ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

НАСТАВЛЕНИЯ 20, 21

НАСТАВЛЕНИЯ О ВАЖНОСТИ ИСЛАМСКИХ ЗНАНИЙ И МЕТОДАХ ИХ ПРИОБРЕТЕНИЯ

Вероучение(акыда) (часть1)
Мы дошли в нашей классификации наук до самой важной шариатской науки — науки о вероучении, или акыде. Также по-арабски ее называют «усуль ад-дин» (основы религии), «‘ильм ат-таухид» (наука о единобожии) или «‘ильм аль-калям».

Что изучает эта наука? В книгах мы чаще всего находим такое определение акыды: «Наука, изучающая религиозные убеждения, полученные из доказательств, дающих уверенность».

«Доказательства, дающие уверенность» — это аяты Корана, хадисы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, имеющие самую высокую степень достоверности, а также единогласное мнение исламских ученых (иджма’). То есть такие доказательства, в достоверности которых человек не имеет права сомневаться, которые обеспечивают стопроцентную уверенность в истинности их содержания. Также к источникам правильных положений вероучения ученые относят и здравый рассудок, поскольку многие вещи — такие, как существование Бога — берутся человеком именно из разума. И если разум здоров, он станет для человека фундаментом правильного вероубеждения.  

Имам Акмалюддин аль-Бабирти в «Шарх аль-Акыда ат-Тахавийя» дал более подробное определение этой науки: «Это наука, в которой изучаются имена Аллаха, Его атрибуты, действия, состояния Его творений: ангелов,  пророков, праведников, имамов, а также начало мира и его окончание — согласно учению Ислама, но не учению философов».

В этом определении перечисленные основные темы и разделы акыды. Мы  еще вернемся к разговору о них, иншааЛлах.

Почему эта наука самая важная и ценная? Имам аль-Бабирти ответил на этот вопрос так: «Благородство науки определяется степенью благородства предмета ее изучения. А поскольку Всевышний Аллах — самое величественное из всего существующего, то и знание о Нем — самое благородное и самое важное, наиболее достойное восхваления и возвеличивания. И надежда на спасение дается лишь через его обретение, и духовный рост происходит лишь по мере его постижения.»

Иными словами, причины две:

1. Акыда изучает самое важное из всего существующего, поэтому и сама наука — самая важная.

2. Без изучения акыды невозможно спасение в вечной жизни и духовный рост в жизни земной.

Почему невозможно спасение? Мы знаем, что делает человека мусульманином: определенные убеждения, кратко сформулированные в двух частях исламского свидетельства веры: «Свидетельствую, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха, и Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, — Его Посланник». Простое произнесение этих слов мусульманином не делает, нужно именно быть глубоко убежденным в смысле этих слов — в своем уме и своей душе — то есть иметь определенные убеждения.  Какие же это убеждения? Муфтий Мухаммад Таки Усмани, да сохранит его Аллах, сформулировал их так:

«Основные положения веры, которые должен признавать человек, принимающий Ислам, следующие:

1. Бог Един. У Него нет ни сотоварища, ни сына или дочери. Он Един в истинном смысле слова, в котором нет места концепции о троице или любым другим убеждениям, которые прикрываются словом «монотеизм», а на самом деле — скрытое многобожие.

2. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, является последним Посланником Аллаха, после которого не будет больше посланников или пророков Аллаха (в каком бы то ни было смысле).

3. Священный Коран — это последнее божественное писание, ниспосланное Святому Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и всё, что содержится в нём, является истиной.

4. Жизнь после смерти — это вечная жизнь, которую будет проживать каждый после смерти и в которой он получит воздаяние за свои благие и дурные дела.

5. Все предписания Священного Корана и Святого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в абсолютной и ясной форме, правильны и являются истиной..»[1]

То есть принимающий Ислам правильно уже до произнесения свидетельства веры должен согласиться с некоторыми общими положениями исламского вероучения — проще говоря, на определенном уровне изучить акыду.

Если человек, произнося шахаду, исповедует, скажем, при этом, что догмат о Троице — не многобожие, а истина, или что после Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, могут быть другие пророки — его вера (иман) не действительна. Фактически, Ислам он не принял, даже если он сам считает себя мусульманином, читает намаз, постится и так далее. Если такой человек и впредь не начнет изучать акыду, он не узнает о ложности своих убеждений. В этом случае его итог в Судный день будет самым плачевным.


НАСТАВЛЕНИЕ 21
Вероучение (акыда) (часть 2)

 
Продолжаем говорить о акыде. В прошлой статье мы рассказали о важности ее изучения и о том, почему она считается самой ценной шариатской наукой.
 
Изучение акыды в необходимом объеме важнее, чем совершение поклонения: важнее намаза, поста, хаджа и так далее. Тот, кто имел правильное верубеждение, но не совершал ничего из обязательного и не сторонился запретного, по милости Всевышнего может быть прощен и попасть в Рай. Однако если человек имел убеждения неверия, совершал ширк, считая себя при этом мусульманином и выполняя все обязательства Шариата, в Судный день он окажется неверующим, если не успеет покаяться при жизни и принять Ислам заново. Но для покаяния нужно знание, что верил или поступал неправильно. Откуда можно получить это знание? Только из изучения акыды и тех вещей, которые выводят из Ислама. 
 
Вопросы «ридды» (вероотступничества) — того, что выводит человека из Ислама и последствий этого — не относятся к кругу проблем науки акыда. Они рассматриваются в книгах по фикху — исламскому праву. Однако к их изучению необходимо приступать сразу после усвоения необходимого минимума знаний по акыде. Ведь приобретя правильное вероубеждение, став полноценным мусульманином, нужно это сокровище удержать. В наше сложное, полное соблазнов и сомнений время это особенно сложно. Поэтому без изучения того, что выводит из Ислама, нельзя никак.
 
Тем более, сейчас, к сожалению, вокруг стало много псевдоученых, которые успокаивают мусульман, говоря им, что, якобы, мусульманин выходит из Ислама, только если сам захочет перестать быть мусульманином: например, сменит религию или станет атеистом. Эти люди думают, что облегчают нам жизнь, но на самом деле, вред от таких мнений чудовищный. Если человек узнает, что каким-то образом впал в неверие, он может, пока жив, принять Ислам заново. Однако если он умрет в неведении, считая, что невозможно перестать быть мусульманином, а в Судный день выяснится, что он умер кафиром, — поблагодарит ли он тогда своих «успокоителей»?!
 
На самом же деле существует три группы причин, которые выводят человека из Ислама: 
 
1. Куфр в убеждениях. Например, человек считает, что Аллах не знает всего о мире, или что после Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, были другие пророки. Избежать куфра в убеждениях можно, изучая акыду.
2. Куфр в действиях. Так, скажем, намеренно бросивший Коран в грязь перестанет тем самым быть мусульманином. 
3. Куфр в словах. От этого нужно остерегаться больше всего: нет ничего легче, чем сказать два-три неосторожных слова, например, сказать в шутку о себе «я не мусульманин». 
 
Мы привели лишь по одному примеру на то, что выводит из Ислама, поскольку это не тема данной статьи. Цель упоминания об этом здесь — лишь указать на важность получения знаний об этих вещах. 
 
Каким образом можно получать правильные знания о веручении Ислама? Если вы не знаете арабского, то читая надежные книги, переведенные на ваш язык. Например небольшой текст «Акыда Тахавийя» переведен на многие языки, часто с необходимыми комментариями. Важно только убедиться, что источник ваших знаний по акыде — истинно суннитский. Будьте внимательны! 
 
Также в сети интернет есть немало уроков, объясняющих правильную акыду на вашем родном языке. Но опять-таки, нельзя доверять первому попавшемуся интернет-проповеднику. Мы же не оставляем на хранение наше имущество кому попало, почему же тогда нашу веру — нечто несоизмеримо более ценное, чем имущество — мы готовы доверить первому встречному?!
 
В суннитской акыде существуют две школы — ашаритская и матуридитская. Первая названа по имени имама Абуль-Хасана аль-Ашари (260 — 324 г. по хиджре), вторая — по имени имама Абу Мансура аль-Матуриди (ум. в 333 г. по хиджре). Эти ученые, жившие в одно и то же время в разных частях халифата, стали основоположниками двух суннитских школ акыды. Они не придумали какое-то новое вероучение, они просто в свое время отстояли акыду Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от нападок заблудших течений. Они оба достигли невероятно высокого уровня в богословии, имели талантливых учеников, которые донесли их идеи и имена до последующих поколений, поэтому направления были названы в их честь.
 
Оба пути верные, по каждому из них можно следовать. Расхождения между ними минимальны и относятся только к частным вопросам убеждений, а не к основам. Просто так исторически сложилось, что последователи ханафитского мазхаба относят себя к матуридитской школе богословия. В действительности же нет проблем в том, чтобы относить себя к любой из этих двух правильных школ акыды.
 
И в конце приведем традиционный перечень книг по ашаритской и матуридитской школам акыды.
 
Книги матуридитов:
 

1. «аль-Акыда ат-Тахавийя» и толкование на нее имама Акмалюддина аль-Бабирти.

2. «Бадъ аль-амали» и толкование на нее имама Мулы Али аль-Кари.

3. «аль-Васыйя» имама Абу Ханифы и толкование на нее имама Акмалюддина аль-Бабирти.

4. «аль-Фикх аль-акбар» имама Абу Ханифы и толкование на нее имама Мулы Али аль-Кари.

5. «аль-Акыда ан-Насафия» и толкование на нее имама Са’дуддина ат-Тафтазани.

 
Книги ашаритов: 

1. Шесть книг имама Мухаммада ас-Сануси: «аль-Хафида», «аль-Мукаддимат», «Сугра ас-сугра», «Сугра (Умм аль-барахин)», «Вуста» и «Кубра» и толкования автора на пять последних. По сути это уже готовая программа изучения акыды — от самой легкой книги («аль-Акыда аль-хафида») до самой сложной и подробной («Шарх аль-акыда аль-кубра»).

2. «аль-Харида аль-бахия» и толкование на нее, обе — имама Ахмада ад-Дардира.

3. «аль-Джаухара ат-таухид» имама Ибрахима аль-Лякани и толкования на нее имамов Абдуссаляма аль-Лякани и Ибрахима аль-Байджури.

Абу Яхья Аль-Ханафи, хафизахуллах      
Продолжение следует, ин ша Аллаh

________________________________
Azan.kz

 


This post has been viewed 422 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Наставления о важности ИЗ

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru