ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Многобожие (ширк) и его виды > МНОГОБОЖИЕ (ШИРК) И ЕГО ВИДЫ. УРОК 8

МНОГОБОЖИЕ (ШИРК) И ЕГО ВИДЫ. УРОК 8

ШИРК МАТЕРИАЛИСТОВ.
ПОКЛОНЕНИЕ НЕ РАДИ АЛЛАhА

«Ширк аль-асбаб»: это убеждение, что обычные причины имеют влияние (на вещи), подобно ширку философов, материалистов и тех, кто за ними в этом последовал[1].
 
Этот вид ширка – убежденность в независимом влиянии обычных (от слова «обычай») причин на вещи. Примеры этому: считать, что огонь сам сжигает дерево, а еда сама насыщает. Однако этот вид ширка, как и следующий, отличается от четырех предыдущих, по классификации имама, да помилует его Аллах, тем, что не является куфром, как об этом подробно будет сказано дальше.
 
Причина этого вида ширка – слепота и обман тем, что очевидна для пяти чувств связь одного события с другим. И эта связь есть всегда при наличии причины, и отсутствует при ее отсутствии, как это пожелал Всевышний Аллах.
 
Господь пожелал установить эту – сугубо внешнюю, обычную – связь между одним творением и другим, и не нарушает ее, за исключением редчайших случаев, которые принято называть чудесами: муꞌджизат пророков, мир им всем, и карамат любимых рабов Аллаха – аулия.
 
При наличии обычной причины, скажем огня, и отсутствии помехи (например, воды) происходит сгорание дерева, а при отсутствии причины или наличии помехи не происходит.
 
Например, варка пищи при помещении ее на огонь, прикрытие аурата при надевании одежды и другие примеры, которых не счесть.
 
И ослепленный наблюдатель начинает думать, что обычная причина оказывает (самостоятельное) влияние на то, с чем она связана, а не Аллах, Свят Он и Велик, творит это действие.
 
Это подобно самообману слабоумного и слепого бедняка, который по своему обычаю приходит к двери царя, и каждый раз у этой двери ему в руки дают что-то из еды, питья, одежды или чего-то другого, в чем он нуждается. И этот бедняк – по причине слабоумия и слепоты, не видя того, кто кладет ему подаяние – не сомневается, что это дверь дает ему то, в чем нуждается, по природе или по вложенной в нее Аллахом силе. И его сердце наполняется любовью к этой двери, а язык непрестанно возносит ей хвалу, и он распевает посвященные ей касыды, совершенно забывая, что на самом деле один только царь, по своей милости, наделяет его необходимыми вещами. Поэтому для царя в сердце бедняка места не осталось.
 
К этому же виду ширка относятся убеждения кадаритов, что сотворенная Аллахом в живых существах сила непосредственно творит те действия, с которыми связана. И абсурдность их убеждений была объяснена ранее.
 
Аль-Кадарийя – одна из самых ранних исламских сект, появившаяся еще в эпоху сподвижников. Основоположником ее считают Маꞌбада ибн Халида аль-Джухани, за которым последовал Гейлян ад-Димашки (ум. после 105 г. по хиджре). Убеждения кадаритов, в частности, те, о которых говорит имам ас-Сануси, да помилует его Аллах, затем переняли муꞌтазилиты, которых по этой причине часто называют «кадаритами».
 
В предыдущей главе книги «Шарх аль-Мукаддимат» имам ас-Сануси, да помилует его Аллах, пишет:
 
«Согласно убеждениям кадаритов, произвольные действия совершаются исключительно на основе сотворенной силы, прямо или косвенно…Кадариты считали, что произвольные действия – то есть те, которые человек совершает осознанно – творятся самим живым существом на основе силы, которую Всевышний Аллах создает в нем, а не Господом. А Аллах создает только то, на что творение само не способно – цвет, вкус, запах, дрожь и тому подобное».
 
И это уточнение – что Аллах создает в творении эту силу – не позволяет считать кадаритов (и муꞌтазилитов) мушриками за эти их убеждения. Они не полностью приравнивали Аллаха к творениям. В их понимании, живое существо творит из созданной Аллахом материи и с помощью созданных Им частей тела и т.д.
 
«Ширк аль-аꞌрад»: это совершение благих дел не ради Аллаха.
 
Это совершение того, что повелел Аллах – ваджиба или сунны – и отказ от запретного и нежелательного, не ради выполнения повеления Всевышнего, а с целью получения похвалы от кого-то из Его творений, которое Аллах возвысил чем-либо, либо из желания овладеть имуществом другого, либо чтобы изменить в лучшую сторону мнение о себе. Сюда же относится поклонение исключительно ради получения гурий, дворцов и других благ Рая или только для избавления от мук Ада.
 
Это явление – совершение благих дел напоказ, не ради Аллаха – называют «рия» и «малым ширком». Как мы сказали, он, как и предыдущий вид, не будет являться куфром, о чем пойдет речь дальше.
 
Люди совершают этот вид ширка, забывая о Единственности (таухид) Господа, поэтому им начинает казаться, что, совершая дела с вышеуказанными целями, они могут получить пользу или устранение вреда от кого-то, помимо Аллаха. Им кажется, что творения могут принести им пользу или устранить вред, из-за этого они начинают поклоняться Аллаху ради этих творений. Им кажется, что поклонение поможет им получить какие-то блага или избегнуть зла в земной или вечной жизни, что Аллах сделал эти творения причиной для этого.
 
Если бы в их сознании (в момент поклонения) присутствовала мысль, что один лишь Всевышний Аллах творит абсолютно все без посредника, и никто, кроме Него, не имеет никакого влияния на вещи, они поклонялись бы Ему из одного только желания выполнить Его повеление. Можно стремиться, при этом, к награде, обещанной Господом за это поклонение, помня, что она будет дана Аллахом исключительно по Его милости, а не по обязательству или заслугам раба.
 
Под «делами» здесь подразумевается то, что требуется Шариатом, поскольку «рия» в них запретно.
 
И лишь от Аллаха тауфик.
 

[1] Текст матна «Мукаддимат» выделен в тексте полужирным шрифтом, комментарий автора дан обычным шрифтом, а примечания переводчика – курсивом.
Абу Яхья Аль-Ханафи, хафизахуллах

Продолжение следует, ин ша Аллаh.

Azan.kz


This post has been viewed 166 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Многобожие (ширк) и его виды

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru