29.03.2024

ВЕРОУЧЕНИЕ ЗОРОАСТРИЙЦЕВ
Часть 1

Предисловие переводчика

 
Из тем, связанных с вероубеждением, одной из важнейших является тема многобожия (ширка). Мусульманину необходимо знать, что такое ширк, какие виды его существуют, для того, чтобы всеми способами избегать его, очищая свою акыду даже от малейших признаков многобожия. Однако при изучении этих вопросов следует иметь правильное намерение — намерение узнать о ширке с тем, чтобы отстраняться от него ради Всевышнего Аллаха, а не для поиска его в других, обвинения окружающих, разжигания конфликтов среди мусульман и т.п.
 
Имам аз-Захаби, да помилует его Аллах, в известной книге о больших грехах «аль-Кабаир» так определяет ширк: это придание Аллаху равного и поклонение наряду с Аллахом кому-то еще, будь то предмет, человек, солнце, луна, пророк, шейх, джинн, ангел и так далее[1]. Это самый страшный из больших грехов. Всевышний Аллах говорит:
 
إِنَّ اللَّـهَ لَا يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَٰلِكَ لِمَن يَشَاءُ
 
Смысл: «Поистине, Аллах не прощает многобожия, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает» (сура «ан-Ниса», аят 48).
 
Это значит, что совершавший при жизни ширк и умерший без покаяния и обновления Ислама, пребудет в аду вечно. В то время, как совершавшего другие большие грехи, не выводящие из Ислама, Всевышний может простить или наказать временным нахождением в огне, по Своему усмотрению.
 
Для ознакомления читателя с видами ширка мы выбрали книгу «Шарх аль-Мукаддимат» великого ученого по акыде имама Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Юсуфа ас-Сануси аль-Малики (832 — 895 г. по хиджре). Мы будем опираться на издание под редакцией и с примечаниями шейха Низара Хаммади (Муасаса аль-Ма’ариф, Бейрут, 2009). Также будем обращаться к другому комментарию — «аль-Мавахиб аль-Лядунийя фи шарх аль-Мукаддимат ас-Санусийя» (Мустафа аль-Баби аль-Халяби, Миср, 1953) шейха Ибрахима аль-Андалюси, жившего в 11 веке по хиджре.
 
Текст книги «Мукаддимат» выделен в тексте полужирным шрифтом, комментарий автора дан обычным шрифтом, а примечания переводчика – курсивом.
 
Имам Абу Абдуллах ас-Сануси, да помилует его Аллах, пишет:
 
Видов ширка шесть:
 
1. «Ширк истикляль»: это вера в двух независимых богов, подобно ширку зороастрийцев.

2. 
«Ширк табꞌид»: это вера в божество, состоящее из нескольких (ипостасей), подобно ширку христиан.

3. 
«Ширк такриб»: это поклонение не Аллаху для приближения к Аллаху и снискания Его милости, подобно ширку ранней джахилии.

4. 
«Ширк таклид»: это поклонение не Аллаху следом за другими людьми, подобно ширку поздней джахилии.

5. 
«Ширк аль-асбаб»: это убеждение, что обычные причины имеют влияние (на вещи), подобно ширку философов, материалистов и тех, кто за ними в этом последовал.

6.
«Ширк аль-аꞌрад»: это совершение благих дел не ради Аллаха.
 
 
1. Вероучение зороастрийцев (часть 1)
 
Что касается языческих верований зороастрийцев, то в основе их лежит убеждение, что побуждение к добру существует независимо от побуждения к злу. А раз они существуют отдельно, то невозможно, чтобы они восходили к одной единственной сущности. Следовательно, богов должно быть больше, чем один. Поэтому они верили в двух независимых богов. Один из них независимо от другого творит добро. Они называли его Хурмуз (Ахура Мазда). Другой сам по себе творит только зло. Его имя – Яздан (Ахриман). Также творящего добро (по-арабски) называли Хаййир, а творящего зло – Ширрир.
 
Религия зороастрийцев – система верований, распространенная, преимущественно, на территории Ирана – исторически состоит из различных групп и сект, вероучение каждой из которых может отличаться от остальных. В целом же зороастрийцы верят в «доброго бога» по имени Ахура Мазда, который дал своему пророку Заратустре откровение в виде Авесты – священного писания зороастризма. При этом даже в традиционной версии этой религии есть дуализм, то есть вера в двух богов.
 
В более мягкой версии они считают, что есть два духа – добрый и злой – воплощенный в двух отдельных божествах, Ахуре Мазде, творце добра, и в Ахримане, творце зла, которые противостоят друг другу. Ахриман не обладает самостоятельной способностью творить, подобно его противнику, «доброму богу» Ахуре Мазде, но ко всякому его доброму творению он может примешать зло. Поэтому он является источником вредных сил природы, болезней, неурожая, творцом ядовитых растений, хищных зверей; к нему вообще сводятся все физические и моральные бедствия. Ему покорны все дэвы, то есть духи зла, он властелин смерти и мрака и представляется, таким образом, противовесом и вечным врагом Ахуры Мазды.
 
Несмотря на все оговорки об отсутствии у Ахримана собственной творческой силы, вероучение зороастризма даже в этой версии не может считаться монотеистическим, и представляет собой язычество (двоебожие), где каждая из сторон – светлая и темная – наделена способностью проявлять независимую друг от друга волю: одно божество творит материальный объект, а другое – по своей воле и своей силой – «портит» его, добавляя и примешивая к нему зло.
 
В иных вариантах, скажем, у течения зурванизм, Ахура Мазда и Ахриман – уже два равноправных божества, сыновья «верховного бога» Зурвана. И хотя победа, согласно их верованиям, все равно будет за «добрым богом», данная версия зороастризма представляет собой уже чистое двоебожие, который и опровергает имам ас-Сануси, да помилует его Аллах.

 

[1] «Аль-Кабаир», Мактаба аль-Фуркан, 2003, с. 90.

Абу Яхья Аль-Ханафи, хафизахуллах

Продолжение следует, ин ша Аллаh.

Azan.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *