 1/108.

[6] Аль-Бухари, № 3353; Муслим, № 2683.

[7] Тирмизи, № 2685.

[8] Абу Дауд, №3641; Тирмизи, №2682; ибн Маджа, № 223.

[9] «Итхаф», 1/120.
Абу Али аль-Аш’ари
Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *