ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

НАСТАВЛЕНИЕ 16, 17

НАСТАВЛЕНИЯ О ВАЖНОСТИ ИСЛАМСКИХ ЗНАНИЙ И МЕТОДАХ ИХ ПРИОБРЕТЕНИЯ

Рациональные науки (часть 1)

Следующая группа шариатских наук по нашей классификации названа «рациональными науками». На самом деле такого термина в русском языке, кажется, нет. Это калька с арабского словосочетания «العلوم العقلية». Но, думаю, термин довольно точно отражает суть, поскольку шариатские науки подразделяются на две большие группы в зависимости от источника знания:

• науки, основанные на текстах откровения (среди них, науки о Коране, о хадисах, фикх и т. д.),
• науки, основанные на постигаемых разумом вещах. Их мы и назвали «рациональными».

Кстати, вероучение (акыда) не может быть отнесена однозначно к данной группе наук, поскольку, помимо рациональных построений, использует тексты Шариата — Коран и хадисы.

Ученые разделили рациональные науки на две группы:

1. Основные. Это непосредственно шариатские науки, нужные каждому, кто всерьез изучает исламскую религию. Их три:

• Мантык (логика)
• ‘Ильм аль-бахс валь-муназара (искусство ведение диспутов)
• Усуль аль-фикх

2. Вспомогательные. Они не являются сами по себе шариатскими науками, однако отдельные их элементы и разделы нужны для тех, кто изучает шариатские науки глубоко. Среди них: математика, география, физика, астрономия и другие науки.

Мусульманину следует стремиться быть всесторонне развитым, интересоваться всем лучшим, что придумал человеческий ум, ведь весь этот мир Аллах дал в пользование в первую очередь нам, мусульманам. Я не хочу сказать, что студент, изучающий Шариат, должен бросить свою учебу и пойти на математический или физический факультет, нет. О приоритетах в получении знаний мы немало говорили в первых статьях этого цикла. Просто никто не мешает ему в свободное время интересоваться тем, как этот мир устроен, читая научно-популярные книги по разным наукам или смотря бесплатные образовательные лекции в интернете, которых сейчас немало. Качество его даавата и уроков вырастет, если он будет всесторонне развитым человеком, а не просто узким специалистом в двух-трех шариатских науках.

Далее речь пойдет о трех основных рациональных науках:

1. Мантык (علم المنطق)

В отличие от наук об арабском языке, в случае с мантык мы можем достаточно точно подобрать аналог названия этой науки в русском языке — это логика. Хотя строго говоря, пути шариатской науки мантык и западной логики, выйдя из одного источника, здорово разошлись. Тем не менее, мантык и логика гораздо ближе друг к другу, чем, скажем, сарф и морфология.

Как и обычная логика, мантык изучает законы мыслительной деятельности человека, чтобы отличить верное размышление от ошибочного. Польза изучения этой науки огромна: мы можем научиться мыслить правильно сами и видеть логические ошибки в рассуждениях других. Это особенно важно в наше время, когда расплодились заблудшие секты, которые своими ошибочными псвдо-научными построениями пытаются сбить мусульман с пути Ахлю-с-сунна. Также изучать эту науки необходимо тем, кто хочет углубленно изучать акыду и усуль аль-фикх. А основы манытка необходимы любому, кто изучает Шариат, ведь в книгах практически по всем наукам встречаются термины этой науки.

В основе науки мантык лежит древнегреческая логика в том виде, в каком ее сформировал Аристотель. Однако исламские ученые, имамы, занимавшиеся этой наукой, очистили ее от примесей неисламской философии, удалили все, что противоречит Шариату, оставив лишь полезное. Поэтому как сказано, скажем, в «Шарх ас-Суллям», разногласия ученых о дозволенности заниматься логикой относятся к тем ее видам, которые не прошли очистку многими поколениями суннитских ученых.

Насчет дозволенности изучения поздних книг по мантык, написанных нашими учеными, сомнений никаких нет, чтобы ни говорили сектанты, преследуя запретом изучения мантык одну лишь цель — лишить мусульман прочной рациональной основы, сделав их благодарными слушателями своей полностью алогичной ерунды, выдаваемой ими за верные доводы и логичные доказательства.

Для пользы студентов приведем примерную программу изучения этой науки:

1. Назм «Суллям аль-мунаврак» имама аль-Ахдари и толкование на него «Идах аль-мубхам» имама ад-Даманхури.
2. Матн «Исагуджи» с толкованием имама Закарии аль-Ансари.
3. «Тахзиб аль-мантык» имама ат-Тафтазани с толкованием имама аль-Хабиси.
4. «Шамсийя» имама аль-Кизвини с толкованием имама Кутбуддина ар-Рази.

Однако не раз слышал от разных шейхов, что для понимания книг по Шариату, в том числе и по акыде, достаточно хорошо освоить первую из вышеприведенных книг, тем более, что по ней сегодня доступно в сети немало ценных уроков, а также существует большое количество ее изданий с полезными примечаниями.

 

НАСТАВЛЕНИЕ 17

 

Рациональные науки (часть 2)
 
Как мы сказали, к категории рациональных относятся тринауки:
1. Мантык (логика)
2. ‘Ильм адаб аль-бахс валь-муназара (правила ведения диспутов)
3. Усуль аль-фикх.
 
В предыдущей статье мы рассказали о первой из них.
 
2. ‘Ильм адаб аль-бахс валь-муназара (آدب البحث والمناظرة)
 
Эта наука сформировалась в относительно позднее время, примерно в 7-8 веке по хиджре. Толчком к ее появлению послужила необходимость упорядочить принципы ведения диспутов как с мусульманами, так и с немусульманами, что совершенно необходимо для успешного призыва их к Исламу. Корни науки уходят в мантык (логику), поскольку правила ведения диспута — это прежде всего построение логически верных доказательств и выявление логических ошибок оппонента.
 
Основателем этой науки считают имама Рукнуддина аль-‘Амиди аль-Ханафи из Самарканда (ум. в 615 г. по хиджре). Из классических книг по ней изучают работы имамов аль-Иджи и Сеййида Шарифа аль-Джурджани (обе носят названия «Адаб аль-бахс»), из относительно современных наиболее известна, наверное, книга шейха Мухаммада Мухьиддина Абдуль-Хамида.
 
3. Усуль аль-фикх (علم اصول الفقه)
 
Это одна из важнейших шариатских наук, которая служит своеобразным мостиком между акыдой и фикхом. Она изучает доказательства фикха в общем виде и способы вынесения решений из источников Шариата. Например, усуль изучает, что такое обязательность, запретность и так далее вообще, не оценивая явления действительности с точки зрения применения к ним этих хукмов, как это делается в науке фикха (намаз обязателен, употребление алкоголя запретно и т. п.)
 
Эта наука — необходимый инструмент для муджтахида, но мы, современные мусульмане, изучаем ее не для того, чтобы самим заниматься иджтихадом, а для понимания того, как из общих правил были вынесены конкретные решения фикха, для понимания логики Шариата. Это понимание позволяет понять гениальность наших имамов-муджтахидов, увеличивает нашу убежденность в следовании за ними, прививает иммунитет против вируса безмазхабности.
 
Первая книга по усуль аль-фикх в истории была составлена учеником великого имама Абу Ханифы имамом Абу Юсуфом. Однако, по всей видимости, она до нас не дошла. Поэтому основателем этой науки считают имама аш-Шафии, чья книга «Рисаля» сохранилась и издана. Да будет Аллах доволен этими учеными!
 
После имама аш-Шафии наука стала развиваться в рамках двух основных школ, подобно тому, как в акыде существуют две школы — ашаритская и матуридитская — и обе оны правильные. Два пути усуль аль-фикх: это путь мутакаллимов и путь факихов.
 
Усуль школы мутакаллимов известен также как «усуль аль-джумхур» — то есть большинства. Мутакаллимы — это ученые, занимавшиеся калямом — доказательствами положений вероучения рациональными методами. И этот метод усуля принимают три мазхаба фикха, кроме ханафитов. Конечно, у ученых каждого мазхаба есть свои книги по усулю, но они скорее отличаются конкретными фикховыми примерами, основа у них одна.
 
Школа факихов — или усуль ханафитского мазхаба — основан на ином подходе к усуль аль-фикх — методе от частного к общему. Дело в том, что принципы ханафитского усуля основаны на анализе фетв имамов-основателей мазхаба, в книгах этой школы больше разбора конкретных фикховых примеров, да и сами правила часто иные.
 
Ранние книги ханафитского усуля – это книги имамов аль-Матуриди, аль-Джассаса и ас-Сарахси.  «Усуль» Фахруль-Исляма аль-Баздави – одна из самых известных книг. С шархом «Кашф аль-асрар» Аляуддина аль-Бухари – это основа ханафитского метода, такая же, как книги ар-Рази и аль-Амиди – основа метода мутакаллимов. Также известная книга – «Аль-Манар аль-Анвар» имама Абуль-Бараката ан-Насафи – на нее написаны разные толкования.
 
Затем поздние ученые стали объединять эти два метода. Начал объединение шейх ас-Са’ати аль-Ханафи – он в книге «Бади’ ан-Низам» объединил две книги: «Аль-Ихкам» аль-Амиди и «Усуль» аль-Баздави. Также известна книга «Танких аль-усуль»  имама Садру Шари’а, на которую он сам написал шарх «Таудых ‘аля Танких». Имам С’адуддин ат-Тафтазани же написал на него хашия (комментарий на комментарий).
 
Наиболее значительная книга, в которой объединяются два метода – это «Джам’ аль-Джавами’» имама ас-Субки, который проработал не одну сотню книг прежде, чем составить свой труд. На «Джам’ аль-Джавами’» существует множество шархов – самый известный из них – шарх имама аль-Махалли аш-Шафии. Да будет Аллах доволен всеми этими учеными!
 
По нашей традиции к самым важным наукам мы приводим примерный перечень книг для их изучения.
 
Примерная программа по «усуль аль-фикх большинства»:
 
1. «Аль-Варакат» имама аль-Джувейни с шархом имама аль-Махалли.
2. «Люма’» имама аш-Ширази.
3. «Минхадж аль-вусуль» имама аль-Байдави.
4. «Джам’ аль-джавами’» имама ас-Субки с шархом имама аль-Махалли.
 
Примерная программа по ханафитскому усуль аль-фикх:
 
1. «Усуль аш-Шаши» или «Мухтасар аль-Манар» с шархом «Хуляса аль-афкар».
2. «Матн аль-Манар» имама ан-Насафи. Шарх на него имама Ибн Маляка или «Нур аль-анвар».
3. «Тальвих, шарх ат-Таудых» имама ат-Тафтазани.

Абу Яхья Аль-Ханафи, хафизахуллах
Продолжение следуеи, ин ша Аллаh.

________________________________

Azan.kz

 


This post has been viewed 434 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Наставления о важности ИЗ

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru