20.04.2024

ВКЛАД МУСУЛЬМАН В РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
(часть 2)


Естественные науки

Подход к изучению естественных наук исламскими учеными имеет некоторые особенности. Сбор данных осуществляется исключительно путем экспериментов и наблюдений. На начальном этапе составлялись словари научных терминов путем отбора тематических слов из всевозможных трудов разных стилей. Затем концепции классифицировались по следующим дисциплинам: зоология, ботаника, астрономия и т.д. Так начался непрерывный процесс постижения естествознания. Каждый следующий ученый, овладев имеющимся опытом, развивал и добавлял к нему результаты своих исследований. Терминология обогащалась за счет переводов и заимствований.

В исламской ботанике нет названий растений неарабского происхождения, кроме тех растений, которые не росли на территории Халифата. 6-ти томная энциклопедия по ботанике Динавери (ум. 895 г.)»Книга о растениях» была написана раньше, чем появились первые исследования в этой области в переводе с греческого. По выражению Силбелберга, итоги тысячелетней истории греческой ботаники были подытожены в трудах Диоскорида и Теопраста. Но труды исламских ученых (Динавери) на эту тему в плане глубины знаний и их охвата оставляли своих предшественников далеко позади. Динавери не остановился на простом описании растений, он также коснулся их питательных, лекарственных и других свойств. Дополнительно к этому он классифицировал растения и указал места их произрастания.

Медицина у мусульман находилась на высоком уровне, что было обусловлено достижениями в анатомии, фармакологии, строгой кадровой политикой (перед началом медицинской практики врачи сдавали экзамен). Так как исламское государство граничило с Византией, Индией и Китаем, то мусульмане перенимали богатые знания по медицине и искусству врачевания у этих стран. В изучении медицинской науки до сих пор нельзя не обращаться к трудам Ибн Сина и Рази. Сегодня признано во всем мире, что мусульмане раньше других открыли принцип кровообращения организма благодаря трудам Ибн ан-Нафиса.

Оптика

Оптика тоже в долгу перед исламскими учеными.»Наука огненных зеркал» греков (9-й век) не идет ни в какое сравнение с»Книгой света» Кинди. Второе место по праву занимает Ибн Аль-Хайсам. Бируни, Фараби, Ибн Сина и Кинди внесли неоценимый вклад в развитие науки.

Геология, механика и другие

Изучение полезных ископаемых, особенно драгоценных камней и металлов, мотивировано, с одной стороны, их целительными свойствами и использованием в медицине, с другой — интересом к их составу и свойствам, относящим их в разряд драгоценностей. Труды Бируни и других исламских ученых о минералах и металлах используются по сей день.

Ибн Фирнас (ум. 888 г.) изобрел летательный аппарат, который мог преодолевать большие расстояния. К сожалению, у него не было последователей, поэтому все открытия в области механики не нашли продолжения. Изобретатель погиб во время экспериментов. Кроме того, другими изобретателями был разработан способ поднятия с морского дна и реконструкции затонувших кораблей, создано приспособление для выкапывания больших деревьев без причинения им ущерба.

Мусульманами было написано много пособий по рыболовству и добыче жемчуга из морских глубин.

Зоология

Бедуины Аравии издавна изучали поведение хищных зверей и птиц. Джахиз (ум. 868 г.) написал книгу о животных. Начатые им исследования по адаптации видов животных к среде обитания получили дальнейшее развитие в трудах Мискавайха, Казвини, Дамири. Они оставили множество описаний методов приручения диких животных, особенностей охоты с помощью хищных птиц.

Химия и физика

Во многих местах Коран призывает размышлять над созданием вселенной, над тем, что земля и небо служат интересам человека. По исламу, разум и вера должны сопутствовать друг другу. Становление религии дало толчок к изучению и развитию таких основополагающих наук, как химия и физика. Имена Халида Ибн Йазида (ум. 704 г.), Джафара ас-Садыка (ум. 765 г.), их ученика Ибн Хаййана (ум. 776 г.) на протяжении веков занимали почетное место в ряду тех, кто внес вклад в развитие этих наук. Их исследования, основанные на данных объективных опытов и наблюдений, способствовали формированию самостоятельных наук. Джафар ас-Садык проводил реакции разложения (в частности кальцинирования) и восстановления. Изучал выпаривание, превращение жидкости в газ и кристаллизацию частиц. Его труды были переведены на латынь, дабы сделать их доступными как можно более широкой мыслящей аудитории.

Труды Джафара послужили твердой основой для последующего развития химии и физики.

Математика

Влияние исламских ученых просматривается даже в математических и алгебраических терминах. Слова»алгебра»,»цифра»,»алгоритм» имеют арабское происхождение.

Имена Харизми, Омара Хайяма, Бируни стоят рядом с именами Евклида или Сидхарты. Честь открытия тригонометрии также принадлежит мусульманам.

Вера и разум

Багдад на востоке и Куртуба-Гранада на западе оставались процветающими центрами науки и культуры, пока не подверглись страшному нашествию. В этих городах, захваченных варварами, были сожжены библиотеки, в которых хранились сотни тысяч рукописей, что нанесло ощутимый урон науке той эпохи, когда еще не было типографий и книги имелись часто в единственном экземпляре. Во время многочисленных погромов и расправ над жителями погибли и ученые. Таким образом, знания, добытые в результате ста лет трудов, были утрачены в течение нескольких дней. Для того чтобы восстановить утраченное, снова потребуется труд на протяжении столетия и некоторые финансовые вложения. Когда какая-либо культура приходит в упадок, чтобы возродить и поднять ее на большую высоту, требуется изучить труды прежних. Кроме того, великие умы и благородные характеры не возникают по заказу. Такие личности являются даром и милостью Всевышнего Аллаха. А другая трагедия заключается в том, что, вместо того чтобы таких людей выдвигать на руководящие должности, чаще всего их возможности не задействуют, а вместо них руководящие посты занимают глупцы и бездари.

Искусство

Также как в науке, в развитии исламского искусства главную роль играет Коран. Так, например, красивое чтение Корана как вид поклонения породило»мусульманскую музыку». Стремление сохранить неизменным текст Корана дало начало искусству каллиграфии. Строительство мечетей привело к развитию архитектуры и декоративного искусства. Ставя целью обретение человеком равновесия и гармонии между телом и душой, умеренности во всех отношениях, ислам направляет его природные способности в правильное русло и способствует всестороннему и целостному его развитию.

В «Сахих» Муслима приводится следующий хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):»Аллах — Истинный Обладатель красоты, и Он любит красоту». В Коране Аллах говорит:»Воистину, Мы украсили нижнее небо светильниками» («аль-Мульк», 67/5). Или:»Воистину, все, [что есть] на земле, Мы сотворили как украшение для нее, а также для того, чтобы испытать людей [и узнать], кто из них лучше по деяниям» («аль-Кахф», 18/7) и так далее. В Коране даже говорится:»Облекайтесь в свои одеяния, где бы вы ни совершали поклоны» («аль-А’раф», 7/31).

Известен один случай из жизни Досточтимого Пророка: однажды, увидев одну неухоженную могилу, он сразу велел ее поправить и украсить. При этом он добавил, что от этого покойнику не будет ни лучше, ни хуже, но для живых такой ее вид приятней. Кроме того, Аллаху нравится, чтобы любое дело было сделано в лучшем виде (см. Ибн Са’д, VIII, 156).

Чувство прекрасного заложено в человеке от рождения.

Как и в отношении других природных способностей, ислам поощряет развитие искусства, но при этом требует соблюдать умеренность. Чрезмерность в исламе запретна, даже в поклонении и страданиях.

Минбар (возвышение для проповедника), сделанный для Досточтимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), был украшен шаром в форме яблока, и оба внука Посланника Аллаха играли с ним. В истории ислама это первое применение декоративной обработки дерева. В более поздние времена появился промысел украшения золотой бумагой экземпляров Корана, который положил начало искусству переплета Книги. То есть, ислам не запрещает стремление к искусству.

Единственное, что запрещено исламом, — это изображение живых существ (в том числе людей). Собственно говоря, этот запрет, введенный Досточтимым Пророком, не категоричен и объясняется стремлением направить воображение людей в правильное русло. Самым ярким проявлением творения Аллаха является мир животных, затем следует мир растений, дольный мир. Поэтому человеку следует довольствоваться тем, что он умеет, — способность сотворения живых существ присуща только Аллаху. Этого взгляда придерживаются некоторые ученые-богословы. Возможно, психолог может объяснить это так: так как живые существа выделяются среди других созданий (могут двигаться, наделены различными функциями, повадками. определяющими их поведение и образ жизни), человек, изображая их, может впасть в грех, представив, что в его воле заставить их двигаться (т.е.»одушевить» их). Художник помимо своей воли может ощутить это (подобно Пигмалиону, влюбившемуся в созданную им скульптуру), и нарисованная картина или вылепленная скульптура в воображении людей может приобрести некую божественность, одухотворенность и наделяться способностью приносить добро или счастье (такое было и раньше, есть и сейчас: любовь к героям, чемпионам,»звездам»). Это психологическая и духовная сторона запрета. Что касается биологической стороны, то известно, что отсутствие или утрата каких-то чувств усиливает развитие других, которые активно используются, например, слепой обладает лучшей памятью и слухом по сравнению с обычным человеком. Если человек будет воздерживаться от изображения живых существ в рисунках, гравюре, скульптуре, то его способности проявятся в других областях искусства (например, в каллиграфии или ландшафтном дизайне и т.д.).

Социальная сторона запрета состоит в удерживании от идолопоклонничества. Возможно, это самая важная сторона запрета.

Вместе с тем, этот запрет имеет множество исключений: детские игрушки, изображения на подушках и ковриках, наглядные пособия для уроков (биология, анатомия и др.), фотографии.

История показывает, что запрет на изображения живых существ в исламе не препятствует развитию других видов искусства. Напротив, произошел настоящий скачок развития в монументальном искусстве. Даже Коран («ан-Нур», 24/36) поощряет величие в строительстве мечетей. Мечеть Сулейманийа в Стамбуле, Тадж-Махал в Агре (Индия), Дворец Альхамра в Гранаде и др. памятники исламской архитектуры занимают достойное место среди самых известных шедевров мировой архитектуры, не переставая поражать своим размахом, величием, изяществом и уникальностью декора.

Исламская каллиграфия (Хат) является видом искусства, в котором мусульмане остались непревзойденными. Он используется как в письме, так и в картинах; обрамленный орнаментом, может использоваться для украшения стен, тканей и др. Сила и красота этого вида искусства не передаваема словами, его нужно видеть.

Другой вид искусства, присущий только мусульманам, — искусство чтения Корана. Оно зародилось во времена Досточтимого Пророка одновременно с ниспосланием Священной Книги. Коран имеет нестихотворную форму и читается без музыкального сопровождения. Однако арабский язык придает ему особую мелодичность при чтении. Люди, слушающие хафизов, читающих Коран, или муаззинов, призывающих к молитве 5 раз в день, хорошо понимают, что это исключительно исламское искусство.

Жанр светской музыки и пения, столь популярный в среде королей и знати, также распространился среди мусульман.

Фараби, Ибн Сина и др. не только создали свои собственные музыкальные произведения, но и своим творчеством оказали влияние на традиционную греческую и индийскую музыку.

В своих произведениях они использовали музыкальные знаки и описывали различные музыкальные инсрументы. Также они провели уникальные исследования об использовании музыки для развлечения, излечения от печали и болезни.

О поэзии Пророк сказал:»Есть некоторые стихотворения и слова, которые имеют сильное воздействие». Коран запрещает безнравственные стихи («аш-Шу’ара», 26/224-227). Пророк Мухаммад, повинуясь Корану, призвал самых одаренных поэтов и показал им путь, которого надо держаться, и границы, которые нельзя переступать. Таким образом, он показал, как правильно использовать эту дарованную Господом способность. Мусульманская поэзия создавалась во все времена и на самых разных языках. При всем желании об этом кратко не расскажешь. Слово»бейт» (стихи) у араба ассоциируются с домом. Неоднозначность поэтических терминов наилучшим образом свидетельствует об этом:»бейт» означает 2-х строчное стихотворение и дом, шатер;»мысра» — строка стихотворения и одна из сторон шатра.»Сабаб» — стихотворный слог и веревка шатра.»Ватад» — часть поэтического слога и кол для натяжки шатра. Кроме того, стихотворные размеры определялись темпом ходьбы верблюда (быстро, медленно). Все перечисленное составляет лишь малую часть основ стихосложения арабской поэзии.

Одним словом, в области искусства последователи ислама стараются избегать запретного, развивать то, что поощряется Всевышним Аллахом. При этом их вклад в искусство весьма значителен. В этой связи нужно обратить внимание на 2 особенности:

1) Если бы у мусульман не было своей культуры, то они легко ассимилировались бы в культуре завоеванных народов (но мировая исламская культура берет начало в Аср аль-Саадат — времени Досточтимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

2) В огромном исламском государстве жили люди разных религиозных взглядов: христиане, иудеи, огнепоклонники, звездопоклонники, брахманиты, буддисты и другие. Хотя они почти не общались между собой, с мусульманами им приходилось поддерживать отношения в силу политической зависимости, и каж-дый из этих народов придерживался своих традиций. Однако мусульмане не могли подражать какому-либо из этих народов, поэтому в их функцию входило, испытав влияние всех этих культур, осуществить их синтез.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *