ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

НАСТАВЛЕНИЯ 32, 33

НАСТАВЛЕНИЯ О ВАЖНОСТИ ИСЛАМСКИХ ЗНАНИЙ И МЕТОДАХ ИХ ПРИОБРЕТЕНИЯ

Имам Ибн Джама’а об этике отношения к книгам

Имам Бадруддин ибн Джама’а аш-Шафии (639 — 733 г. по хиджре), да помилует его Аллах, выделил этику отношения к книгам в отдельную (четвертую) главу своей книги об адабах получения знаний «Тазкира ас-сами’ ва аль-мутакаллим фи адаб аль-’алим ва аль-мута’аллим» (с. 125 — 135. Дар аль-башаир аль-ислямийя. Бейрут, 4-е издание, 2013). В этой статье мы кратко перескажем то, что пишет имам, добавив необходимые, на наш взгляд, пояснения. Многие из этих адабов важно знать абсолютно всем, а не только изучающим Шариат.

 
1.Толиб должен стремиться к приобретению всех необходимых ему книг. Книга самый главный инструмент получения знаний. И если есть возможность книгу купить, не стоит тратить усилия на ее копирование или брать у кого-то на время.
 
В наше время, по милости Всевышнего, книги стали доступными и стоят относительно недорого. Конечно, не в каждом городе есть книжный магазин с арабскими книгами, однако при сильном желании можно выйти из положения: заказать их через интернет или попросить кого-то, кто учится в арабских странах, едет в хадж или умру, купить и привезти необходимые вам книги. Как говорится, у богатых людей большая библиотека, у бедных — большой телевизор. Печально бывает смотреть на богато обставленные жилища некоторых толибов, где найдется при этом едва ли пара десятков книг.
 
2. Если толиб просит у тебя одолжить ему какую-то книгу, не нужно ему отказывать. В этом есть благо помощи ищущему знания. Взяв книгу на время, не стоит держать ее у себя дольше необходимого, ее нужно вернуть, как только она больше не нужна, не дожидаясь, пока владелец попросит ее обратно. Нельзя ничего писать в чужой книге или делать пометки и исправления без разрешения владельца. Также нельзя ничего копировать из этой книги без разрешения (владельца, а не мнимого правообладателя!)
 
Да, отказывать в просьбе дать почитать книгу не нужно, однако не стоит впадать в другую крайность: каждому ищущему ту или иную книгу дарить ее, если она есть в твой библиотеке. Без сомнения, дарить хорошо, если у тебя оказался лишний экземпляр, однако если он единственный, и ты не можешь без усилий купить еще один, то тут есть опасность, что, когда книга тебе понадобится, ее у тебя не окажется, и получается, что ты сам себе создал препятствие в получении знаний.
 
3.Не стоит класть книги на землю, а также на такую поверхность, где есть что-то, что может книгу повредить, например, вода. Класть книгу желательно так, чтобы ее начало (где «басмала») оказались сверху. Не стоит класть что-то внутрь книги, что может ее повредить, закладывать ее, например, карандашом, загибать страницы, подчеркивать текст ногтем и делать все, что приводит к порче книги.
 
4. До того, как купить книгу или взять на время, следует проверить ее на предмет дефектов печати: пропущенных или непропечатанных страниц, грубых ошибок и опечаток.
 
В наши дни некоторые издательства очень небрежно подходят к изданию книг, в них масса дефектов и опечаток. Особенно нужно быть осторожным с книгами ливанского издательства «Дар аль-кутуб аль-’ильмийя», вообще, не стоит покупать их книги, если точно не уверен, что это качественное издание.
 
5. Когда переписываешь что-то из книги по шариатским наукам, следует быть состоянии омовения. О важности быть в омовении при любой деятельности, относящейся к знаниям, мы много говорили в предыдущей статье цикла. Также следует сидеть лицом в направлении киблы, чтобы на теле и одежде не было наджасы, начинать любое переписывание с написания «бисмиЛляхи ар-Рахман ар-Рахим». После каждого упоминания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, следует писать салават, произнося его одновременно про себя или вслух, после имен сподвижников, особенно великих, — «радыАллаху ‘анху» (да будет Аллах им доволен), так можно писать и после имен саляфов, особенно великих имамов, а можно писать «рахимахуЛлах» (да помилует его Аллах).
 
Салават следует писать полностью, не сокращая, даже если в одной строке он встречается несколько раз. Не следует писать сокращения и аббревиатуры вроде «с.а.в», «с.а.с.» и т. п. Это не подобает величию положения нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует (Подробнее об этом в «аль-Джами’ ли ахляк ар-рави ва адаб ас-сами’» имама аль-Хатыба аль-Багдади (т. 1, с. 419 — 423, Муасаса ар-Рисаля) и в «аль-Кауль аль-бади’ фи ас-соля ‘аля аль-Хабиб аш-Шафи’» хафиза ас-Сахави (с. 353 — 363, Мактаба аль-Муаййид))
 
6. При переписывании книг не следует писать слишком мелко. Также это адаб для того, кто пишет кому-то, скажем, письмо, ведь слишком мелкий почерк читать затруднительно.
 
7. Нет проблем в том, чтобы писать в принадлежащей тебе книге: делать пометки, ставить огласовки, дописывать разъяснения и полезные примечания. Но не следует писать в книге посторонние вещи, которые не относятся к тексту. Также не нужно писать в книге так много, что станет затруднительно читать ее. Лучше всего писать на полях или на пустых местах страницы, не нужно писать между строк. Некоторые пишут другим цветом, однако вообще не писать между строк лучше.
 
8. Нет проблем писать заголовки красным цветом, это было в обычае ученых прошлого. Также можно использовать его для подчеркивания чего-либо в тексте.
 
Отсюда мы понимаем, что нет ничего плохого в использовании для подчеркивания и выделения текста карандашей или маркеров разных цветов. Нужно только следить за тем, чтобы вещества, которые содержатся в чернилах, были канонически чистыми.
НАСТАВЛЕНИЕ 33
О терпении на пути поиска знаний

 О важности сабра — терпения — очень много сказано в Коране и в хадисах. Арабское слово «сабр», как поясняют комментаторы, означает не просто терпение, но еще и довольство тем, что Всевышний тебе предопределил, отказ от жалоб на свое положение кому-либо, кроме Него.

 
Без сомнения, терпение есть неотъемлемая часть успеха толиба в деле постижения исламских наук. Думаю, ни одно наставление ученику не обходится без упоминания о терпении.
 
Имам аль-Хатыб аль-Багдади передал[1] от имама куфийской школы арабской грамматики Ахмада ибн Яхьи аш-Шайбани (200 — 291 г. по хиджре), известного как Са’ляб, да помилует его Аллах, который также был мухаддисом и достойным доверия передатчиком, что его шейх аль-Фадль ибн Са’ид говорил:
 
«Один человек учился, и ничего у него не получалось, так что он решил оставить учебу. Однажды он увидел, как вода, падая с вершины горы, оставила углубление на большом камне. И он сказал: «Мягкая вода точит твердый камень. Клянусь Аллахом, я продолжу учиться!» Он продолжил и преуспел в этом».
 
Также аль-Хатыб, да помилует его Аллах, передал в «аль-Джами’» две цитаты от имама Абу аль-Касима Джунайда аль-Багдади, да помилует его Аллах: «Если человек будет делать что-то со старанием и искренностью, он обязательно получит желаемое. И если не получит все, то получит хоть часть». А также: «Ключи от двери каждого ценного величественного знания — это усердие».
 
Также он привел с иснадом до имама Абу Я’ля аль-Маусыли, автора «Муснада», да помилует его Аллах, эти стихотворные бейты:
 
Поистине, я увидел — а дни приносят опыт —
Похвальный итог терпения.
 
И мало кто старался сделать что-то,
Проявляя терпение, и не преуспел, и не победил.
 
И еще два бейта, про которые шейх Аввама, да сохранит его Аллах, пишет, что учил их в молодости, будучи студентом:
 
Получай знания и не отчаивайся,
Ведь беда для толиба — это отчаянье.
 
Разве ты не видел, что вода со временем
Точит самый твердый камень.
 
О терпении на примере случаев из жизни исламских ученых прошлого шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда, да помилует его Аллах, написал одну из лучших мотивирующих книг для толиба — «Сафахат мин сабр аль-’уляма». Читающим по-арабски эта книга жизненно необходима. Будем надеяться, что рано или поздно она станет доступной и на русском языке.
 
Об ослаблении мотивации при получении знаний.
 
Думаю, эта беда знакома любому, кто учился, скажу больше: она знакома, наверное, каждому человеку, который занимался в своей жизни чем-то осмысленным. Вялость, лень, потеря интереса — все это признаки ослабления мотивации. Это может привести к большим перерывам в учебе, отсутствию прогресса, а иногда и к полному прекращению учебы.
 
Имам аз-Зарунуджи передает в «Та’лим аль-мута’аллим»[2] слова своего учителя, великого ханафитского ученого Бурхануддина аль-Маргинани, автора «Хидаи»:«Я достиг большего, чем мои товарищи, благодаря тому что никогда не испытывал потери интереса к учебе».
 
Ослабление мотивации имеет множество причин: утомление, неправильный режим труда и отдыха, обильное и нездоровое питание, недостаточный сон, привычка к развлечениям, особенно сомнительным или запретным, постоянное совершение грехов, несоблюдение этики при получении знаний, болезнь и так далее. Толиб должен сам перед собой отчитываться, проверяя свое намерение, мотивируя себя или наоборот — давая себе отдых, если он действительно необходим.
 
Как правило, наблюдается порочный круг: ослабление мотивации ведет к перерывам в учебе, а перерывы эти еще больше ослабляют мотивацию.
 
Также одна из причин этого — долгие каникулы, которые бывают в мадрасах и исламских институтах, а также то, что студенты занимаются, помимо учебы, множеством посторонних дел. В итоге как не было в наших общинах достаточного числа компетентных имамов, преподавателей, муфтиев, так и нет.
 
Шу’айб ибн Харб, один из шейхов имама Бухари, да помилует их Аллах, говорил: «Мы изучали хадис, и было нас четыре тысячи, а получилось из нас только четверо (ученых)»[3].
 
Имам Ибн Абдуль-Барр передает[4], что великому табиину А’машу, да будет Аллах им доволен, сказали: «Ты оживил знание обилием своих учеников». На что имам ответил: «Нечему восторгаться. Треть из них умрет до окончания учебы, еще треть пойдет на службу к султану, а это хуже, чем смерть, и из третьей трети только единицы добьются успеха».
 
Обратите, кстати, внимание на слова великого ученого: «еще треть пойдет на службу к султану, а это хуже, чем смерть». Разумному человеку достаточно и намека.

 

[1] В «аль-Джами’», 1595.

[2] С. 80, Дар ибн Касир.

[3] Передал аль-Хатыб в «аль-Джами’» (93).

[4] В «аль-Джами’» (1115). Также у аль-Хатыба в «аль-Джами’» (96).

Абу Яхья Аль-Ханафи, хафизахуллах      

Продолжение следует, ин ша Аллаh

Azan.kz

 


This post has been viewed 264 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Наставления о важности ИЗ

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru