24.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ТАВАККУЛЬ (УПОВАНИЕ) И ТРУД

Таваккуль – это упование на Аллаhа, но это не означает бездействия. Человек должен сделать всё необходимое для дела, а затем полагаться на Всевышнего. Например, земледелец, который хочет получить хороший урожай, перед тем как сеять зерно вспашет землю, потом удобрит ее. Он будет поливать свои посевы, защищать всходы от вредителей. То есть для того, чтобы получить урожай сделает все необходимое и возможное. Что касается прорастания семян, развития ростков, – то в этом земледелец бессилен и полагается на Аллаhа. Это и есть Таваккуль – истинное упование на Аллаhа. Если же кто-то будет ждать, что его дело продвинется само собой, не прилагая к нему должных усилий, и при этом будет надеятся на Аллаhа, то это не истинный Таваккуль. Такое «упование» не должно быть присуще мусульманину.

Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал человеку, который, понадеявшись на Аллаhа, не привязал своего верблюда: «Сначала привяжи верблюда, затем уповай на Аллаhа»1. То есть Таваккуль следует делать только после того, как человеком предприняты необходимые действия.

Стремление зарабатывать себе на жизнь является обязанностью и оценивается как ибада (поклонение), так же, как и намаз, пост и т.п.

Сказал Всевышний Аллаh в Коране:
Значение: «Завершив молитву, разойдитесь по земле, отстаивая свои интересы и ища Милости Аллаhа.»

Наш любимый Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал, что поиск халяльного заработка (дохода) является фардом. Халиф Омар сказал: “Пусть никто из вас не оставляет поисков ризыка, говоря: “О, Аллаh, дай мне ризык”. Вы ведь знаете, что с небес не сыплется ни золото, ни серебро”. Наша религия повелевает трудиться. Это – обязанность каждого мусульманина. Для того, чтобы достичь успеха, в любом деле сначала следует приложить к нему свои старания, а уж потом надеяться на Аллаhа.


ВАЖНОСТЬ ТРУДОЛЮБИЯ В РЕЛИГИИ ИСЛАМ

Цель религии Ислам – сделать человека счастливым. Ислам указываетлюдям пути достижения счастья в этой жизни и после Конца Света. Наша религия повелевает трудиться для обоих миров. Всевышний Аллаh сказал вКоране:
Значение: «Человеку уготовано только то, что (заслужил) он усердием, и усердие его будет замечено».1

Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Самая лучшая пища для человека – это пища, на которую он заработал собственным трудом.

Однажды Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) и его сахабы увидели проходящего мимо сильного и крепкого человека. Сахабы сказали: «О, Пророк! Если бы он работал во Имя Аллаhа!» И на это Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) им ответил: «Если этот человек вышел из дома для того, чтобы зарабатывать на пропитание своим детям, то это значит, что он на пути Аллаhа. Если он вышел для того, чтобы дать своим постаревшим родителям то, в чем они нуждаются, то он тоже на верном пути. Если даже он вышел зарабатывать себе на хлеб, и в этом случае он тоже на пути, указанном Аллаhом. Но если он вышел для бахвальства, то он служит шайтану».3

Два из пяти столпов Ислама (закят и хадж) – обязанность каждого состоятельного мусульманина. А состояние и богатство достигается трудом. Лучший из людей – это тот, кто работает, потому что, работая, человек приносит пользу себе, своей семье и своему народу.

Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Лучший из людей тот, кто приносит пользу людям». Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) всегда призывал нас работать. Он также сказал: «Тот в убытке, у кого два дня похожи друг на друга».5 То есть мусульмане каждый деньдолжны стремиться к продвижению вперед.

Однажды к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) подошел один бедный мединский мусульманин и попросил помощи. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) спросил: «Нет ли у тебя чего-нибудь дома?»
Он ответил:
– У меня дома есть кувшин и покрывало, на одной половине которого я сплю, а другой укрываюсь.

– Иди и принеси их мне.
Этот человек принес их Пророку,
Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) спросил:
– Кто это купит у меня?
Один из мусульман ответил:
– О, Посланник Аллаhа, я куплю это за один дирхем.
Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям):
– Есть тот, кто дал бы больше?
Другой мусульманин:
– За это я дам 2 дирхема.
Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) отдал ему вещи, а деньги передал бедянку из Медины, сказав ему так:

– На один дирхем купи еды, а на другой купи топор и принеси его мне.
Когда бедняк принес топор, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) своими руками приделал к нему ручку.
– Иди в лес, наруби дров, затем продай их. И чтобы я 15 дней здесь тебя не видел.
Этот человек пришел через 15 дней, заработав 10 дирхемов. На одну часть денег он купил еду, а на другую – одежду. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал:
– Лучше работать, чем просить милостыню, потому что у попрошайки в Судный День будут черные пятна на лице1.
Наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал:
«Лучший из вас тот, кто, не оставляя эту жизнь ради Ахира и Ахира ради этой жизни, работает для обоих миров и кто не является обузой длялюдей»2

«Если мусульманин посадит дерево или посеет что-нибудь и если от этих плодов вкусит человек, животное или птица – это зачтется как садака».

«Если мусульманин посадит дерево, то запишется ему в книгу столько саваб, сколько будет плодов на этом дереве».

Однажды халиф Умар (радыяллаху анху) увидел нескольких человек, которые сидели и ничего не делали. Халиф спросил у людей, кто они такие.
— Мы из тех, кто вверил свои дела Аллаhу, и на Аллаhа уповает, – отвечали те.
— Поистине, вы заблуждаетесь, – возразил Умар. – Вы просто бездельники, живущие за счет других людей. Тот, кто действительно уповает на Аллаhа, сначала сажает зерно в землю, а потом надеется на Всевышнего, дающегоему ризк (пропитание).

Щедрый халиф и старик
(рассказ)

Однажды Аббасидский Халиф Харун Ар-Рашид увидел, как один старик сажает росток, и сказал: “Отец мой, ты очень стар и не увидишь плодов этого дерева. Почему ты так утруждаешь себя?”
Старик ответил: “Те, кто были до нас, посадили деревья, плоды которых мы едим сейчас. А сейчас мы должны посадить деревья, плоды которых будут вкушать наши потомки”. Этот ответ очень понравился ХарунуАр-Рашиду, и он подарил старику горсть золотых монет. Получив золото,старик, улыбнувшись сказал: «О, мой султан! Каждому посаженному ростку нужно время, чтобы дать плоды, а я не успел посадить его в землю, как уже собираю их».
Харун Ар-Рашид был очень щедрым человеком и приказал после этих слов еще выдать золота. Получив вторую горсть золотых, старик восхищенно воскликнул: «О, султан правоверных! Каждое дерево дает плоды один раз, а мое – дважды!»

Халифу настолько понравился его ответ, что он распорядился еще выдать золота. В этот раз визирь встал перед султаном, сказав: «О,султан! Он так красноречив, а вы так щедры, что я боюсь в казне не останется и гроша! Давайте же покинем его. Этот человек знает, как с цветка взять больше нектара». Закончив этими словами, халиф выдал снова горсть золотых, и они удалились.

Мораль такова:
О, рабы Аллаhа! Смотрите, как старик искренне совершив одно хорошее дело, был тысячекратно вознагражден Аллаhом, ! Несмотря на свой возраст он увидел плоды своего труда, и еще задумайтесь, а какая награда его ожидает в Судный день!

Кто посеет доброе, хорошее в этом мире ради Аллаhа, несомненно увидит Щедрость и Милость Аллаhа в этом мире и будущем!

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Что означает “Кадар” и “Када”?
2. На сколько видов делятся действия человека?
3. Почему человек ответственен за свои действия?
4. Объясните, что дает вера в Предопределение и в его исполнение.
5. Объясните, что такое Ризык и Аджаль.
6. Раскройте смысл таких понятий, как “упование” и “труд”.
7. Расскажите о значимости труда в религии Ислам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *