ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

НАСТАВЛЕНИЯ 22, 23

НАСТАВЛЕНИЯ О ВАЖНОСТИ ИСЛАМСКИХ ЗНАНИЙ И МЕТОДАХ ИХ ПРИОБРЕТЕНИЯ

Исламское право (фикх). Часть 1
 
Слово «фикх» в арабском языке означает «понимание», но не любое понимание, а только глубокое, связанное с тонкостями и сложностями предмета изучения. Например, знание о том, что небо находится над землей нельзя назвать «фикхом». Также и знание об обязательности пятикратного намаза или запретности прелюбодения не будут являться в этом смысле «фикхом», поскольку известны всем мусульманам, и никто из них эти положения религии не оспаривает. А вот каково положение намаза витр: он обязателен или желателен? Выплачивается ли закят с лошадей или меда? Можно ли заключать брак без согласия опекуна? Подобные вопросы будут «фикхом», поскольку для ответа на них ученым пришлось изучить различные противоречивые доводы, проанализировать их и прийти к определенным выводам.
 
Но чье понимание Корана и Сунны будет фикхом? Наше с вами? Ученых-современников? Нет, мы должны следовать за пониманием ученых-муджтахидов. Иджтихад — это определенный и очень высокий уровень знаний, можно даже сказать, что это степень духовного и интеллектуального совершенства ученого, которая дает ему право выносить решения напрямую из Корана и хадисов. Не так много ученых даже в первые века Ислама — время его расцвета — имели подобный уровень. Что уж говорить о наших современниках.
 
В наше время существуют четыре правовых школы — мазхаба — признанные в нашей умме: это мазхабы Абу Ханифы, аш-Шафии, Малика и Ахмада. И тот, кто — как мы — не достигли степени иджтихада, обязаны выбрать один из этих четырех мазхабов и следовать за ним. Все они истинные, суннитские, можно придерживаться любого из них и быть на верном пути. Эти вопросы разбираются в специальных книгах и статьях, часть из которых доступна на русском языке.
 
Как же выбрать мазхаб и того ученого, за которым следовать? Проще всего выбрать тот мазхаб, который распространен в местности, где вы проживаете. Так вы будете с общиной, с большинством мусульман и не выделитесь из их числа, рискуя вызвать непонимание окружающих. Если же в вашей местности практикуется несколько мазхабов (или не практикуется ни один, как, к сожалению, бывает в некоторых уголках бывшего СССР), то можно выбрать тот, который доступнее для изучения: больше ученых, книг, уроков и т. д. Неважно из какого принципа в выборе мазхаба вы исходите, важно, чтобы этот выбор был сделан ради Аллаха, а не с намерением выделиться, внести раскол в ряды мусульман и тому подобное. Вряд ли будет уместно придерживаться ханбалитского или маликитского мазхаба, скажем, в Казахстане.
 
Но вернемся к фикху как науке. Ученые дают такое ее определение: «наука о практикуемых шариатских решениях, полученных из конкретных доказательств».
 
«Практикуемых» означает, что наука фикх не изучает те шариатские решения, которые связаны с убеждениями. Ими занимается наука акыда. Область фикха — это практика: поклонение, совершаемое телом и имуществом, имущественные отношения, брак, судейство и так далее, о чем подробнее скажем дальше.
 
«Шариатские решения» — по-арабски «хукмы» —  это прежде всего следующие пять:
1. обязательное (фард и ваджиб)
2.желательное (сунна, мандуб, мустахабб)
3.допустимое (мубах)
4.нежелательное (макрух)
5.запретное (харам).
 
Сами они — их виды, определения и следствия — изучает наука усуль аль-фикх, о котрой мы говорили раньше. Фикх же — это решение имама муджтахида о том, что данное действие или явление описано одним из хукмов. Например, что омовение для прикосновения к Корану обязательно, чтение суры «аль-Фатиха» в третьем ракаате намаза желательно, а продавать мертвечину запрещено. Поэтому в определении сказано, что эти хукмы получены из конкретных доказательств, то есть у каждого решения муджтахида есть свое доказательство, взятое из источников Шариата (Корана, Сунны, единогласного мнения ученых (иджма) или по аналогии с другим решением (кыяс)).
 
Изучение фикха относится к обязательному знанию (фард `айн), ведь Всевышний Аллах возложил на нас определенные обязательства и установил запреты. И нет иного пути узнать об этом, кроме изучения фикха. Любой, кто имел возможность изучить вопрос, но не не изучил, а потому нарушал Шариат, будет нести ответственность за это в Вечной жизни.
 
К обязательному знанию относится изучение тех разделов фикха, которые сам человек практикует. А изучать те разделы, которые не практикуются (например, шариатские наказания или вопросы, связанные с рабами) — коллективная обязанность (фард кифая).
 
Так, все должны знать, какие убеждения, слова и поступки выводят из Ислама, чтобы избегать их и защитить свою веру. А также — не дай Аллах — если человек выйдет из Ислама, ему нужно знать, как снова стать мусульманином и остальные последствия вероотступничества.
 
Каждый совершеннолетний и не сумасшедший мусульманин обязан совершать намаз. Следовательно необходимо изучить все вопросы, относящиеся к намазу: очищение, способ совершения намаза, то, что его нарушает, то, что не нарушает и т. д. Если мусульманин обязан выплачивать закят — он обязан изучить вопросы закята, если обязан совершить хадж — то тему хаджа. Все мы едим и пьем, значит должны знать что дозволено, а что запретно из еды и напитков. То же относится и к остальным сферам человеческой деятельности, ведь Шариат полностью охватывает их все. Покупающий и продающий должен знать правила торговли, желающий жениться — фикх бракосочетания и развода. Таким образом, вставший на путь получения знаний сразу за получением необходимого минимума знаний по акыде, должен перейти к изучению того, что для него обязательно знать из фикха.

 

 

НАСТАВЛЕНИЕ 23

 

Теперь поговорим о книгах по фикху ханафитского мазхаба.
 
Их можно разделить на три группы:
 
1. Книги, посвященные вопросам поклонения. Они начинаются с раздела об очищении (малом и полном омовении, таяммуме, способах очищения от наджасы и других связанных темах), затем идут разделы о намазе, закяте, посте и хадже.
 
Самая известная книга такого рода в нашем мазхабе — это «Нур аль-идах» имама аш-Шурунбуляли. С нее часто начинают изучение ханафитского фикха в традиционных медресе по всему исламскому миру. На эту книгу сам автор написал два толкования: одно длинное «Имдад аль-Фаттах», которое потом сократил в «Мараки аль-фалях» (эту книгу часто преподают в арабских странах, ханафиты же Индопакистана считают ее скорее книгой для самостоятельного внеклассного чтения). Сам матн (короткий тест, пригодный для заучивания и комментирования) «Нур аль-Идах» состоял изначально из разделов очищения, намаза и поста. Разделы закята и хаджа автор добавил при написании комментария. Лучшим на сегодняшний день изданием «Нур аль-Идах» можно, наверное, считать подготовленное шейхом Саидом Бакдашем, вышедшее в издательстве «Дар аль-башаир аль-ислямия».
 
Также матн стал основой для одной из лучших современных книг по ханафитскому фикху для начинающих — «Фикх аль-муяссар» шейха Шафик ар-Рахмана ан-Надви, написанной примерно лет 30 назад. В ней сохранена последовательность «Нур аль-идах», но язык ее проще, добавлены необходимые разъяснения, а также актуальные вопросы, вроде способа совершения намаза в самолете. Ее можно рекомендовать в качестве первой книги для преподавания ханафитского фикха, либо как книгу для самостоятельного чтения студенту, изучающему «Нур аль-идах».
 
Серьезному студенту следует иметь издание «Мараки аль-фалях» с примечаниями шейха Абдуль-Джалиля аль-Ата. Оно называется «Хайр аль-Бакы» и издано в трех томах. Также ему не обойтись без хашия (комментария к комментарий) на «Мараки» шейха ат-Тахтави.
 
Также известна другая книга, посвященная вопросам поклонения — «аль-Хадия аль-Аляийя» шейха Аляуддина Ибн Абидина, сына великого ученого. Шейх известен тем, что дополнил знаменитую книгу своего отца «Радд аль-мухтар», которая издается неизменно с дополнениями шейха Аляуддина. «Аль-Хадия» также содержит полезные разделы о халяле и хараме, а также главу об акыде. Лучшим можно считать сирийское издание с примечаниями шейха Мухаммада Саида аль-Бурхани.
 
Еще одна важная книга по ибадату (поклонению) стоит немного особняком — это матн «Мунья аль-Мусолли» имама аль-Кашгари. Она подробно описывает только вопросы очищения и намаза. На нее имамом Ибрахимом аль-Халяби написано два ценных шарха (комментария), известные как «Халяби кабир» и «Халяби согыр».
 
2. Книги, по которым изучают мазхаб.
 
Первой книгой такого рода является «Мухтасар аль-Кудури», с него чаще всего начинают изучать мазхаб (читая ее первой или изучая после «Нур аль-идах»). Благодать этой книги такова, что по сути вокруг нее выстроено большинство авторитетных книг мазхаба.
 
Из соединения «Кудури» и «Джами` ас-Согыр» имама Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шайбани получился матн «Бидая аль-мубтади» имама аль-Маргинани, который написал комментарий на него под названием «аль-Хидая», бесценное сокровище, величайшую книгу по фикху. На «аль-Хидая» есть ряд комментариев, самым ценным из которых шейхи признают «Фатх аль-Кадир» имама Камалюддина ибн аль-Хумама. Самое удобное издание «Фатх» (например, издательства «Дар аль-фикр») включает в себя еще два комментария на «Хидая»: «аль-Кафия» имама аль-Хаваризми и «аль-Иная» имама Акмалюддина аль-Бабирти.
 
Также студенту, изучающему «Хидаю» необходима хашия имама аль-Лякнави, доступным языком поясняющая выражения книги, тем самым значительно облегчая ее понимание.
 
«Аль-Хидаю» сократил имам Тадж аш-Шари`а, назвав мухтасар (сокращенную книгу) «аль-Викая», а его внук Садр аш-Шари`а написал на нее шарх, который до сих пор входит в программу изучения фикха в медресе во многих странах. Из изданий можно рекомендовать иорданское в двух томах с примечаниями шейха Соляха Абуль-Хаджа. Он же издал в «Дар аль-кутуб аль-ильмия» ценный хашия на «Шарх аль-Викая» имама аль-Лякнави, который называется «Умдат ар-ри`ая» (Обычно изданий «ДКИ» следует избегать, однако это — одно из счастливых исключений).
 
Имам Садр аш-Шари`а также сократил «аль-Викая», назвав получившийся мухтасар «ан-Нукая». С нее традиционно начинают изучение фикха, например, в Таджикистане, где она известна под названием «Мухтасар аль-Викая». На нее написал шарх имам Мула Али аль-Кари, который называется «Фатх баб аль-Иная», изданный в трех томах, который, помимо вопросов фикха, разбирает и их доказательства.
 
Имам аль-Маусыли сократил «Кудури» в матн под названием «Мухтар лиль-фатва», а затем написал на него шарх «аль-Ихтияр». «Ихтияр» неизменно изучают студенты в арабских странах. Изучающему эту книгу необходимо иметь издание с примечаниями шейха Шуайба аль-Арнаута в четырех томах. Шейх проделал впечатляющую работу, особенно это касается примечаний к хадисам.
 
Толкованием «Кудури» можно считать и трехтомную книгу имама Аляудддина ас-Самарканди «Тухфат аль-фукаха», на котроую имам аль-Касани написал шарх под названием «Бадаи` ас-Санаи`» — одну из главных многотомных книг мазхаба.
 
Вопросы «Кудури», «Мухтара», «Викая» и еще одного авторитетного матна мазхаба — «Канз ад-дакаик» имама ан-Насафи были собраны имамом Ибрахимом аль-Халяби в книге «Мультака аль-Абхур» (хорошее отдельное издание — «Дар аль-бейрути» с примечаниями шейха Вахбы Сулеймана аль-Гауджи). Этот достаточно длинный и подробный матн изучался в Османском халифате, его до сих пор преподают в традиционных медресе Турции, читая следом за «Кудури».
 
Все вышеперечисленные книги так или иначе связаны с матном «Кудури», его без преувеличения можно назвать ядром, вокруг которого строится изучение мазхаба. Не зря его почтительно называют просто «аль-Китаб» («Книга»). Мало трудов в истории Ислама удостаивались такой чести. На саму книгу также есть немало шархов, самым важным из которых нередко считают «аль-Любаб» ученика Ибн Абидина шейха Абдуль-Гани аль-Гунейми. Приемлемым изданием можно назвать шеститомное, вышедшее в «Дар аль-башаир аль-ислямия» под редакцией шейха Саида Бакдаша. Арабские шейхи любят преподавать «Кудури» имено с шархом «Аль-Любаб».
 
Очень важная современная работа — «Тасхиль ад-дарури» шейха Мухаммада Ашика Иляхи. Он изложил «Кудури» в форме вопросов и ответов, добавил немало важного и снабдил ценными примечаниями. Настоящая современная классика, подходящая как для преподавания, так и для самостоятельного чтения/повторения при изучении «Кудури».
 
Примерные программы изучения ханафитского фикха:
 
1. В арабских странах:
а) Матн «Нур аль-идах», чаще всего с шархом «Мараки аль-Фалях».
б) Матн «Мухтасар аль-Кудури» с шархом «аль-Любаб».
в) «Аль-Ихтияр ли талиль аль-Мухтар».
г) «Аль-Хидая».
 
2. В Индопакистане:
а) «Нур аль-идах» или «аль-Фикх аль-муяссар».
б) «Кудури», иногда после него изучают «Канз ад-дакаик».
в) «Шарх аль-Викая».
г) «Аль-Хидая».
 
3. Многотомные книги
 
Их используют шейхи и муфтии для поиска ответов на вопросы, студенты во время изучения фикха — как справочные пособия, завершившие традиционную программу — для расширения и углубления своих знаний. Из-за их объема их редко полностью читают с учителями, однако в арабских странах иногда преподают «Радд аль-Мухтар».
 
Из таких книг мы уже упомянули «Фатх аль-Кадир» и другие шархи на «аль-Хидая», а также «Бадаи` ас-Санаи`». Помимо них можно упомянуть следующие:
 
«Радд аль-Мухтар» имама Ибн Абидина (Также известна как «Хашия Ибн Абидин», в Индопакистане известна как «Шами»). Это хашия на «Дурр аль-мухтар» имама аль-Хаскафи. В ней разбирается огромное количество вопросов, мнений и расхождений, приводятся сильные мнения мазхаба. Начинающему студенту бывает нелегко в ней разобраться, однако для знатока эта книга — настоящее сокровище.
- Комменатрии к «Канз ад-дакаик» имама Абуль-Бараката ан-Насафи. Из них важнейшими считаются «Бахр ар-Раик» имама Ибн Нуджейма (на него есть хашия Ибн Абидина) и «Табьин аль-хакаик» имама аз-Зейляи.
- Сборники фетв: «Фатава аль-Хиндия», «Фатава ат-Татархания», «Фатава Кади-хан» и др.
-«И`ля ас-Сунан» имама Зафара Ахмада Усмани — это огромное (22 тома) фундаментальное исследование доказательств ханафитского мазхаба.
 
 
 Абу Яхья Аль-Ханафи, хафизахуллах Продолжение следует, ин ша Аллаh.
________________________________

Azan.kz


This post has been viewed 429 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Наставления о важности ИЗ

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru