19.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ШАРХ ИХЬЯ УЛУМ АД-ДИН. КНИГА ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ

Итак, переходим ко второму разделу книги вероубеждения.
 
О способе постепенного продвижения к наставлению на правильный путь и о порядке ступеней верования (и‘тикад)
 
Знай, что рассказанное нами относительно вероучения (акыда) следует преподать юноше в начале его развития, чтобы он выучил это наизусть. Смысл этого потихоньку откроется ему с возрастом.
 
Мы должны понять, что вначале следует заставлять ребенка заучивать положения нашей акыды. Арабы говорят: «Кто заучивает матны, тот приобретает науку». Матн – это краткие тексты по разным наукам. Выученное в детстве подобно вырезанному на камне: невозможно стереть.
 
Итак, в начале лежит запоминание, затем – понимание, затем – вера (и‘тикад), убежденность и признание истинности этого (тасдик).
 
Вспомним сподвижников, которые не нуждались в книгах по акыде, таких, как «Шарх аль-Мавакиф» или «Шарх аль-Макасид».
 
Это происходит с юношей без доказательства. К милости Аллаха, хвала Ему, для человеческого сердца относится то, что Он раскрыл его для веры (иман), когда оно только начинает развиваться, так что [в начале развития сердце] не требует доказательств и доводов. 
 
Как можно это отрицать, если в начале всех убеждений простых верующих лежит только обучение, наставление [без приведения доказательств] и чистое подражание (таклид)? 
 
Многие сподвижники принимали Ислам, не требуя доводов и доказательств. Это был явный таклид. Они не нуждались в сложных обоснованиях, поскольку Всевышний открыл их сердца для веры.
 
Да, вероубеждение (и‘тикад), приобретенное посредством одного лишь подражания, вначале слабо…
 
Одно дело – когда человек верит, зная доводы, и совсем другое – когда он просто следует в каком-то вопросе за авторитетом.
Да, вероубеждение (и‘тикад), приобретённое посредством одного лишь подражания, вначале слабо – в том смысле, что оно может быть сведено на нет посредством противоположного [убеждения], если то будет ему (юноше) внушено. Поэтому необходимо усиливать и укреплять [вероубеждение] в душе юноши и простого верующего, чтобы оно стало стойким и непоколебимым.
 
Это очень важное замечание имама аль-Газали. Одна из ошибок алимов наших дней заключается в том, что весь даават свёлся к ежегодным или ежемесячным выступлениям перед народом. Как только алимы Ахлю-с-Сунна уходят, заблудшие переманивают людей к себе. Хасан-устар, куддисса сирруху, сравнивает невежду с веткой дерева: куда дует ветер, туда он и смотрит. Если мы хотим, чтобы обычные люди обладали знанием и пониманием, надо работать над ними и стараться дать им это знание. Как мать по многу раз в день кормит грудного ребёнка, так и алимы должны работать и давать уроки. Если мы хотим, чтобы наши слова западали в сердца людей, чтобы к нам прислушивались, нужно вначале заложить фундамент, построить прочную основу, чтобы в нас не швырнули нашими же словами. Вот тогда вероубеждение будет, как сказал имам Газали, «стойким и непоколебимым». Имам Газали в этой главе разъясняет нам принципы, на основе которых надо воспитывать детей с самого раннего возраста, чтобы потом их не сбили заблудшие.
 
К его усилению и укреплению ведёт не владение искусством спора (джадаль) и каламом…
 
Иными словами, искренность не увеличивается от изучения позиций разных течений.
 
К его усилению и укреплению ведёт не владение искусством спора (джадаль) и калам, а чтение Корана и его толкование, чтение хадисов и изучение их смыслов, исполнение религиозных обязанностей. Тогда его вера крепнет благодаря поражающим его слух доказательствам и доводам из Корана…
 
Чем изучаешь Коран и слушаешь его чтение, тем больше и больше будет в сердце искренности и убеждённости.
 
Тогда его вера крепнет благодаря поражающим его слух доказательствам и доводам из Корана, благодаря свидетельствам из хадисов и смыслам, извлечённым из них…
 
Так увеличивается любовь к Аллаху и убежденность в положениях религии.
 
…благодаря распространяющемуся на него свету (нур) от поклонения (‘ибада) [Аллаху] и исполнения Его предписаний…
 
И тут неважно, какой именно тип поклонения совершается: пост, намаз или салават Пророку, солляллаху алейхи ва саллям.
 
…благодаря благодати, что нисходит на него от созерцания благочестивых, от общения с ними, от слушания их, от [созерцания] их лиц, от наблюдения их смирения перед Аллахом, их страха перед Ним и покорности Ему. Начало обучения [юноши вышеприведенным убеждениям] подобно бросанию семени в грудь…
 
Обучение юноши религии с раннего возраста, когда он заучивает положения акыды, подобно посеву семян в его сердце.
 
…а все эти средства…
 
Имеется в виду изучение Корана, толкование Корана, изучение хадисов и их толкований, хукмов, которые вытекают из всего этого, поклонение, любовь к праведникам и связь с ними.
 
…а все эти средства подобны поливу…
 
Если человек перестанет делать всё вышеперечисленное: вместо изучения Корана и Сунны будет читать Дюма, вместо общения с праведниками будет общаться с грешниками и наркоманами, то семена, которые были посажены в его сердце, высохнут.
 
…и выращиванию, пока из семени не появится росток, пока не окрепнет и не поднимется прекрасное сильное дерево, корни которого покоятся в сердце, а ветви поднимаются в небо. Надо предельно оберегать его [то есть юноши] слух от спора (джадаль) и калама, ведь спор путает больше, чем разъясняет, а портит больше, чем исправляет. Нет, укрепление [веры] посредством споров подобно нанесению ударов железной колотушкой по дереву в надежде укрепить его, приумножив его ветви, но, скорее всего, [такие удары] сломают и погубят [дерево]. Созерцание удовлетворит тебя в качестве разъяснения…
 
Так сказал имам Газали 1000 лет назад.
 
…а видения воочию достаточно в качестве доказательства.
 
О нашем времени хотелось бы сказать следующее: перед тем, как у мужа с женой родится ребенок, до свадьбы они обычно каким-то образом знакомятся. Более того, у некоторых бывают ещё и отношения до брака, которые они называют любовью. Некоторые воруют понравившуюся невесту, другие справляют свадьбу в залах, и на пиршестве можно увидеть пьяного отца или мать, не умеющую прикрыть аурат. Кое-где даже матери пьют! Мы должны понять, что брак, который так начался, не будет духовно полноценным. Потом новорожденного в роддоме без разбору отдают разным кормилицам. Потом из страха испортить фигуру женщины начинают кормить ребенка готовыми смесями. А ведь от еды многое зависит. У имама Газали был учитель имам аль-Джувейни. Один раз рабыня накормила его своим молоком, и тогда отец схватил ребёнка за ногу, засунул ему палец в рот и вызвал рвоту. Будучи уже взрослым, имам иногда замирал на уроках и говорил, что это молоко все ещё даёт о себе знать. А мы даже не пытаемся уберечь наших детей! Когда им исполняется 3 или 4 года, мы отдаём их в детский сад. Мухаммад Рамазан аль-Бути рассказывал, как его воспитывал отец. Он не оставлял его надолго даже рядом с матерью, чтобы ребёнок не перенял женские черты. Затем дети идут в школу. Как-то раз мы были на 1 сентября в одной школе. Десятиклассницы пели песню на стихи Гамзатова, а девочки из подкласса исполняли любовные песни под музыку и танцевали. Мы сказали учителю, что, если бы 10-классницы пели про любовь, это ещё можно было бы понять… Так вот: мальчики и девочки целых десять лет учатся вместе, в одном классе. Происходит смешение полов, теряются различия между мужчинами и женщинами. Мальчики начинают носить золото и отращивать волосы, а женщины надевают брюки и корчат из себя мужчин. Из-за того, что порядок вещей нарушен, увеличивается количество разводов, бездомных детей, которые спят на вокзалах. Мы удивляемся, когда вдруг узнаём, что у людей, которые, как нам казалось, всё понимают, дети тоже ходят в ясли. Зачем? Кто их там будет воспитывать? Невежды в вопросах религии. Мы портим своих детей, отдавая их не пойми куда. Поэтому общество и становится всё хуже и хуже день ото дня. В книгах, где рассказывается о воспитании, которое мы должны давать нашим детям, упоминается 7 вещей:
Итак, надо, во-первых, дать основу вероубеждения. Во-вторых, научить основам поклонения. В-третьих, научить поведению в обществе. В-четвёртых, заложить основу нравственности: адаб, честность, верность своему слову, умение хранить тайны. В-пятых, воспитать духовно, чтобы не смотрели только мультфильмы и боевики. В-шестых, уделять внимание физической силе. Но важно не просто ходить в спортзал. Надо вставать по утрам, не спать до обеда. Если человек хочет, чтобы тело подчинялось ему, то надо работать над ним всю жизнь: от сознательного возраста и до самой смерти. Мы видим, какое тело у тех, кто поклоняется Аллаху. Однажды, когда мы были у кудиява из Батлуха, куддисса сирруху, к нему пришёл его сын и сказал, что хочет поехать в санаторий, чтобы вылечиться от какого-то кожного заболевания. Устаз сказал ему: «Санаторий тебе не поможет. Надо поклоняться на рассвете, совершать больше тахаджуда и витру». И наконец, надо дать детям знание. Следует с детства приучать их к запоминанию матнов по акыде, по фикху и так далее.
Устаз пишет в книге «Танбихуль-аввам»: «Воспитывая детей, взрослые следуют пути Пророка, солляллаху алейхи ва саллям». Наше же воспитание отражается в наших именах: Мухаммад стал Магой, Шамиль – Шемиком, Фатима — Патей, Сиражуддин, светоч религии, стал Серёжей. Это не приведёт общество ни к чему хорошему.
 
Сравни вероубеждение благочестивых (ахл ас-салах) и богобоязненных простых верующих с вероубеждением богословов-догматиков (мутакаллимун) и спорщиков (муджадилун) – и ты увидишь, что вера простых людей непоколебима и подобна высокой горе, которую не тревожат бедствия и молнии…
 
Их убеждения крепки. Такого нет: 5 лет назад был суфием, потом стал ваххабитом, через пару лет превратился в либерала, потом опять стал ваххабитом. Ну и хамелеоны! Человек должен быть прочным, как гора. Сначала надо изучить свои убеждения, понять, истинны они или нет, ведь Всевышний сказал: «Не следуй тому, о чём нет знаний».
 
…а вероубеждение богословов-спорщиков, оберегающих свою веру посредством диалектики и искусства спора (джадаль), подобно нитке на ветру: ветер швыряет её то так, то эдак. Это не касается тех из них, кто услышал доказательство веры…
 
Речь идёт о тех, кто не углублялся в эту науку чрезмерно.
 
Это не касается тех из них, кто услышал доказательство веры и сразу принял его путём подражания и следования (таклид) подобно тому, как принял саму веру путем подражания и следования [авторитетам], поскольку нет разницы в [способе] подражания между обучением доказательству и обучением тому, для чего приводится это доказательство. Обучение доказательству – это одно, а приведение доказательства путем рассуждения [и исследования] – это совсем другое.
 
Нам достаточно просто понять содержание суры «Ихляс». Мукаллидам больше ничего не надо. Но имамы, безусловно, должны разбираться в тонкостях доказательств. Однако не всем надо быть имамами акыды, иначе сподвижники не просто объясняли бы племенам базовые положения Ислама, а заставляли бы изучать их толстенные книги по акыде. Для глубокого понимания этой науки есть группа учёных, которые этим и должны заниматься, чтобы сохранять истинное вероубеждение от заблуждений и заблудших. В общем, многое зависит от того, как мы будем воспитывать свою семью и управлять ей.
Книга: Ихья ‘Улюм ад-Дин
Комментарий: Алихаджи аль-Кикуни
Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *