16.04.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

КРАТКОЕ СКАЗАНИЕ О ТОМ, КАК ЗУ-ЛЬ КАРНАЙН (МИР ЕМУ) ВСТУПИЛ В МИР ТЬМЫ

Силой и талантом, данными Всевышним, Зу-ль-Карнайн (мир ему) покорил весь мир. Господь дал ему в помощь ангела по имени Рафаил (мир ему). Однажды он спросил Рафаила (мир ему), как поклоняются ангелы на небесах. Он рассказал, что есть ангелы, которые постоянно стоят и из-за стыда перед Аллаhом не поднимают головы, другие постоянно находятся в поясном поклоне, некоторые находятся и в земном поклоне. Зу-ль-Карнайн (мир ему) восхитился этим и возжелал долгой жизни, чтобы поклоняться подобно ангелам, и об этом он сказал Рафаилу (мир ему). Ангел рассказал ему, что на земле есть источник под названием «мау-ль-хАят» (вода жизни), и тот, кто выпьет из него, останется жить до Судного дня – эту тайну он раскрыл ему. Искандеру (мир ему) захотелось найти источник воды, испить из него и остаться живым до Судного дня. Он спросил у ангела, не знает ли он, где находится этот источник. Ангел ответил, что точно не знает, и рассказал то, что знает. А именно, что, как он слышал от других ангелов, источник находится в мире тьмы, но точное место ему не известно. Искандер (мир ему) собрал большой маджлис ‘алимов (собрание богословов) и всех мудрецов и поставил перед ними вопрос: «Не знают ли они, где находится мау-ль-хАят?» Все ответили, что не знают об этом ничего, но один из них сказал, что знает, что Господь где-то на земле расположил тьму, и в этой тьме поместил «мау-ль-хАят». ‘Алим пояснил, что об этом источнике он читал в завещаниях Адама (мир ему), и что он должен располагаться на востоке; так он рассеял все сомнения.

Зу-ль-Карнайн (мир ему) собрал шеститысячное войско из отборных мудрецов и храбрецов, во главе отряда поставил Хизри (мир ему) и так двинулся в путь. Ему сказали, что в темноте хорошо видят молодые кобылы, поэтому отобрали тысячу молодых кобыл и подготовили все, что необходимо для снаряжения армии.

Днем и ночью, не переставая, войско двигалось на восток в поисках мира тьмы. Двенадцать лет провели они в пути и, наконец, достигли его. Место это было неописуемо удивительное, темнота, похожая то ли на дым, то ли на темноту ночи, окутывала его. Мудрецы начали советовать Зу-ль-Карнайну (мир ему) не входить туда, говоря, что до него ни один царь не вступал в темноту. Но Зу-ль-Карнайн (мир ему) не стал их слушать и твердо настоял на том, что обратно они не повернут. Он спросил ангела Рафаила (мир ему), будут ли они видеть друг друга, после того, как они вступят во мрак, и Рафаил дал Зу-ль-Карнайну (мир им) красный жемчуг. Рафаил (мир ему) сказал, что жемчуг будет кричать, если бросить его на землю, и что с его помощью они будут находить друг друга. Часть войска он оставил на месте, а с частью войска двинулся в темноту. Зу-ль-Карнайн (мир ему) наказал им, чтобы они ждали их двенадцать лет, и, если они не вернутся, возвращались домой. И его войско во главе с Абу-ль-Аббасом (Хизри (мир ему)) двинулось в путь. Двенадцать дней шли они, но не увидели ни солнца, ни луны, ни зверей, ни птиц – ничего живого. Тут к Хизри (мир ему) от Аллаhа пришло тайное известие, где указывалось, в какой стороне находится источник «мау-ль-хАят», и там же ему было велено, чтобы он пошел туда один, отделившись от войска. Всемогущий сказал, что никому, кроме него, не суждено испить из этого источника. Когда пришло такое повеление, Хизри (мир ему) сказал спутникам, чтобы они подождали его, и пошел один. По указанию откровения он свернул направо, спустился в ущелье, нашел там источник, сошел с коня, искупался, сделал омовение и напился досыта. Вода источника была слаще, чем мед, и белее, чем молоко, и, испив ее, успокоился Хизри (мир ему), а Искандер же (мир ему) не достиг желаемого. Не все желания человека исполняются.

Сорок дней и ночей кружили они во тьме, не зная, где они. Потом они увидели некую крепость. Оставив Хизри (мир ему) с войском, Зу-ль-Карнайн (мир ему) один пошел туда. Крепость была из желтой меди с железными воротами размерами по фар-саху в длину и ширину. Он сошел с коня и подошел к крепости; открыв ворота, вошел внутрь. Там он увидел огромную белую птицу, осторожно подошел к ней и поприветствовал ее. С соизволения Всевышнего птица весьма красноречиво заговорила с ним: «Что, Искандер, мало тебе было всей земли, что ты пришел еще и сюда?» Потом птица сказала, что хочет спросить его кое о чем. Он согласился ответить на любой вопрос. «Распространено ли среди вас прелюбодеяние и распитие спиртного?» – спросила она. «Да, распространено», – ответил он ей. Птица затрепетала, издала громовой звук, словно ангел Ра’ду (мир ему) (ангел грома) и увеличилась в размерах, заполнив весь дворец. «Распространено ли лжесвидетельство и риба (ростовщичество)?» -спросила она снова. «Да и это есть», – ответил он, и, услышав это, птица вновь встрепенулась. «С троят ли у вас большие дома?» – опять спросила птица Искандера (мир ему). Он опять ответил утвердительно, и задрожал от громоподобного крика птицы. «Оставили ли люди Единобожие?» – спросила она затем. Когда он ответил, что еще не оставили, птица немного успокоилась. «Оставили ли люди обязательную молитву?» – спросила она. Когда он ответил, что пока еще не оставили, она стала еще спокойней и уменьшилась в размерах. Потом она спросила, оставили ли люди обязательное купание (гуслу джаннабат), и когда он ответил, что нет, она приняла прежние размеры. Потом птица позволила Искандеру (мир ему) взглянуть с высоты крепости. Он увидел человека, прекрасного собой.

Незнакомец спросил Зу-ль-Карнайна (мир ему), кто он. Когда он ответил, что он – Искандер, тот человек упрекнул его, спросив, зачем он сюда пришел,не хватало ли ему того, что есть в миру. Зу-ль-Карнайн (мир ему) спросил того человека, который внимательно смотрел в небо, кто он. Он ответил, что он – ангел Исрафил (мир ему), готовый дуть в сур (рог) в тот момент, когда Аллаh повелит ему сделать это. Затем он поднял с земли камень, отдал его Зу-ль-Карнайн (мир ему) и велел ему уйти. При этом ангел предупредил его, что когда камень будет сыт, и он будет сыт, а когда камень будет голоден, он тоже будет голодать. Зу-ль-Карнайн (мир ему) взял камень и решил с войском вернуться обратно в этот мир.

Он рассказал обо всем, что произошло с ним в крепости, о том, что ему сказали про камень, и спросил ‘алимов, какая мудрость заключается в этом. Мудрецы положили его на весы, а на другую чашу – примерно такой же камень, и очень удивились, когда обнаружили, что он оказался намного тяжелее обычного камня. Тогда они, чтобы уравновесить весы, положили на противоположную чашу тысячу камней, но тот камень все равно перевесил их. Ученые признались в том, что не знают этой премудрости. Тогда Хизри (мир ему) взял горсть земли и положил на чашу весов напротив камня. Тогда чаши уравновесились. Все удивились совершенству познаний Хизри (мир ему). Искандеру (мир ему) захотелось узнать мудрость этого. Тогда Хизри (мир ему) сказал ему, что человека насытит только земля, и что Исрафил (мир ему) привел ему этот пример, как упрек в том, что он, будучи властителем всех людей земли, и не довольствуясь этим, пришел туда. От стыда перед Всевышним Зу-ль-Карнайн (мир ему) заплакал и стал словно мертвым. «Все это верно», – признался он Хизри (мир ему) и дал слово, что до конца жизни больше в путь не двинется.

Когда Зу-ль-Карнайн (мир ему) возвращался со своим войском из земли тьмы, они спустились в одно ущелье. Из-под копыт лошадей раздался такой звук, словно они шли по щебню. Все стали спрашивать друг друга, что бы это могло быть. Ангел Рафаил сказал Искандеру (мир им), что это – то, о чем сожалеет и тот, кто возьмет его, и тот, кто оставит. Искандер (мир ему) повелел взять.

Одни взяли много, другие – мало, некоторые вообще не взяли. Они не могли решить, как им будет лучше. Когда вышли из мира тьмы, обнаружили, что это драгоценные камни, и очень опечалились. Если бы Зу-ль-Карнайн (мир ему) не покаялся, он набрал бы мешки драгоценного хризолита, если бы он наткнулся на это до того, как оставил мирское (зухд), он не оставил бы от этих камней ничего. Те, кто ничего не взяли, опечалились, что не взяли хоть немного, а те, которые взяли немного, огорчились упущенному шансу взять больше. Посмотрите же, как много хотят люди, и не насытятся они, пока не уйдут в землю. Есть ли на свете кто-либо жаднее человека, кроме мыши? Мышь-то – зверек, который после смерти превращается в пыль, но «говорящему животному» необходима голова. Ну, голова-то у всех есть, значит, всем нужен разум, чтобы различать плохое и хорошее. Незнание – это недостаток, который уходит с приобретением знания. Того же, кто оставит благие деяния, ждет тесная тюрьма. Тюрьмы бывают различными, в зависимости от тяжести преступления. Упаси Аллаh от плохого конца жизни!

В упомянутом царстве Зу-ль-Карнайн (мир ему) правил семнадцать лет. Когда ему исполнилось тридцать шесть лет, очередь испить из рога (чаши) смерти дошла и до него. Ему предсказывали по звездам, что его конец будет между железной землей и деревянным небом. В пути его постигла болезнь, и когда он не смог перенести жару, воины под ним постелили кольчуги, а над ним сделали навес из досок. Он вспомнил предсказания звездочетов и понял, что дни его сочтены, и что смерть настигает его. Они едва-едва сумели довезти его до Вавилона, где он и умер, и где его похоронили. Так по ясняется в «Бадаи’е зухур».

Теперь расскажем о том, что я в начале упустил: о происхождении Зу-ль-Карнайна (мир ему). Мать его звали Халанат, а отец его был византийским царем. После смерти отца он стал молодым, сильным, деятельным правителем. Он захватил арабские и византийские царства, подчинил их своему влиянию. Византийцы должны были платить дань персидскому царю Дару. И дед Искандера (мир ему) по матери тоже выплачивал ему по золотому яйцу в год. Искандер (мир ему) перестал платить Дару дань и оставил ее себе. Тогда Дар написал Искандеру (мир ему) письмо, в котором говорилось, чтобы он исполнял свой долг. Искандер (мир ему) написал ему в ответ, что курицу, которая несла ему золотые яйца, давно зарезали и съели. Ответ сильно разгневал Дара. С издевкой он послал Искандеру (мир ему) мяч и палку, давая ему понять, что он еще маленький мальчик, и ему только еще в мяч играть. Также Дара отправил ему немного семян льна, давая понять, что его войска бесчисленны.

Искандер (мир ему) ответил ему, что его войско возьмет страну Дара так же легко, как эта палка отбивает мяч. Он отправил Дару мешок с мелким семенем сурепки, что означало то же самое, что и семена льна Дара. Такой ответ Искандера (мир ему) привел Дара в бешенство. Он начал готовить войско для сражения с Искандером (мир ему). Узнав об этом, Искандер (мир ему) тоже решил сражаться с Даром. Воины Дара, готовые отдать за золотое яйцо свои жизни, дошли до Хорасана. Собрав сильное войско, туда же прибыл и Искандер (мир ему). Бесчисленные войска с обеих сторон, словно реки в половодье, сошлись друг с другом. Произошло жестокое сражение, которое словами описать невозможно. Войско Искандера (мир ему) окружило Дара. Дара понял, что выиграть битву невозможно, и что кровопролитие будет напрасным. Двое предателей из войска Дара решили сбросить его с коня и убить, говорят даже, что они были его родственниками. Они рассчитывали убить Дара и таким образом получить расположение Искандера (мир ему). Искандер (мир ему) же приказал не убивать, а только пленить Дара, и он, израненный двумя подлецами, перед смертью попал в плен к Искандеру (мир ему) и успел поговорить с ним. Искандер (мир ему) сказал, что он не думал убивать его. Перед смертью Дар завещал убить тех двух подлецов. Еще Дар завещал Искандеру (мир ему) жениться на его дочери Равшанг. Оставив ему эти два завещания и царство, Дар скончался.

Искандер (мир ему) прилюдно повесил предателей и объявил, что такова будет участь тех, кто, потеряв человечность и честь, продает царя. Исполнив завещание Дара, Искандер (мир ему) женился на его дочери и начал царствовать в Византии и Персии. Он разрушил храмы, в которых персы поклонялись огню. Были убиты харабазаты – служители огня, уничтожены их книги с позолоченными обложками. Он сокрушил идолов, совершил газават, таким образом стал призывать народ к Единобожию.

В начале своего правления Зу-ль-Карнайн (мир ему) был строгим царем, безжалостным к подданным. Всевышний направил к нему одного му ^мина и тот постоянно делал ему одно наставление: «За все, что ты сделал на этом свете, ты понесешь ответ на том, кайся!» Искандеру (мир ему) это надоело, и он повелел арестовать его. Тот человек провел в тюрьме три дня и, по велению Всевышнего, был послан ангел, который снял крышу тюрьмы и освободил му^мина. Когда это дошло до Искандера (мир ему), он решил сам убедиться в этом и удивился, увидев комнату без крыши. Он был поражен могуществу Создателя и понял свою ничтожность. Начались поиски того му^мина и обнаружили его молящимся на горе. Опять он стал наставлять Искандера (мир ему), чтобы тот раскаялся и повернулся к Аллаhу. Эти наставления вновь пришлись ему не по душе, и он приказал воинам схватить его. Но тут по могуществу Аллаhа огнем с небес его войско было сожжено, а сам Искандер (мир ему) потерял сознание. Придя в себя, он искренне раскаялся и обратился ко Всевышнему. Он попросил прощения у того, кто был послан давать ему наставления, и добился его довольства. Он также добился довольства подданных и начал вести себя так, чтобы Всевышний был доволен им. В первую очередь все свое богатство и имущество он направил в лучшую сторону, заложил фундамент лучшего из строений – мечети. Этого примера достаточно тому, кто вдруг разбогател,чтобы он, как Искандер (мир ему), первый расход сделал в лучшую сторону.

Если даже кто получит новую одежду, то ему следует пойти в ней в мечеть, посетить медресе, маджлис зикра, мавлид или подобные им собрания. Постарайся совершать поездки только с благими намерениями и постарайся, чтобы первые операции с имуществом были пожертвованием, это принесет благодать. Если вдруг с помощью Всевышнего ты приобретешь автомобиль, в знак благодарности поведи его в благую сторону и с «Бисмилла» возьмись за руль. Если ты забудешь Милосердного, Он тебя тоже забудет. Считая, что машина досталась тебе благодаря твоей силе и могуществу, не начинай поездки в ослушание Дарителя (с плохой целью).

Ни в коем случае не отмечай это застольем со спиртным. Организуй мавлид, как подобает му’мину. Не посещай годекан (посиделки) для собирания грехов. Не говори того, в чем нет пользы ни для мирской, ни для вечной жизни. Если сказал не то, раскайся и воздай хвалу Аллаhу, подарившему нам тавбу.

Опять вернемся к Искандеру (мир ему) и расскажем историю, происшедшую с ним в одно;, лз походов. Из нее вы узнаете, какая благодать приходит к народу той страны, где мудрый правоверный правитель, – подданные его пребывают в блаженстве.

Продвигаясь на восток, он осадил в Китае некий город и готовился к сражению. Ночью в поздний час пришел в лагерь один человек, представился царским посланником и сказал, что ищет встречи с Искандером (мир ему). По разрешению Искандера (мир ему) его пустили к нему. Пришедший сказал, что разговор тайный, и потребовал встречи один на один.

Они уединились и повели душевный разговор, почти как братья. Назвавшийся посланником царя сообщил, что он и есть правитель того города, и что пришел с добром для людей, и желает он решить дело без кровопролития: «Если хочешь, убей меня, я перед; тобой, или же определи мне выплату дани, я приму это. Если ты убьешь меня,все равно народ назначит на мое место царя, и они будут воевать с тобой. Я пришел сюда потому, что знал о твоем уме и знал, что здесь примут меня». Искандер (мир ему) выслушал его, и в раздумье склонил голову. Искандер (мир ему) сказал, что отпустит его, если он согласен заплатить сразу за три года, и потом каждый год давать еще по половине годичной платы. Царь согласился и, довольный условиями договора, спросил, есть ли к нему еще какая-нибудь просьба. Искандер (мир ему) сказал, что нет больше никакой просьбы, и спросил царя, что скажет его народ, когда ему будет объявлено выплатить дань сразу за три года. «Чтобы их не утруждать, я заплачу сам», – ответил царь.

С тем он вернулся домой и в эту же ночь отделил подать для Искандера (мир ему). Утром с короной на голове во главе войска, бесчисленного, словно травяное семя, он прибыл к Искандеру (мир ему) как гость. Его войска окружили воинов Искандера (мир ему), и те подумали, что наступил конец. Искандер (мир ему) заподозрил царя в нарушении договора. В сияющей, словно солнце, короне царь предстал перед ним. «Зачем ты нарушил договор?» – спросил Искандер (мир ему) его. «Я не нарушил его, – ответил царь. Это войско – лишь малая часть всех моих войск, перемирие с тобой я заключал не из страха. Я привел его, чтобы показать тебе, что у меня есть войско, и договор я не нарушу никогда. И подать я буду платить, я не буду сражаться, проливать кровь этих людей». Слова мудрого китайского правителя произвели на Искандера (мир ему) большое впечатление и весьма его обрадовали. Видя его милость к подданным, он подумал, что лучше быть таким правителем и, отменив все подати, подал его руку, объявив ему о братстве. Царь китайский не забыл братства, установившегося силой веры. Когда Искандер (мир ему) покинул их края, царь отправил ему вослед бесчисленное множество подарков.

Посмотрите же на двух царей, о которых мы рассказали. Царь Дар погиб сам и пролил много крови из-за золота величиной с куриное яйцо. Другой же, пожалевший подданных и сделавший для них все хорошее, не пролил ни капли крови и был подобен горе милости и благодати. Правителей, которые разбогатели, высосав кровь подданных, в конце обязательно ждет погибель. Их богатство, собранное несправедливым путем, будет растаскано так же, как волки растаскивают овец. Интриги правителей опутали людей, словно паутина. Всевышний обязательно заставит тех, кто живет чужим трудом, исторгнуть из себя не благословенное, неправедно нажитое имущество.

Только несчастные устраивают свою жизнь так бессовестно и неправедно. Что же поделаешь с теми, кто решил получить вместо удела, дозволенного Аллаhом, удел запретным путем?

Раскаиваюсь – тавбу астахфируллах,

Воздаю хвалу – шукру алхамдулиллах,

Ла илаха иллАллаh

Мухаммад расулуллах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *