29.03.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим
Мудрость, заключенная в передаче Всевышнего Аллаха нашему Пророку (салляллаhу’аляйhи ва саллям) историй о предыдущих пророках и посланниках.

 Всевышний Аллах упомянул в Священном. Коране много историй о посланниках. О том, что произошло С посланниками и их народами, рассказали историки. Поскольку Всевышний не говорит ничего зря, в упоминании этих историй есть пять мудростей. Иншааллах, с помощью Аллаха я намерен рассказать о пяти мудростях по порядку.
Нашего любимого Пророка (салляллаhу’аляйhи ва саллям), свет очей уммы, Всевышний сделал не умеющим читать и писать. Еще в младенчестве он осиротел, лишившись родителей, которые воспитали бы его. Детство его прошло на родине отца, он не выходил за пределы Мекки, вырос среди курайшитов и всегда был у них на виду. Он не ходил к ‘алимам обучаться этике и другим наукам, это не было тайной для мекканцев. В то же время среди курайшитов он был самым надежным и пользующимся доверием. Ради выявления его пророчества и посланнической миссии ангел Джабра’йл (мир ему) вложил в его сердце всевозможные знания предыдущих и последующих наук. Таха (салляллаhу’аляйhи ва саллям) начал исполнять посланническую миссию, совершая чудеса, подтверждающие его пророчество. Он рассказывал о предыдущих посланниках, пророках и об их народах, будто видел их воочию. Все его повествования слово в слово совпадали с тем, что было написано в Евангелии и Торе. Хабиб (салляллаhу’аляйhи ва саллям) передал народу более чем достаточно сокровенных знаний, вложенных в его сердце Всемилостивым. Для разумных людей было достаточно аргументов, подтверждающих его пророчество, и они признали его и последовали за ним. Глупцы и завистники, лишенные разума, назвали Коран собранием древних мифов. Всевышний ниспослал в Коране аят, подтверждающий истинность Посланника (салляллаhу’аляйhи ва саллям) и опровергающий их ложь, со смыслом: «Скажи, Пророк (салляллаhу’аляйhи ва саллям), он (Коран) ниспослан Всевышним, ведающим тайнами земли и небес» (сура «Фуркан», аят 6).

Всевышний поведал Ахмаду (салляллаhу’аляйhи ва саллям) о жизни предыдущих пророков. Мудрость этих откровений состоит в том, чтобы Посланник (салляллаhу’аляйhи ва саллям) перенял у них лучшие качества, взял с них пример.

Таха (салляллаhу’аляйhи ва саллям) вобрал все совершенные качества предыдущих посланников, о которых Всемогущий рассказал ему. Щедрейший Аллах, наделил его милостью, кротостью, щедростью, терпением, равнодушием к мирскому (зухд), храбростью — такими качествами, которыми не одарил никого другого. Также Всевышний рассказал Пророку (салляллаhу’аляйhи ва саллям) о том, как народы противились своим пророкам и посланникам, и о наказаниях и мучениях, которым Он подверг эти народы. Всевышний также рассказал Хабйбу (салляллаhу’аляйhи ва саллям), об авлийа|Авлийа’ (ед. ч. валий) — букв.: близкий, родной; святые угодники, познавшие Аллаха, Его любимцы, избавившиеся от порицаемых качеств и обретшие досто-хвальные.] и благочестивых людях тех народов и привел в пример умме их добрые качества и деяния, которыми Он доволен.
Пророк (салляллаhу’аляйhи ва саллям) последовал всем упомянутым примерам, он направил умму на верный путь, разъяснив дозволенное и запретное. Он усовершенствовал в себе восхваленные качества, его характер и поведение стали соответствующими Корану. Когда его качества, которые воспитал в нем Коран, достигли совершенства, Аллах, сообщил ему об этом, ниспослав аят, повествующий о его неописуемом величии.
В том, что Всевышний Аллах рассказал Пророку (салляллаhу’аляйhи ва саллям) в Коране об этих историях, кроется еще одна мудрость. Когда Пророк (салляллаhу’аляйhи ва саллям) узнал о предыдущих народах, он обнаружил, что его община ценнее остальных. Он увидел, какие облегчения сделал Всевышний для его общины, щедро одарив ее тайными и явными благами. Ему были ниспосланы аяты, в которых говорится, что в религии нет трудностей, она легка.
Среди явных облегчений, сделанных для уммы, — разрешение таяммума землей, прощение грехов раскаявшимся, разрешение находящимся в дозволенной поездке сокращать намазы и пропускать пост, чтобы возместить его при возвращении домой. Среди тайных благ, которые даны нашей умме, — многократное вознаграждение за каждое благое деяние и соответствующее вознаграждение за искреннее намерение, даже если и не удастся его осуществить, ибо оно засчитывается как осуществленное. А тому, кто совершит один добрый поступок согласно тому намерению, записывается от одного до четырехсот вознаграждений и более того; о величине вознаграждения знает лишь Всевышний.

Предыдущим общинам не было таких облегчений, чтобы раскаяние грешника было принято, его следовало убить. Прощение греха покаявшимся и тому подобное является чудесным даром для нашей уммы. Увидев все это, Пророк (салляллаhу’аляйhи ва саллям) понял свое преимущество перед другими посланниками, более того, преимущество своей уммы перед остальными и величие благ, которыми Всевышний одарил его.
Посланник Аллаха (салляллаhу’аляйhи ва саллям) поклонялся Всевышнему все время, восхваляя Того, кто одарил его благами. Он днем постился, а ночи проводил в поклонении, так что ноги его отекали. «О Посланник Аллаха (салляллаhу’аляйhи ва саллям), разве Аллах, не простил тебе все предыдущие грехи?» — спросили его сподвижники, на что Пророк (салляллаhу’аляйhи ва саллям) ответил: «Разве я не должен быть благодарным рабом?!».
Всевышний также упомянул в повествованиях ‘алимов и авлийа предыдущих общин, описал в Коране их благие деяния и следование шариату. Он рассказал о том, какой гнев обрушился на врагов, противившихся посланникам и пророкам. Это было назиданием для уммы, чтобы она остерегалась следовать примеру порицаемых людей и следовала примеру достохвальных.
В историях о посланниках, пророках и их последователях есть еще одна мудрость: если бы они не были упомянуты, люди не узнали бы об их добром наследии. Люди сохранят их добрые качества до наступления Судного дня, из века в век передавая их друг другу. Наше упоминание является благом для тех, кого мы вспоминаем, и мы сами от этого получаем благодать. Не зря говорится, что человек жив, пока люди вспоминают его добрым словом. Умершие предки получают пользу от того, что потомки вспоминают истории о них. Пророк Ибрахйм (мир ему) даже читал мольбу: «Сделай меня тем, кого до наступления Судного дня будут поминать добрыми словами», желая сохранить красивое восхваление для себя, пока существует мир.

О том, как предыдущие народы поступили со своими посланниками, Пророку (салляллаhу’аляйhи ва саллям) было рассказано, чтобы утешить его. Зная об этом, ему было легче переносить притеснения курайшитов. Аллах, поведал о предыдущих пророках, чтобы Ахмад (салляллаhу’аляйhи ва саллям) и его умма получили такую пользу.
Многие люди увлекаются чтением историй, но размышляют о прочитанном лишь особенные. Чтение без размышления подобно воде, которую наливают в полный кувшин, — оно не доходит до сердца. А слова, не доходящие до сердца, подобны семенам, просыпанным в невспаханном поле. Поскольку уже начал, я не хотел оставить это дело и с помощью Всевышнего составил книгу. Не принимайте историю пророков за сказки, ведь Аллах, в Коране не сказки рассказывает. Не обращайте внимания на разночтения, возникающие при повествовании о событиях со времен сотворения Адама (мир ему), ведь это не меняет сути повести, об этом было сказано и ранее.
Аллах, сделай мой заточенный карандаш саблей, обнаженной ради Тебя, а не ради мирских благ. Помоги прочитавшим этот сборник, целью которого является лишь принесение пользы людям, извлечь из него урок. Врата знаний открываются легко, но не каждый становится ‘алимом. Это мой подарок вам, бедные мусульмане, не сумевшие добраться до ворот науки. И стыдно называть вас бедными, поскольку поклоняющийся, познавший Аллаха, является ‘алимом. Вы не думайте, что я считаю себя ученым, между мной и вами нет разницы.
Теперь, братья-мусульмане, у меня к вам одна маленькая просьба: если услышите, что я умер, не забудьте прочитать мольбу, да сделает вас Аллах, из тех, чьи мольбы принимаются; сделайте другим добро, которое и
вам принесет пользу. Сказано, что умершего причислят к хорошим, если сорок благочестивых мусульман засвидетельствуют, что он был хорошим человеком. Не поскупитесь сказать, что я был хорошим, да прольется на вас дождем милость и забота Всевышнего.

Ты прости меня, Аллах, ведь Ты Прощающий, Милостивый, если при повествовании я допустил ошибку. Прими мое раскаяние, о Аллах, если я допустил что-либо непочтительное по отношению к посланникам и пророкам. Хоть я и не являюсь ‘алимом, которому пристало рассказывать, я передаю со слов ‘алимов и признаю все версии, будь они несомненные, достоверные или слабые. Знаю, что не избежать критических замечаний завистников даже к тому, что взято из середины Корана. Они не перестают придираться даже к хадисам, приведенным Муслимом и Бухари.
Повествование о посланниках и пророках на этом завершаю. Если Аллах, даст помощь и если у меня остались дни, хочу еще немного добавить. Сердце мое не примет упущения повести о Таха (салляллаhу’аляйhи ва саллям), посланном милостью для миров, любить которого Аллах, обязал его умму. Хотя мавлидов Ахмада (салляллаhу’аляйhи ва саллям) столько, сколько деревьев в лесу, пусть их будет столько, сколько листьев на этих деревьях. Разве это большое дело — наше восхваление Хабйба (салляллаhу’аляйhи ва саллям), о котором свидетельствовало дерево и с которым разговаривали дикие звери?! Что могут значить наши восхваления, если его восхвалил в Коране Сам Создатель?! Но все же те, кто любит Шафи’ (салляллаhу’аляйhи ва саллям), любят и возносить хвалу ему в соответствии с уровнем своего разума. Признак любви — частое поминание. Разве возможно, чтобы человек не любил поминать того, кого он любит?! А о том, кого ты не любишь, не то что речь заводить, даже имя его слышать неприятно, не правда ли?
Буду вдоволь рассказывать о жизни Пророка (салляллаhу’аляйhи ва саллям), о котором и слушать приятно, и рассказывать сладостно. Будет ли истинно верующим тот, кто не любит Хабйба (салляллаhу’аляйhи ва саллям), не воспевает его и не говорит о нем? Правоверный любит Хабйба (салляллаhу’аляйhи ва саллям) больше жизни, потому и не насыщается поминанием его. Тот, кто любит Хабйбуллаха (салляллаhу’аляйhи ва саллям) и свидетельствует о том, что Аллах, один, будет подобен Китмиру среди асхаб аль-кахфи.

Тому, кто отправляется к великому царю, не лучше ли идти за тем, кто знает эти места и дорогу? Разве сравнится тот, кто не знает дороги и у кого нет проводника, с тем, кого ведет знающий? Когда проводник приведет к вратам царя, разве не нужно получить разрешение войти? И разве не бывает у царя доверенного лица, кому он поручил управлять делами подданных? Разве войдет кто-нибудь во дворец царя, если он не попросит разрешения у визиря и не получит его? Разве не нашего Хабйба (салляллаhу’аляйhи ва саллям) Всевышний избрал из всех творений и возвеличил? Разве будет принята просьба, в которой он не упомянут? Будет ли Всемогущий доволен тем, кого он не примет? Не поселится ли шайтан в сердце, в котором нет смиренности, даже если обладатель его будет поклоняться дни и ночи напролет? О Аллах, Ты помоги написать мавлид(1) Хабйба (салляллаhу’аляйhи ва саллям), ради которого сотворена Вселенная. Написавшего мавлид и прочитавших его собери на Арасате вместе с Пророком (салляллаhу’аляйhи ва саллям) под тенью Твоего ‘Арша.
Амин Аллах, о Аллах! Амин Аллах, о Аллах!
Амин Аллах, о Аллах,! Господи, прими (эту мольбу)!

[1] Мавлид — букв.: место и время рождения; собрание, в котором повествуют о жизни Пророка (салляллаhу’аляйhи ва саллям) и его пророческой миссии, поминают Всевышнего, читают Коран.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *