ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

НАСТАВЛЕНИЯ 28, 29

НАСТАВЛЕНИЯ О ВАЖНОСТИ ИСЛАМСКИХ ЗНАНИЙ И МЕТОДАХ ИХ ПРИОБРЕТЕНИЯ

Шариатские науки отличаются от остальных в первую очередь тем, что это не просто знания как некая сумма информации, а также воспитание и духовная пища.
 
Тот, кто не учился у устазов, не провел с ними достаточно долгое время, не имел возможности научиться у них этике, приобрести их нравственные качества. А ведь это, как мы сказали, едва ли не важнее, чем сама учеба. Даже просто сидящий рядом с ними со временем сможет перенять их адаб, хочет он того или нет. Что же говорить о тех, кто любит их и искренне — ради Аллаха — желает получить от них духовную пользу.
 
От имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, передаются слова: «Я не вытягивал ноги в направлении дома моего учителя Хаммада ибн Сулеймана, проявляя к нему уважение. А между моим домом и его семь улиц»[1].
 
Как говорят арабы, адаб имамов — это имам адабов.
 
О важности правильного выбора шейха.
 
Имам из числа табиинов Мухаммад ибн Сирин (ум. в 110 г. по хиджре) сказал важные слова: «Это знание — религия. Так смотри, у кого ты берешь свою религию»[2].
 
От другого табиина Ибрахима ан-Наха’и передается: «Они (саляфы) когда приходили к человеку, чтобы у него учиться, сначала смотрели на его облик, на его намаз, на его поведение, а только потом начинали у него учиться»[3].
 
В наши дни этот совет актуален особенно сильно. Разумеется, студент мадрасы или исламского института не может выбирать учителей, ему приходится смириться с выбором, который сделала за него администрация. Однако в самостоятельной учебе, когда толиб может выбирать, на уроки какого шейха ходить, необходимо помнить о важности правильного выбора учителя.
 
Имам Бадруддин ибн Джама’а пишет: «Толибу необходимо сначала узнать того, у кого он собирается учиться, совершить намаз-истихара. Ведь он будет (помимо знаний) перенимать его адаб и нравственные качества. Учитель должен быть — если это возможно — способным, сострадательным, проявлять достойные качества и добродетели, быть известным праведностью, хорошо преподавать и объяснять, не отталкивая толиба от продолжения обучения своими недостатками в религиозности или дурными манерами.
 
Изучив историю ранних и поздних ученых, ты увидишь, что чаще всего успех приходит к толибу, если шейх богобоязнен и хорошо относится к ученикам.
 
Также толиб должен постараться найти такого шейха, который обладает превосходными шариатскими знаниями, такого, кто долго учился у известных ученых своего времени, а не получил свои знания из книг…»[4]
 
Имам не напрасно сказал в начале: «если это возможно». К сожалению, наша реальность такова, что найти учителя, в котором бы сочетались все качества совершенства — огромная редкость. Счастлив тот, кто имеет такого устаза, пусть он держится за него и не отпускает как можно дольше!
 
Качества совершенного устаза, приводимые в книгах, — это идеал, к которому нужно стремиться при выборе учителя. Однако если такого в вашей местности нет, это не значит, что можно оставаться в невежестве. Аллах спросит нас за наши намерения и старания, а не за то, чего мы не смогли получить по независящим от нас причинам.
 
Перескажем кратко то, что пишет имам Абу Исхак аш-Шатыби в «аль-Мувафакат» о качествах учителя. Итак, нужно постараться найти шейха, который бы обладал следующими качествами:
 
1. Практика своих знаний. Слова не должны расходиться с делами: человек должен в первую очередь сам практиковать то, чему учит.
2. Устаз должен был учиться науке, которую он преподает, у шейхов, а не путем самостоятельного чтения.

3. Он должен следовать за своими учителями, уважать их, обладать их нравственными качествами.

 
Имам ибн Джама’а в «Тазкира» добавляет к этому еще некоторые качества:
 
4. Шейх должен проявлять богобоязненность во всем своем поведении, в движениях и словах.
5. Он должен охранять высокое знание, не унижая его посещениями недостойных людей, занятых мирским.
6. Проявлять аскетизм. Иметь из мирского лишь самое необходимое для себя и своей семьи.
7. Не делать свои знания средством приобретения мирских благ.
8. Избегать недостойных занятий, сомнительного заработка, подозрительных мест, пребывание в которых запятнало бы его репутацию, даже если это дозволено по Шариату.
9. Он должен внешне соблюдать все предписания Ислама, а также внешнюю сунну, и избегать нововведений.
10. Выполнять много желательных действий: читать Коран, делать зикр и дуа.
11. Хорошо обращаться с окружающими.
12. Очищать свою душу от нравственных пороков.
13. Заниматься наукой. Учиться и учить, много читать и писать самому, не теряя время попусту.

14. Не стесняться получать пользу от знаний тех, кто ниже его по уровню знаний, социальному положению и т. д.

 
Если Аллах облагодетельствовал тебя таким учителем, будь благодарен Творцу, люби и уважай своего устаза, будь рядом с ним, помогай ему по мере сил, делай дуа за него и всегда помни, какое редкое счастье выпало на твою долю!

[1] Привел ас-Салихи в «’Укуд аль-джанан фи манакыб Аби Ханифа ан-Ну’ман», с. 293.

[2] Эти слова передал имам в Муслим в предисловии к «Сахих».

[3] Передал аль-Хатыб в «аль-Джами’» (136) и в «аль-Кифая» (с. 157).

[4] «Тазкира ас-сами’ ва аль-мутакаллим», с. 85.

 

 

 

НАСТАВЛЕНИЕ 29

Отношения ученика и учителя в исламской традиции передачи знаний — это отношения совершенно особого рода. Связь между толибом и устазом — канал для передачи сразу трех важных вещей: знаний, этики (адаба) и духовных состояний. Мы уже кратко сказали об основах этой связи: любовь к устазу, послушание ему, искренность, дуа за него и так далее. Также влияние учителя на ученика простирается дальше и затрагивает не только его разум и душу, но даже и его привычки, манеры и внешний вид. Человеку свойственно хотеть быть похожим на того, кого он любит. А выбрать объектом подражания поп-звезду, известного футболиста или же праведного мусульманина — это каждый сам для себя выбирает.
 
Абу ‘Убейд аль-Касим ибн Саллям передает, что ученики Ибн Мас’уда приходили к Умару, да будет Аллах ими доволен, чтобы смотреть на него, подражать ему внешне, перенимать его манеры и и нравственные качества[1].
 
Ибн Сирин, да помилует Аллах, рассказывал, что великие табиины учились манерам также, как учились наукам. Так он сам отправил человека к аль-Касиму ибн Мухаммаду, внуку Абу Бакра ас-Сыддика, да будет доволен ими Аллах, чтобы он перенял его манеры, поскольку это были манеры и привычки Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и членов его семьи.
 
Имам аз-Захаби передает, что уроки имама Ахмада посещало примерно пять тысяч человек. Из них где-то пятьсот записывали за ним, а остальные учились у него адабу и манерам[2].
 
Историй такого рода множество. Про многих учеников великих имамов их биографы передают, что они были внешне и манерами похожи на своих учителей.
 
Хороший учитель всегда желает ученику блага, при этом зная, в чем оно заключается. Иногда устаз может направить его к тому, от кого он получит пользу.
 
Так, например, известна история[3], когда имам Малик отправил своего ученика Асада ибн аль-Фурата в Ирак к имаму Абу Юсуфу, ученику великого имама Абу Ханифы, да будет Аллах доволен ими всеми. В итоге Ибн аль-Фурат соединил в себе традиции фикха Медины и Ирака.
 
Ученик Ибн Хаджара аль-Аскаляни хафиз ас-Сахави отвел целую главу в биографии своего учителя[4] на рассказ о том, как он отправлял своих учеников к другим ученым-современникам, чтобы они могли получить от них пользу, услышать от них хадисы и получить иджазы по ним с более короткой цепочкой передатчиков.
 
Шейх Мухаммад Аввама, да хранит его Аллах, говорит также о важности для серьезного толиба путешествовать в поисках знаний, посещать ученых, учиться у много шейхов. Знания, духовный свет и мудрость имеют свойство количественно умножаться по мере роста числа их источников.
 
Имам ас-Сахави пишет про своего учителя имама Ибн Хаджара аль-Аскаляни, да помилует их Аллах, что одной из причин того, что тот достиг невероятных высот в науках, было то, что он учился у множества учителей, каждый из которых был имамом своего времени в своей науке.
 
Следует стремиться получать пользу и знания у всех, от кого можно их получить. Имама Абу Ханифу спросили: «Как ты получил свои знания?» Имам ответил: «Приносил пользу другим, не жалея, и не пренебрегал получением пользы от других»[5].
 
Имаму в области наук арабского языка Халилю ибн Ахмаду задали похожий вопрос, и он ответил: «Каждый раз, когда я встречал ученого, я учился у него чему-то и учил его чему-то»[6].
 
Имам Ваки’ ибн аль-Джаррах говорил: «Не станет человек ученым, пока не получит знания у того, кто выше его (в знаниях), у того, кто ниже его, и у того, кто равен ему»[7].
 
Имам аз-Захаби в книге «Сияр а’лям ан-нубаля», где собраны биографии великих ученых прошлого, упоминает нередко и о количестве учителей, которые были у того или иного имама. Так, мухаддис имам Абу Са’д ас-Сам’ани учился у семи тысяч шейхов, имам Абдуллах ибн аль-Мубарак у четырех тысяч, имам Ибн ас-Са’и — у трех тысяч мужчин и четырехсот женщин.
 
Что же касается собственно этических норм поведения ученика перед учителем, то их множество. Мы рекомендуем читателю обратиться к книге «Та’лим аль-мута’аллим» имама аз-Зарнуджи (она переведена на русский язык под названием «Методика приобретения знаний» и доступна, в том числе и в интернете).
 
Шейх Аввама приводит по этому поводу в «Ма’алим» очень интересное место из тафсира имама Фахруддина ар-Рази, да помилует его Аллах, где имам выводит больше десяти адабов ученика по отношению к учителю из одного только аята Корана:
 
قَالَ لَهُ مُوسَىٰ هَلْ أَتَّبِعُكَ عَلَىٰ أَن تُعَلِّمَنِ مِمَّا عُلِّمْتَ رُشْدًا
 
(Сура «аль-Кахф», аят 66)
 
Это история учебы Мусы у Хадира (Хидра), мир им. Муса, мир ему, спросил Хадира: «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня о прямом пути части того, чему ты обучен?»
 
Имам ар-Рази, да помилует его Аллах, выделяет из этого аята следующие адабы ученика по отношению к учителю:
 
1. Муса, мир ему, готов следовать, поскольку спросил: «Могу ли я последовать за тобой…».
2. Он попросил разрешения следовать. Это необходимые для ученика скромность и почтительность.
3. Он, мир ему, сказал: «чему ты обучен». Это признание знаний учителя и своего незнания.
4. Он сказал: «части того…». Это также проявление скромности. Муса, мир ему, просит поделиться частью знаний, не претендуя на то, чтобы стать равным своему учителю.
5. Он сказал: «чему ты обучен» в страдательном залоге. Это признание того факта, что знания дает только Аллах.
6. Он просит знаний о «прямом пути», то есть полезных знаний, избавляющих от заблуждений.
7. В этом вопросе есть доля принижения себя. Как говорят арабы, «я раб того, кто обучил меня хотя бы одной букве».
8. Идея следования за учителем предполагает подчинение, послушание и отказ от споров с ним.
9. Муса, мир ему, не просто один из пророков. Он один из самых величайших посланников, тот, кого Аллах удостоил невиданной чести разговора с Ним, ниспослал ему Таурат и даровал удивительные чудеса. При всем этом, он не стесняется обратиться за знаниями к тому, кто не обладал такими степенями величия. Это проявление истинной глубинной скромности и всепоглощающей жажды знаний. В этом очень важный урок для всех нас!
10. Муса, мир ему, попросил сначала разрешения следовать, а лишь затем обучить его знаниям. В этом указание на первостепенную важность воспитания и служения своему учителю.
11. Он попросил его обучить и ничего не предложил взамен. Это указывает на важность бескорыстия в передаче знаний.

[1] «Гариб аль-хадис», т. 3, с. 383.

[2] «Сияр», т. 11, с. 316.

[3] Ее приводит Кади ‘Ияд в «Тартиб аль-мадарик», т. 1, с. 609 — 610.

[4] «Аль-Джавахир ва ад-дурар», т. 3, с. 1021 — 1023.

[5] «Аль-Фатава ас-Сираджия», с. 610.

[6] «Адаб ад-дунья ва ад-дин» аль-Маварди, с. 124.

[7] Привел аль-Хатыб в «аль-Джами’» (1714).

Абу Яхья Аль-Ханафи, хафизахуллах      

Продолжение следует, ин ша Аллаh

________________________________
Azan.kz


This post has been viewed 272 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Наставления о важности ИЗ

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru