19.03.2024
ШИРК РАННЕЙ ДЖАХИЛИИ
Часть 1
Имам ас-Сануси, да помилует его Аллах, пишет в матне «Мукаддимат»[1]: «Ширк такриб»: это поклонение не Аллаху для приближения к Аллаху и снискания Его милости, подобно ширку ранней джахилии.
 
Словом «джахилия» обозначают период истории арабов до прихода пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, когда люди погрязли в мраке язычества, из которого их вывел Ислам.
 
Что касается «ширка такриб», который исповедовали люди в раннюю джахилию, то к нему их привели наущения проклятого шайтана, который нашептывал им:
 
«Вы настолько слабы, ничтожны, бессильны, что ваше поклонение Господу (напрямую, без посредников) – без стремления приблизиться к Нему через поклонение тем, кто лучше, благороднее и сильнее вас – ангелам, солнцу, луне, звездам, огню и т.п. – это серьезное нарушение этики. Вы же видите в повседневной жизни, что для ничтожного, низко стоящего человека обратиться напрямую к царю, минуя его наместника, министра или другого начальника, является серьезным нарушением этики по отношению к царю, потому что этот ничтожный человек осмеливается напрямую обратиться к нему, не проявляя должного уважения путем обращения посредством тех его особых подданных, которые допущены к царю».
 
Затем кто-то, осознав, что выбранные объекты поклонения и служения не видны – иные всегда, как ангелы, а иные временами, подобно солнцу, луне, звездам или пророку Исе, мир ему – впервые изготовил изображения отсутствующих объектов поклонения в виде идолов. И люди в качестве поклонения идолам стали приносить им в жертву животных и имущество с намерением приближения к тем, кого эти идолы изображали. А главной целью этого было приближение к Всевышнему Господу. И очевидно, что все это было заблуждением и игрой шайтана с их разумом. Мы просим у Аллаха защиты и милости!
 
Любой разумный человек без труда поймет равенство всех творений друг другу, тех, что на земле и в небе, во тьме или на свету, сильных и слабых, в смысле бессилия их и полной зависимости от Всевышнего Господа. Только Он, Свят Он и Велик, без посредника творит их, поддерживает их существование и определяет для них все их качества. И только Он выделяет одни благородством, а другие принижает. И нет вообще у Аллаха среди них ни помощника, ни советника, ни посредника. И ни одно из творений не ускользает от Его знания, предопределения, слуха и зрения. И ни одно из творений не способно само себя ни приблизить к его милости, ни избавить от наказания. Как тогда оно может приблизить кого-то другого?!
 
Это основа из основ правильного исламского вероучения. Только путем приобретения твердого знания нашей акыды, глубокого понимания смысла таких атрибутов Всевышнего, как аль-Вахданийя (Единственность), аль-Кыяму би нафсихи (Самодостаточность) и остальных, а также следствий из этого, человек может обезопасить себя от язычества. Ведь среди причин ширка – глобальное непонимание абсолютного неподобия Творца творениям, ощущение ценности и значимости материального мира, важности себя и своего места в мире, самонадеянность и чрезмерное полагание на свой разум. Только приобретя правильное исламское мировоззрение, можно избежать этого зла, которое сильнее всего угрожает нашему благополучию в вечности.
 
Однако Всевышний Аллах может Сам кого пожелает из них наделить милостью и благами из одной только Своей щедрости, без какой-либо цели, обязанности и заслуг (с их стороны). Поклонение Ему и служение, как и ослушание – это все Его действия, которые Он творит в своих рабах. И нет у него ни нужды, ни цели в их поклонении Ему.
 
Нужно понять разницу между целью и мудростью. Делать что-то с целью значит удовлетворять имеющуюся потребность, устранять нужду. Всевышний Аллах не может быть этим описан. Позволим себе процитировать наше примечание к комментарию имама Акмалюддина аль-Бабирти на «Васыйю» имама Абу Ханифы, да помилует их Аллах:
 
«Приписывать Аллаху нужду в чем-либо недопустимо, поскольку нужда – это недостаток, а Творец чист от абсолютно любых недостатков. Нужда в чем-то – это несовершенство, не самодостаточность. Нужда предполагает совершение каких-то действий для ее устранения. Если мы нуждаемся в чем-то (еде, питье, жилье и т.д.), мы предпринимаем какие-то шаги для устранения этой нужды. Когда мы ее устраняем, мы ненадолго можем стать самодостаточными, но лишь до возникновения новой нужды. Аллаху, Свят Он и Велик, все это абсолютно не присуще».

Отсюда ясно, что действия Аллаха не описываются целью. В то же время, их нельзя назвать бессмысленными, поскольку совершение бессмысленных действий – это недостаток, а Аллах пречист от абсолютно всех недостатков. Поэтому ученые сказали, что действия Господа описаны мудростью. Каждый, кто внимательно посмотрит на любое Его творение, увидит, насколько мудро и гармонично оно устроено. Все в мире находится в равновесии и удивительном порядке. Таким образом, мы говорим, что действия Аллаха, творение Им мира, не имеет цели – в том смысле, что Аллах не нуждается в творениях – но исполнены глубочайшей мудрости и совершенства.

Он не получает от их поклонения ничего полезного, также и их ослушание не приносит Ему никакого вреда. Всевышний Аллах установил рабам за поклонение награду, какую пожелал, по Своей милости, и за ослушание – наказание, какое пожелал, по Своей справедливости. И награда не достается никому по праву, а наказание – не следствие Его гнева.

[1] Текст матна «Мукаддимат» выделен в тексте полужирным шрифтом, комментарий автора дан обычным шрифтом, а примечания переводчика – курсивом. 

Абу Яхья Аль-Ханафи, хафизахуллах
Продолжение следует, ин ша Аллаh.
Azan.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *