28.03.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

КРАТКОЕ СКАЗАНИЕ О ТОМ, КАК АБРАХАТ ПЫТАЛСЯ РАЗРУШИТЬ КААБУ

На земле Йемена правил царь по имени Зу-Навас, который принял иудейскую веру. А жители Наджрана придерживались веры Исы (мир ему) и следовали Евангелию, т. е. были христианами. Царь Зу-Навас стал призывать их к иудейской религии. Глава христиан ‘Абдуллах бину Самир выступил против него. «Примите иудейскую веру, или мы объявим вам войну» – такое решительное требование предъявил ему Зу-Навас.
‘Абдуллах бину Самир предпочел сражаться, оставшись в христианской вере. В результате христиане были разгромлены. И только один человек по имени Ибну Са’лаб спасся бегством. Он обратился за помощью к кесарю (византийскому императору) и рассказал о горе, постигшем христиан. Кесарь ответил: «Вы слишком далеко от нас, и мы не сможем вам помочь» – и отправил Ибн Са’лаба к царю хабашитов по имени Наджаши, который был последователем Исы (мир ему). Кесарь передал ему письмо, в котором просил Наджаши оказать им помощь.
Ибн Са’лаб доставил письмо к Наджаши и поведал, что пришел просить помощи. Царь хабашитов откликнулся на призыв и подготовил войско, чтобы отправить в Йемен. Предводителем этого войска он назначил человека по имени Арят.
Арят, исполненный решимости разгромить принявших иудейскую веру, повел войско в Йемен. Противостоять ему племя Зу-Наваса, ослабленное внутренними раздорами, не могло. В сражении Зу-Навас был убит. Арят выполнил приказ Наджаши. Царь прислал ему письмо, в котором велел оставаться там же, и Арят, исполняя веление, остался там и начал править хабашитами.
Когда одним народом правят два царя, неизбежно разделение его на два лагеря. Раньше здесь правил Абрахат, а теперь назначили еще и Арята, и хабашиты разделились на сторонников того и другого. Разногласия между ними вскоре привели к противостоянию. В конце концов, обе стороны собрали войска и приготовились к кровопролитию. Абрахат не желал смуты среди хабашитов и отправил к Аряту гонца с таким предложением: «Давай не будем из-за нас проливать кровь народа и сразимся в поединке на саблях. Тот, кто останется в живых, станет правителем, и все хабашиты объединятся вокруг него». Арят согласился с таким решением, и они договорились сразиться в поединке.
Арят был высокого роста, сильный человек, Абрахат же был полным и невысоким. Приблизившись, Арят ударил Абрахата по лицу и нанес ему глубокую рану. В тот же час визирь Абрахата Атудат, который был рядом, одним ударом уложил Арята на землю. Абрахату посчастливилось, он остался в живых, и все хабашиты объединились вокруг него.
Когда известие о том, что Арят убит, дошло до Наджаши, он пришел в ярость и поклялся оттаскать Абрахата за волосы и растоптать землю, по которой он ходит, т. е. убить его. Абрахат получил от царя грозное письмо с обвинением в самочинном убийстве Арята.
Абрахат был порядочным, религиозным человеком, подлость не была присуща ему. Прочитав письмо, он стал готовить ответ. Чтобы клятва Наджаши не осталась невыполненной, он обрил голову и собрал волосы в сверток. Также он набрал в мешочек немного земли, по которой ходит, чтобы отправить все это к Наджаши.
Потом принялся писать письмо с объяснением, как все произошло в действительности.
«О царь, – начал он письмо, – какая тебе разница, я или Арят? Арят был твоим рабом, я тоже являюсь им и, к тому же, лучше знаю хабашитов. Когда я сказал об этом Аряту и попросил не мешать мне, он выступил против меня. Я нашел выход из положения, предотвратив кровопролитие, которое могло произойти из-за нас. Он со мной согласился, и мы сразились в поединке, а после его гибели хабашиты объединились как и прежде. Чтобы твоя клятва не оказалась ложной, растопчи эту землю. Вот и волосы с моей головы, дергай их как хочешь». Так Абрахат в письме с должным почтением, сладкими речами правдиво объяснил Наджаши, что произошло. Мешочек с землей и сверток со своими волосами он приложил к письму.
Получив мудрое письмо Абрахата, Наджаши обрадовался. В ответ он поблагодарил его и словно махнул рукой: «Живи как хочешь». Как говорят, и врага лучше иметь умного. Так мудрость Абрахдта погасила вражду.
Абрахат решил построить на земле Сан’а церковь специально для царя Наджаши. Он собрал все необходимое и, мобилизовав все силы, в скором времени завершил строительство. По окончании строительства церкви, одной из красивейших и величественнейших в мире, он написал Наджаши: «Хочу, чтобы арабы совершали паломничество к ней, а не к Каабе».
Это услышал один человек из рода Кананат, который ходил к Каабе. Он разозлился, вошел в церковь и назло Абрахату осквернил ее. Абрахата это очень задело. Он начал расспрашивать, кто это сделал, и пообещал, что не успокоигся, пока не найдет виновного.
От свидетелей узнали, что это один из арабов, который совершает паломничество к Каабе. Воспользовавшись этим поводом, Абрахат поклялся непременно отправиться к Каабе, чтобы разрушить ее. Он собрал войско из хабашитов, хорошо подготовленных и обученных воинов, и двинулся в сторону Мекки. Это известие омрачило сердца йеменских арабов, они решили начать джихад против Абрахата.
Зу-Нафар собрал своих сторонников и объявил воину Абрахату. Его войско потерпело поражение, а сам он попал в плен. «Если ты не убьешь меня, а возьмешь с собой в качестве пленного, тебе же будет лучше», – обратился он к Абрахату. Зу-Нафар дал клятву верности, и его взяли с собой как пленника. Так он спасся благодаря милосердию Абрахата.
Хабашиты двинулись вперед. Путь им преградило войско Нуфайла ибн Хабйба. Началось сражение, войско Абрахата разгромило противника, а сам Нуфайл ибн Хабйб попал в плен. Он тоже попросил взять его с собой в качестве проводника, так как хорошо знал земли арабов, и ему велели идти впереди войска.
Вскоре они остановились в Таифе, куда явился Масуд ибн Мухиси Сакафиййи. Ведя подлые речи, угодные Абрахату, он обещал прислать человека, который покажет им дорогу к Каабе. Отправленный им проводник по имени Абурахал провел Абрахата и его войско до местечка Магмас, расположенного вблизи Мекки. В Маг-масе он внезапно заболел и умер, словно его убили. Там же его и похоронили. Говорят, арабы и сегодня бросают камни в могилу Абурахала.
Абрахат, остановившийся в Магмасе, позвал Асвада ибн Мае Уда и отправил его в Мекку с коварным умыслом, поручив ему тайком увести скот мекканцев, что-бы проверить их. Как и было приказано, хабашит Асвад угнал скот, пасшийся в степи, в том числе и двести верблюдов дедушки Посланника Аллаха (салляллаhу’аляйhи ва саллям) Абдулмуталиба. К жителям Мекки Абрахат отправил гонца по имени Ханатат с поручением встретиться с их предводителем и сообщить ему о цели хабашитов.
Предводителем мекканцев был Абдулмуталиб. Ханатат встретился с ним, рассказал ему обо всем и коротко изложил намерение Абрахдта. «Он не будет воевать с вами, – заверил гонец. – Разрушит Каабу и уйдет обратно». Абдулмуталиб возразил ему, что Кааба – это заповедный дом Всевышнего, и дал Ханатату ответ со следующим смыслом: «Если Всевышний захочет, Он защитит Свой дом. Защитит или нет – это Его дело. Мы же не в силах остановить вас».
Ханатат попросил Абдулмуталиба пойти с ним к Абрахдту. Абдулмуталиб пошел в Магмас, где встретил своего давнего друга Зу-Нафара. Они поговорили друг с другом, и Абдулмуталиб спросил его, не сможет ли он помочь другу. «Я ведь пленник Абрахдта, какая помощь от пленника?! – горько посетовал тот. – Но Анис, который ведет слона, – мой друг». И он дал слово, что через него сделает все, что возможно.
Зу-Нафар пошел к Анису и сказал, что Абдулмуталиб – близкий ему человек. Анис обещал оказать посильную помощь и повел его к Абрахату. «Это предводитель ку-райшитов Абдулмуталиб», – представил его Анис. Он рассказал Абрахату, что Абдулмуталиб дает милостыню, кормит птиц, перечислил все его положительные качества и сказал: «Я бы хотел, чтобы ты выслушал его». Абрахат с большими почестями принял Абдулмуталиба и посадил рядом с собой. Потом с помощью переводчика спросил, зачем он прибыл. Абдулмуталиб сказал о цели своего визита: «Верните мне двести моих вер-Плюдов». Абрахат удивленно посмотрел на переводчика. «Когда ты пришел, я почувствовал глубокое уважение к тебе, а сейчас ты немного разочаровал меня», – сказал он. «Почему?» – спросил Абдулмуталиб. Абрахат объяснил: «Я прибыл, чтобы разрушить дом, в котором совершали поклонение ты и твои предки, а ты даже не упомянул о нем и беспокоишься лишь о своих верблюдах». «Это мои верблюды, я их хозяин. А у Каабы есть свой владелец, Он Сам ее защитит», – ответил Абдулмуталиб. После этой беседы ему вернули всех его верблюдов.
Абдулмуталиб (радыйаллаhу анх) возвратился в Мекку, рассказал ку-райшитам обо всем, что случилось, и велел им разойтись по окрестным горам и холмам и укрепиться там. Затем Абдулмуталиб, держась за задвижку двери Каабы, от всего сердца стал читать мольбу. «Поскольку враг этого дома – Твой враг, изгони его», – просил он Всемогущего.
Тем временем в Магмасе Абрахат, проснувшись рано утром, приказал готовиться идти в Мекку. У хабашитов был огромный слон по имени Махмуд, Аллах, упомянул о нем в Коране. Говорят, что этого слона по просьбе Абрахдта прислал Наджаши. Согласно одному из преданий, с Абрахатом был только один слон Махмуд. По поводу количества слонов есть и другие версии: в одном предании сказано, что их было много, но были и те, кто говорил, что слонов было двенадцать. Аллах, Всеведущий.

Перед выступлением, когда Махмуда уже снарядили, Нуфайл незаметно подошел к слону и, как человеку, шепнул ему на ухо: «Сядь! Встань лишь для того, чтобы идти обратно. Место, где ты находишься, – это заповедная земля, отнесись к ней с почтением». Не успел он сказать это, в тот же миг Махмуд опустился на колени. Его пытались поднять, уговаривали, били, но он не сдвинулся с места, словно скала. Когда Махмуда повернули в сторону Йемена, он взметнулся как птица и понесся словно ветер. Тогда решили повернуть его на восток, в сторону Шама, – и Махмуд пошел быстрым шагом. Но когда снова попытались повернуть Махмуда к Хараму, он опять упал на колени, как и прежде. Увидев, что происходит, Нуфайл, как лиса, потихоньку отошел от них, поднялся на гору и стал наблюдать оттуда, что же случится дальше, будто ему поручили проследить за этим.
В это время со стороны моря прилетела стая птиц, похожих на ласточек. У каждой птицы было по три камешка: один камешек в клюве и по одному в когтях. Стая окружила Магмас и забросала войско Абрахата градом камней. Каждый, в кого попадал камешек, погибал, а если кто пытался убежать, дорога ему мешала. Воины Абрахата растерялись, не зная куда идти. Они стали искать Нуфайла, чтобы тот показал им дорогу. А Нуфайл радовался, наблюдая за ними с горы, откуда все было видно. Он понял, что они хотят бежать и ищут его, чтобы спросить дорогу. Стоя на вершине горы, он стал читать стихи с таким смыслом: «Куда же вы убежите, если Всевышний взялся за вас?!»
Абрахат заболел страшной болезнью, концы его пальцев отпали, из них текли кровь и гной. Похожий на птенца, только что вылупившегося из яйца, совершенно выжатый, он с трудом добрался до Сан’а. В Сан’а он стал расползаться, словно истлевший палас, теряя конечности одну за другой. В таком унижении Абрахат и умер. Всевышний намеренно оставил его в живых до этих пор, чтобы он увидел, как будет гибнуть его войско. А из всего войска остался в живых лишь один человек – визирь Абрахата Абу Яксум, чтобы он рассказал обо всем случившемся. Когда он убегал, над ним летела птица, держа в клюве камешек с его именем. Едва ОН прибыл к Наджаши и рассказал обо всем, что произошло, птица тотчас бросила в него камешек, который продырявил ему макушку и выпал снизу. Такова была судьба войска Абрахата. Слоны, которые были в войске, тоже погибли, из них в живых остался лишь Махмуд. Создатель сохранил это животное за его почтение к запретной земле, и слон вернулся целым и невредимым. Тот год, когда погибло войско Абрахата со слонами, арабы назвали годом Слона. Говорят, что и Пророк (салляллаhу’аляйhи ва саллям) родился в том году, и эту версию считают самой достоверной.
Сказано, что было всего сто двадцать четыре тысячи посланников и пророков, но знающие говорят, что их число не знает никто, кроме Господа. И я пишу эту книгу в подарок тем, кто любит историю. Выбирая из многого понемногу, перелистывая, пишу по мере своей возможности «Къисасул анбияъ» (Историю пророков) и вот дошел до этого места. Тот, кто прочитает эти истории, о которых Всевышний Аллах, поведал в Коране, не останется без пользы. Туда, где с любовью упоминаются лучшие из творений – пророки, ниспосылается благодать.
Народ Израиля не принял нашего Пророка (салляллаhу’аляйhи ва саллям) и остался в неверии, не признав его. Христиане назвали Ису (мир ему) Божьим сыном, придали ему качества, несвойственные человеку. Умма Пророка (салляллаhу’аляйhи ва саллям) , да смилуется над нею Аллах, община Любимца Аллаха, не делает различия между пророками, мы всем сердцем признаем, что все они следовали верной, истинной религии.
Все книги, ниспосланные Всевышним, действительны, только срок их истек, они упразднены ниспосланием Корана. Но все же люди изменили Евангелие и Тору, а Коран Аллах сохранил. Мы знаем, что Нух (мир ему), Ибрахйм (мир ему), Муса (мир ему), Иса (мир ему) являются из самых великих пророков – улу-ль-’азм. Поэтому мы их очень любим и с удовольствием читаем сказания о них. Хвала Всевышнему, сделавшему умму не отрицающей пророков и посланников. Еще большая благодарность за то, что нам дана возможность следовать автадам(Автад (ед. ч. ватад) – букв.: колья; ранг в суфийской иерархии святых. Более подробно см. в книге «Жами’у-л-карамати-л-авлия’» ) Ислама.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *