ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

НАСТАВЛЕНИЕ 12, 13

НАСТАВЛЕНИЯ О ВАЖНОСТИ ИСЛАМСКИХ ЗНАНИЙ И МЕТОДАХ ИХ ПРИОБРЕТЕНИЯ

О Шариате и шариатских науках.

В следующем разделе нашего цикла речь пойдет о том, что именно нам следует изучать, какие конкретно дисциплины объединены в понятие «шариатские науки». Мы перечислим их и кратко скажем о предмете изучения каждой из них. Возможно, кому-то сказанное далее покажется азбучными истинами, но мы постараемся сделать наше изложение интересным как для начинающего, так и для продвинутого читателя.
 
Что такое Шариат?

Исламский Шариат с точки зрения науки о вероучении (акыды) – это содержание предвечной Речи Всевышнего Аллаха – то есть то, на что указывает Речь, – переданное посредством откровения (вахью), которое было доведено до людей Последним Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Если это откровение – переданная Речь Аллаха, неповторимая и неподражаемая, то это Благородный Коран. А если оно исходит от самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и подкреплено его правдивостью и безгрешностью – то это Сунна (хадисы).
 
Виды шариатских наук
 
Затем, если положения (хукмы) Шариата связаны с убеждениями, которые обязан иметь каждый мукалляф – то есть совершеннолетний с точки зрения Ислама, обладающий здравым рассудком, знающий об обязательности того, что вменено ему в обязанность, и способный это выполнить, – то это относится к области изучения науки о вероучении – «акыда» (также называется «усуль ад-дин» или «ʼильм аль-калям»).

Именно изучение основ вероубеждения, а также того, что выводит человека из Ислама, должно стать первым, что изучает тот, кто принял Ислам, или начавший соблюдать религию этнический мусульманин. Без правильного вероубеждения наши дела: намаз, пост, хадж и т. д. – не будут приняты Всевышним Аллахом.

Если решения Шариата имеют отношение к действиям мукалляфа – то это область изучения исламского права («фикх»).

В том случае, когда эти решения касаются внутреннего мира мукалляфа (его сердца и души – нафса), они являются предметом изучения науки «тасаввуф» (суфизм, «тазкия ан-нафс», или «сулюк»).
Эти три вида хукмов и три науки соответствуют делению нашей религии на три области, о чем говорится в известном «хадисе о Джибриле», когда этот ангел, мир ему, предстал перед Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижниками и задавал ему вопросы об имане, исламе и ихсане.

Отсюда следует, что, во-первых, особая важность изучения именно этих трех наук основана на достоверном хадисе, а во-вторых, что суфизм есть неотъемлемая часть нашей религии, чтобы ни говорили наши оппоненты. Разумеется, речь идет об истинном исламском тасаввуфе, основанном на следовании Шариату, а не о различных мистических практиках, народных танцах и прочем, что невежды пытаются выдать за суфизм.

Далее: понимание решений Шариата основано на понимании значений слов арабского языка. Изучение языка – это средство для постижения наук, непосредственно изучающих Шариат. Таким образом, следующая группа наук – это науки об арабском языке.

Итак, получается семь групп шариатских наук[1]:

- Науки об арабском языке.
- Рациональные науки.
- Науки о Благородном Коране.
- Науки о хадисах.
- Вероучение (акыда).
- Фикх.
- Тасаввуф.
 
Далее, иншаАллах, поговорим отдельно о каждой из этих групп, кратко рассмотрев эти науки и предмет их изучения.

[1] Это не единственная возможная их классификация. Эта же взята нами из книги «Аль-фаваид аль-бади’ийя ли тулляб  ‘улюм  аш-шар’ийя» шейха Ну’мана ибн Мунзира аш-Шави из Бахрейна (Дарад-дыя, 2011).

 

НАСТАВЛЕНИЕ 13

 

Науки об арабском языке (часть 1)

В арабских книгах говорится о них обычно примерно так:

Изучение этой группы дисциплин необходимо для защиты языка от ошибок и искажений, будь то в устной или письменной речи.

Такое определение наук об арабском языке обычно дают арабы для арабов: сам язык они впитывают с молоком матери, и, даже если в быту говорят на одном из его диалектов, все равно арабский литературный язык (фусха) они знают более-менее неплохо, благодаря образованию, чтению книг и газет и т. д. И, изучая науки об арабском языке (в первую очередь, грамматику), они преследуют цель усовершенствовать свое знание устного и письменного языка, избавиться от ошибок, сделать свою речь более литературной и образной. Поэтому для них цель изучения этой группы наук такова, как сформулировано выше.

Что же касается нас с вами – тех, для кого арабский не родной, – то для нас главная цель изучения языка – хоть в какой-то степени приобщиться к чистому источнику исламского богословского наследия, научиться понимать Благородный Коран, хадисы, книги ученых по различным религиозным наукам. Если мы освоим язык в достаточной степени, то лишь затем можно говорить о его усовершенствовании, избавлении от ошибок и так далее.

В изучении арабского языка и наук о нем сейчас очень распространены две крайности.

Первая крайность следующая: в некоторых регионах, где живут неарабы, в традиционных учебных программах медресе делают упор на изучение наук об арабском языке, главным образом, грамматики, пренебрегая преподаванием самого языка. Молодого человека, едва знающего по-арабски десяток слов, заставляют сразу же зазубривать нелегкие книги по морфологии (сарфу). Но ведь науки о языке вторичны по отношению к самому языку! Изучение их без языка подобно возведению стен дома на песке без фундамента. И этот студент, который зубрил сарф, не зная языка, либо выйдет из медресе, так и не освоив ни языка, ни грамматики, либо, осознав недостаток своих знаний, впоследствии будет изучать то и другое заново. Мне рассказывали о человеке, который, закончив медресе в Турции, знал наизусть «Кафия» (один из самых сложных коротких текстов по нахв – синтаксису), но при этом не мог и двух слов связать по-арабски!
 
Вторая крайность возникает у арабов: они, полагая, что с детства знают язык, понимают слова Благородного Корана, хадисов и книг ученых, избавлены от необходимости изучать науки о языке. Такие люди заблуждаются сами и сбивают с истины других, особенно неарабов, которые по незнанию могут принять любого, кто говорит по-арабски, за исламского ученого. Без знания грамматики, стилистики, риторики невозможно правильно понимать ни священные тексты нашей религии, ни книги ученых, особенно те, которые написаны много веков назад, в классическую эпоху расцвета исламского знания. Приходилось видеть таких самозванцев, выдававших себя за ученых и проповедников, и в странах СНГ (особенно их было много в 90-е годы), и в арабских странах. Бывает, садится один из них в мечети после окончания коллективного намаза и начинает давать урок по «Садам праведных», к примеру, при этом читая хадисы с грубыми грамматическими ошибками и толкуя их так, как ему самому вздумается.
Нам нужно стараться не впадать ни в одну из этих крайностей, а придерживаться золотой середины, уделяя должное внимание как самому арабскому языку, так и всем необходимым наукам о нем.
 
Классификация наук об арабском языке

В классической традиции ученые делят их на основные и второстепенные.

Основные (усуль) делят на два вида:

1. Изучающие отдельные слова;
2. Изучающие составные конструкции.
 
Науки, изучающие отдельные слова:

1. Сарф (علم الصرف)
Эта наука изучает внешнюю форму арабского слова и ее изменения. Есть три вида таких изменений:
а) Изменение самой формы слова, то есть образование из основы (масдар) различных форм слова: глаголов прошедшего и настоящего времени, причастия действительного (اسم فاعل) и страдательного (اسم المفعول) и так далее.
Например, образование из масдара (نَصْر) глаголов ( نَصَرَ) и (يَنْصُرُ).
б) Изменение формы слова, то есть ее склонение и спряжение, образование двойственного и множественного числа. Это аналогично тому, как в русском языке мы спрягаем глаголы (я пришел, мы пришли и т. д.), склоняем существительные (дом, к дому, о доме и т. д.) или образуем множественное число (дом – дома).
в) Изменения, связанные с фонетическими (звуковыми) законами арабского языка: запретом встречи двух несогласованных звуков, облегчения тяжелых для произнесения сочетаний звуков и так далее.
Именно эти изменения форм слова и изучает наука сарф. Условным аналогом в русском языкознании может стать наука морфология – наука о внутреннем устройстве слова. Однако это весьма условная аналогия! Вообще все попытки описать науки об арабском языке в терминах западного языкознания оказываются не очень успешными: часто термины лингвистики не в состоянии точно передать содержание того или иного понятия арабской грамматики, вплоть до названий научных дисциплин. Мы не говорим, что так нельзя делать, просто надо всегда держать в уме, что все такого рода аналогии довольно приблизительны.
Абу Яхья Аль-Ханафи, хафизахуллах    
Продолжение следует ин ша Аллах..
________________________________

Azan.kz

 


This post has been viewed 290 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Наставления о важности ИЗ

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru