19.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

Часть VIII

ВЕРА В ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ И В ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ 

Шестым столпом веры является вера в Предопределение и в его исполнение, а так же вера в то, что добро и зло созданы Аллаhом. Мы должны знать: все, что существует в мире – добро и зло, здоровье и болезни, бедность и богатство и др. – все по Воле Аллаhа. Пророк Мухаммад (салляллаhу аляйхи ва саллям) сказал:

«Что хотел Аллаh, то и было, что не хотел, – не было.»1
Нельзя думать, что добро происходит по Воле Аллаhа, а зло против Его Воли. Кто так думает, приписывает Аллаhу слабость, а это – неверие. Над человеком нет насилия. Аллаh по Своему Вечному Знанию предопределил, что Его создания будут претерпевать и какие действия будут совершать. Предопределение – от Аллаhа, а выбор и действие – за людьми. Эти два процесса не разделимы, иначе бы миссия Пророков – наставление людей на путь истинный – и ниспослание Книг были бы напрасными.

Терминологическое значение слов “Кадар” и “Када”:

Кадар (Предопределение) – это предопределение всего, что происходит во Вселенной. Все события, их время, место и свойства предопределены Всевышним Аллаhом по Его Вечному Знанию.

Када (исполнение) – это осуществление Аллаhом всего в предопределенное Им время. Если сравнить Кадар с планом, то Када – подобно осуществлению этого плана. Все, что происходит во Вселенной, создано по Вечному Знанию и Воле Аллаhа. Нет другого создателя, кроме Него.

Вера в Кадар и Када означает, что добро и зло, хорошее и плохое – все предопределено Всевышним. Также предопределено и время, в которое должно осуществиться то, что предначертал Аллаh.

 

Ответственность человека

Действия человека делятся на 2 вида:

1) Непроизвольные действия – это то, что в жизни человека не связано с его волей и выбором. Например, сердцебиение, дрожь руки, высокий или низкий рост человека – не связаны с его волей. Непроизвольные действия создаются Аллаhом без непосредственного участия человека, поэтому он не отвечает за них.

2) Произвольные действия – это те действия человека, которые зависят от его воли и выбора. Например, садиться или вставать, ходить, совершать какие-либо действия и т. д. Произвольные действия, так же как и непроизвольные, создаются Аллаhом, но они связаны с выбором человека. Все предопределяет и создает Аллаh . Желания и выбор человека также созданы Им. Вместе с тем Аллаh дал человеку свободу выбора, волю произвести какое-либо действие или не произвести. Если человек выберет добро и будет прилагать усилия для его совершения, то по Воле Аллаhа произойдет добро. Если человек выберет зло, и будет стараться совершить его, то по Воле Аллаhа совершится зло.
Отсюда ясно, что и добро, и зло создает Аллаh. Ученные Ислама сказали:«Создание зла не является злом, а совершение зла является злом».

Но это отнюдь не означает, что зло есть истина, справедливость и правота. Всевышний Аллаh создал вещи с их противоположностями таким образом, чтобы люди могли легко распознать одушевленное и неодушевленное, хорошее и плохое, доброе и злое, удовольствие и огорчение и т.д. Кроме того, Аллаh указал нам пути, чтобы мы смогли уберечься от злых и дурных вещей, а также, дал нам силу противостоять злу. Не будь в мире зла, нам не дано было бы понять и оценить смысл добра. Тогда не реализовался бы сокровенный смысл мира – быть местом испытаний для людей. Человек имеет врожденную склонность к совершению добра, а склонность ко злу он обретает позже. Огромную роль в этом играют воспитание, обучение, окружение человека, а также обычаи, бытующие вокруг человека.

Аллаh не одобряет зло, однако Всевышний дает ему свершиться, дабы испытать человека. Человек же отвечает только за те действия, которые происходят по его воле и выбору. Если он совершал добрые дела, то получит за них вознаграждение, а если плохие, то понесет наказание, в случае, если Аллаh его не простит.

Что дает Вера в предопределение и в его исполнение

Мусульманин верит в Предопределение и знает, что все события во Вселенной происходят по Воле Аллаhа и создаются Им. Вместе с тем он знает, что у каждого человека есть возможность выбора. Тот, кто обладает такой верой, будет всеми силами стараться добиться успеха в этой жизни и не испугается трудностей. В достижении благих целей мусульманин верит, что Аллаh поможет ему.

Человек, знающий, что ему предстоит держать ответ за свои действия, будет использовать свою свободу выбора для добрых дел и стараться избегать того, что приводит к наказанию. Вера в Предопределение обостряет чувство ответственности.
Верующий в Предопределение с пониманием относится к постигшим его бедам и неудачам, потому что он знает, что все происходит по Воле Аллаhа и в каждом событии есть смысл и знамение. Верующий понимает, что человеческие возможности ограничены, и поэтому не станет браться за то, что ему не под силу. Он покорно примет предопределенное Богом и будет уповать на Него. Вера в предопределение помогает преодолевать трудности и успокаивает душу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *