19.04.2024

РАЗНОГЛАСИЯ В ТАКФИРЕ НЕЯВНО ПРИПИСЫВАЮЩИХ АЛЛАhУ НЕДОСТАТКИ
(часть 1)

Имам ас-Сануси, да помилует его Аллах, говорит далее[1]: 

И решение (хукм) в отношении четырех первых (видов ширка): куфр, согласно единому мнению ученых (иджма). Хукм шестого: грех, но не куфр, согласно иджме. А в вопросе хукма пятого есть детализация: тот, кто исповедует влияние вещей по их природе, впадает в куфр, согласно иджме. А тот, кто верит, что (вещи влияют) на основании вложенной (в них) Аллахом силы, тот еретик, и в отношении куфра такого человека есть два мнения. 

Первые четыре вида – это:
1. «Куфр истикляль». Вера в двух независимых богов. 

2. «Куфр табꞌид». Вера в божество, состоящее из нескольких (ипостасей). 

3. «Куфр такриб». Поклонение не Аллаху для приближения к Аллаху. 

4. «Куфр таклид». Поклонение не Аллаху следом за другими людьми.
 
И Шариатом не рассматривается толкование и таклид в качестве смягчающего обстоятельства при вынесении решения о куфре человека, исповедующего эти (виды ширка), поскольку он мог бы понять свое заблуждение при малейшем размышлении.
 
Толкование – это, например, слова христиан или зороастрийцев, что они верят не в двух или трех богов, а просто так понимают монотеизм (таухид). А таклид – в случае с арабами эпохи поздней джахилии – утверждение, что они поклонялись идолам не по собственному убеждению, а следуя за своими предками. Все эти оправдания не будут от них приняты Аллахом в Судный день, поскольку, если бы эти люди использовали данный им Господом инструмент – разум – по назначению, то без особого труда поняли, что заблуждались.
 
Ученые разошлись в отношении человека, который произнес слова, из которых следует – не очень явно – недостаток (в отношении Аллаха) или куфр, что сам сказавший не осознает (а считает, что утверждает правильное понимание текстов Корана и сунны). Примеры этому: утверждение стороны в отношении Всевышнего Аллаха, отрицание смысловых атрибутов (сыфат аль-маꞌани) одновременно с признанием атрибутов, относящихся к смыслам (сыфат аль-маꞌнавийя), утверждение, что действия совершаются живыми существами независимо, посредством их собственной силы, или утверждения ташбиха (уподобления Аллаха творениям), как убеждения некоторых суфиев, что Аллах есть свет, или приписывание Аллаху органов, или отрицание атрибутов совершенства на основе толкования и ошибочного иджтихада, приводящего к заблуждениям и ереси. В отношении куфра говорящего и исповедующего нечто такое разошлись ранние (саляф) и поздние (халяф) ученые.
 
Это очень актуальный в наши дни вопрос. Среди современных сект есть немало тех, кто, подобно ваххабитам, исповедует вещи, из которых вытекает куфр, при том что люди убеждены, что эти их убеждения и есть единственно правильное исламское вероучение. Выносится ли такфир человеку на основании следствия из его слов или нет? Каково сильное мнение суннитов в этом вопросе? Об этом имам, да помилует его Аллах, и будет говорить дальше.
 
Кади ꞌИяд пишет:
 
«Мнение большинства саляфов — такфир»[2].
 
Абу Фадль ꞌИяд ибн Муса — это великий маликитский ученый, имам своего времени в хадисе, истории и науках об арабском языке. Он родился в Медине в 476 г. по хиджре, затем отправился учиться в Андалузию. Долгое время был кадием (шариатским судьей) в Кордове, а затем в Гранаде. Его главные книги – это «аш-Шифа» и комментарий к «Сахих Муслим». Имам, да помилует его Аллах, скончался в Марракеше в 544 г. по хиджре.
 
Такфир – это вопрос фикха, поэтому дальше имам ас-Сануси, да помилует его Аллах, будет приводить мнения ученых маликитского мазхаба, которого сам придерживался. Однако данное разногласие приблизительно в том же виде присутствует и в ханафитском мазхабе.
 
Затем он пишет, что среди факихов и мутакаллимов были те, кто согласился с такфиром, выносимым большинством саляфов. Другие же отказались выносить такфир и выводить этих людей из числа мусульман. И это мнение большинства факихов и мутакаллимов.  Они решили, что такие люди – грешники и еретики. Однако мы считаем их мусульманами и распространяем на них все хукмы нашей религии.
 
Поэтому Сахнун сказал:
 
«Тот, кто прочитал за ними намаз, не должен его восполнять».
 
Имам Абу Саꞌид Абдус-Салям ибн Саꞌид, известный как Сахнун – имам маликитов. Родился в 160 или в 161 г. по хиджре в Хомсе (Шам), учился у учеников имама Малика, да будет Аллах им доволен, а затем стал главой ученых Магриба. Именно благодаря ему маликитский мазхаб распространился в северной Африке. Отличался исключительной праведностью и аскетизмом. Скончался, да помилует его Аллах, в 240 г. по хиджре.
 
Также он сказал:
 
«Это мнение всех учеников имама Малика, среди которых аль-Мугыра, Ибн Кинана и Ашхаб».
 
Также он сказал:
 
«Потому что он (говорящий и исповедующий такое) мусульманин, и его грех не выводит его из Ислама».

[1] Текст матна «Мукаддимат» выделен в тексте полужирным шрифтом, комментарий автора дан обычным шрифтом, а примечания переводчика – курсивом.

[2] «Аш-Шифа», с. 446.

Абу Яхья Аль-Ханафи, хафизахуллах

Продолжение следует, ин ша Аллаh.
Azan.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *