ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

УРОК 32 (для 3 курса)

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ИСТОРИЯ АЛЬ-ХАДЖЖАЖА ИБН ИЛАТА

Когда был завоеван Хайбар, к Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям) обратился аль-Хаджжаж ибн Илат ас-Сулами, он же аль-Бахзи, и сказал: «О Посланник Аллаха! У меня есть деньги в Мекке у моей жены Умм Шайбы бинт Абу Тальхи — она была его женой и родила ему Муариза ибн аль-Хаджжажа — а также у разных торговцев Мекки. Разреши мне, о Посланник Аллаха, съездить туда!» Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) разрешил ему. Тогда он сказал: «Но я, о Посланник Аллаха, буду вынужден что-нибудь сочинить и говорить неправду!» Пророк ответил: «Говори!» Аль-Хаджжаж далее рассказывает: «Я выехал. Приехав в Мекку, на склоне горы аль-Байда я обнаружил людей из курайшитов, собирающих сведения и расспрашивающих о деле Посланника Аллаха — они уже услышали, что он отправился в Хайбар. Они знали, что Хайбар — это оазис в Хиджазе, где сосредоточены селения, крепости и где много воинов. Вот и ждали вестей оттуда, расспрашивали верховых. Увидев меня, они воскликнули: «Вот аль-Хаджжаж ибн Илат! (Они не знали, что я принял ислам.) Ей-богу, у него есть новости! Расскажи нам, о Абу Мухаммад! До нас дошли сведения, что Разбойник направился в Хайбар — город иудеев и оазис Хиджа-за». Я ответил: «Я тоже знаю об этом. Но у меня новость, которая вас обрадует!» Они столпились с обеих сторон моей верблюдицы, спрашивая: «Что, о Хаджжаж?» Я сказал: «Он потерпел сокрушительное поражение, убиты многие его приятели, сам Мухаммад попал в плен». Они сказали: «Мы его не станем убивать, а отправим его жителям Мекки, и пусть они убьют его, мстя за смерть своих людей!» Курайшиты стали выкрикивать в Мекке: «Есть новость! Скоро приведут к вам Мухаммада, и он будет убит среди вас!» Я сказал: «Помогите мне собрать свои деньги у купцов в Мекке и долги у должников! Я хочу скупить то, что осталось от Мухаммада и его приятелей, пока не опередили меня другие торговцы».
Они очень быстро собрали мои деньги. Я пришел к своей жене и сказал: «Давай мои деньги!» — у нее на хранении были мои деньги. — Я поеду в Хайбар и воспользуюсь удобным случаем для торговли, пока не опередили меня другие торговцы».

Аль-Аббас ибн Абд аль-Мутталиб, услышав эту новость и узнав, что ее принес я, пришел ко мне, встал рядом со мной (а я был в одной из палаток торговцев) и спросил: «О Хаджжаж! Что это за новость, которую ты принес?» Я ответил: «Ты сохранишь в тайне то, что я тебе скажу?» Он сказал: «Да». Я сказал: «Ты подожди меня, я встречусь с тобой в пустынном месте. Я сейчас занят сбором своих денег, как видишь. А сейчас уходи от меня, пока не закончу свои дела!» Собрав все свои деньги, имеющиеся в Мекке, и подготовившись к отъезду, я встретился с аль-Аббасом и сказал ему: «Сохрани в тайне, о Абу аль-Фадль, то, что я тебе скажу! Я боюсь преследования в течение трех дней, потом говори, что хочешь!» Он согласился. Я сказал: «Я, ей-богу, покинул твоего племянника, когда он женился на дочери их правителя (т. е. на Сафийе, дочери Хаваййа). Он завоевал Хайбар, захватил все, что там есть, и теперь все это принадлежит ему и его сподвижникам». Аль-Аббас воскликнул: «Что ты говоришь, о, Хаджжаж?» Я ответил: «Ей-богу, не выдавай меня! Я принял ислам и приехал лишь за тем, чтобы забрать свои деньги, боюсь, что я их лишусь совсем. Когда пройдет три дня, расскажи об этом так, как пожелаешь».

Когда настал третий день, аль-Аббас надел на себя нарядную одежду, надушился, взял свою палку, отправился к Каабе и стал обходить ее. Увидев его, люди сказали: «О Абу аль-Фадль! Вот это, ей-богу, терпение перед таким несчастьем!» Он ответил: «Нет, ей-богу! Мухаммад завоевал Хайбар, женился на дочери правителя, захватил их имущество и все, что там есть, и все это теперь принадлежит ему и его сподвижникам». Его спросили: «Кто принес тебе эту весть?» Он ответил: «Тот самый, который принес вам новость. Он пришел к вам, будучи мусульманином, забрал свои деньги и ушел к Мухаммаду и к его сподвижникам. Он будет с ним». Курайшиты воскликнули: «О рабы Аллаха! Ускользнул враг Аллаха! Если бы мы знали, то мы поступили бы с ним иначе». Они не успели опомниться, как пришла весть об этом.
Ибн Исхак привел стихи, сочиненные в честь битвы в Хайбаре.


Раздел имущества Хайбара

В числе захваченного в Хайбаре имущества разделу подлежали также селения аш-Шикк, Натат и аль-Катиба. Селения аш-Шикк и Натат приходились на долю мусульман, а селение аль-Катиба было поделено на пять частей — одна часть Аллаху, вторая — Пророку, третья — родственникам Пророка, сиротам, беднякам, женам Пророка, пятая — тем людям, которые помогли Пророку заключить договор о перемирии с жителями оазиса Фадак. Среди последних был Мухаййиса ибн Масуд, которому Пророк выделил тридцать мешков ячменя и тридцать мешков фиников. Хайбар был поделен между участниками похода в аль-Худайбию — кто участвовал в походе на Хайбар и кто не смог принять участие в этом походе. В походе на Хайбар не принял участия только один человек — Джабир ибн Абдаллах ибн Амр, но ему Пророк выделил такую же долю, как и участникам похода. Хайбар был разделен на две части: Вади ас-Сурайр и Вади Хасс. Селения Натат и аш-Шикк были разделены на восемнадцать частей, в том числе Натат — на пять частей и аш-Шикк — на тринадцать частей. Аш-Шикк и Натат были разделены на тысячу восемьсот равных долей. Число сподвижников, между которыми был поделен Хайбар, составило тысячу восемьсот человек — пеших и верховых. Пеших было тысяча четыреста, верховых — двести. Каждой лошади было выделено две доли, а всаднику — одна. Пешему воину полагалась одна доля. Каждые сто человек составляли группу (сотню) во главе с начальником. Всего было восемнадцать сотен.

(Иб н Хишам заметил, что в Хайбаре Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) выделил чистокровную арабскую лошадь, отвергнув непородистых лошадей.)

Али ибн Абу Талиб был главой сотни. Группы из ста человек возглавляли аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Тальха ибн Убайдуллах, Омар ибн аль-Хаттаб, Абд ар-Рахман ибн Ауф, Асим ибн Адий, Усайд ибн аль-Худайр, были сотни аль-Хараса ибн аль-Хазраджа, сотня Найма, сотня Бану Байада, сотня Бану Убайда, сотня Бану Харам из Бану Саламы, сотня Убайда ас-Сихама. (Ибн Хишам отметил, что его прозвали Убайд ас-Сихам — «Скупающий доли», потому что он в Хайбаре скупал доли других, а настоящее его имя — Убайд ибн Аус из Бану Хариса.) А также сотня Сайды, сотня племен Гифа-ра и Аслама, сотня ан-Наджжара, сотня Харисы, сотня Ауса.

Первой при разделе селения Натат в Хайбаре вышла стрела Зубайра ибн аль-Аввама — ему выпало на долю местечко аль-Хава и находящееся там пересохшее русло Вади ас-Сурайр. Второй вышла стрела Байады, третьей — стрела Усайда, четвертой — стрела Бану аль-Хариса ибн аль-Хазраджа, пятой — стрела Найма из Бану Ауф ибн аль-Хазрадж, Бану Музайана и их товарищей — из них был убит Махмуд ибн Маслама. Это — в Натате. Потом они спустились в аш-Шикк. Первой вышла стрела при жеребьевке Аси-ма ибн Адия и вместе с ней вышла стрела Пророка. Потом вышли стрелы Абд аль-Рахмана ибн Ауфа, Бану Сайды, ан-Наджжажа, Али ибн Абу Талиба, Тальхи ибн Убайдуллаха, племен Гифар и Аслам, Омара ибн аль-Хат-таба, две стрелы Саламы Бану Убайд и Бану Харам, потом Бану Хариса, Убайда ас-Сихама, потом стрела группы, состоящей из людей племени Джу-хайна и других находившихся в Хайбаре арабов. За ней последовала стрела Пророка, вышедшая вместе со стрелой Асима ибн Адия. Потом Пророк раздал добро аль-Катибы, т.е. Вади Хасс, своим родственникам, мусульманам и женщинам-мусульманкам. Посланник Аллаха выделил своей дочери Фати-ме двести мешков, Али ибн Абу Талибу — сто мешков, Усаме ибн Зайду — двести мешков и пятьдесят мешков финиковых косточек, Аише, матери верующих — двести мешков, Абу Бакру ибн Абу Кухафа — сто мешков, Аки-лу ибн Абу «Галибу — сто сорок мешков, Бану Джаафару — пятьдесят мешков, Рабиа ибн аль-Харис — сто мешков, ас-Салту ибн Махраме и двум его сыновьям — сто мешков, из них самому ас-Салту — сорок мешков, Абу Наабаке — пятьдесят мешков, Рокане ибн Абд Иазиду — пятьдесят мешков, Кайсу ибн Махраме — тридцать мешков, Абу аль-Касиму ибн Махмаре — сорок мешков, дочерям Убайды ибн аль-Хариса и его сыну аль-Хаси-ну ибн аль-Харису — сто мешков, сыновьям Убайда ибн Иазида — шестьдесят мешков, ибн Аусу ибн Махраме — тридцать мешков, Мистаху ибн Асасу и ибн Ильясу — пятьдесят мешков, Умм Румайсе — сорок мешков, Нуайму ибн Хинду — тридцать мешков, Бухаййане бинт аль-Харас — тридцать мешков, Уркайру ибн Абд Иазиду — тридцать мешков, Умм аль-Хакам бинт аз-Зубайр Абд аль-Мутталиб — тридцать мешков, Джумане бинт Абу Талиб — тридцать мешков, Умм аль-Аркам — пятьдесят мешков, Абд аль-Рахману ибн Абу Бакру — сорок мешков, Хасне бинт Джахш — тридцать мешков, Умм аз-Зубайр — сорок мешков, Дубаа бинт аз-Зубайр — сорок мешков, ибн Абу Хунайсу — тридцать мешков, Умм Талиб — сорок мешков, Абу Басре — двадцать мешков, Нумайлу аль-Кальби — пятьдесят мешков, Абдаллаху ибн Вахбу и двум его сыновьям — девяносто мешков, в том числе двум его сыновьям — сорок мешков, Умм Хабиб бинт Джахш — тридцать мешков, Амльку ибн Абда — тридцать мешков, женам своим — семьсот мешков.
(Ибн Хишам говорит: «Это были пшеница, ячмень, финики, косточки и другое; он раздавал их по мере потребностей людей в них. У Бану Абд аль-Мутталиб потребность в них была большая, потому и дал им больше, чем другим».)

Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) отдал своим женам из пшеницы Хайбара сто восемьдесят мешков, Фатиме, дочери Пророка(саллаллаху аляйхи ва саллям), — восемьдесят мешков, Усаме ибн Зайду — сорок мешков, аль-Микдару ибн аль-Асваду — пятнадцать мешков, Умм Румайсе — пять мешков. Засвидетельствовали Осман ибн Аффан и Аббас и было подтверждено письменно.

Мне рассказал Салих ибн Кайсан со слов ибн Шихаба аз-Зухри, со слов Убайдуллаха ибн Абдаллаха ибн Утбы, который говорил: «Перед смертью Пророк завещал шесть вещей: завещал племени ар-Рихава сто мешков того, что они найдут в Хайбаре, роду ад-Дар — сто мешков того, что они найдут в Хайбаре, сабейцам — сто мешков того, что они найдут в Хайбаре, ошаритам — сто мешков того, что они найдут в Хайбаре. Завещал осуществить отправку Усамы ибн Зайда ибн Харису в Заиорданье и чтобы не было двух религий на Аравийском полуострове.


Дело Фадака в истории Хайбара

Когда Посланник Аллаха(саллаллаху аляйхи ва саллям) завершил дела в Хайбаре, Аллах вселил страх в сердца жителей Фадака после того, как они услышали, что произошло с жителями Хайбара. Они направили к Пророку своих посланцев, предлагая заключить перемирие с условием отдать ему половину Фадака. Посланцы их пришли к нему в Хайбаре или на пути, или же после возвращения в Медину. Пророк принял это условие. Фадак принадлежал Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям)полностью, потому что он был взят без боя — не пришлось гонять ни пеших, ни всадников.

Имена людей из Бану ад-Дар, которым Пророк завещал часть урожая Хайбара: Тамим ибн Аус; Нуайм ибн Аус, его брат; Иазид ибн Кайс; Арфа ибн Малик, его Пророк назвал именем Абд ар-Рахман; его брат Мурран ибн Малик.

Имена людей из Бану ад-Дар ибн Хани ибн Хабиб ибн Нумара ибн Лахм, пришедших к Пророку из Сирии, которым он завещал часть урожая Хайбара: Факих ибн Нуаман, Джабала ибн Малик, Абу Хинд ибн Барр, его брат ат-Таййиб ибн Барр, которому Пророк дал имя Абдаллах.

 


Конец истории Хайбара

Как мне рассказал Абдаллах ибн Абу Бакр, Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) посылал к жителям Хайбара Абдаллаха ибн Раваху, чтобы определить еще не собранный урожай, который должны были отдавать иудеи мусульманам. Он определял будущий урожай, и если ему говорили, что он поступил несправедливо, он отвечал, что они могут выбрать любую половину урожая. Иудеи говорили: «Это всё, что вырастили небо и земля». Абдаллах ибн Раваха был оценщиком урожая иудеев в течение одного года. Потом он был убит в местечке Мута. После Абдаллаха ибн Равахи определял урожай иудеев Хайбара Джаб-бар ибн Сах ибн Умаййа ибн Хариса.

Иудеи продолжали так жить, и мусульмане не видели ничего плохого с их стороны, пока иудеи не нарушили договор с Пророком и не напали на Абдаллаха ибн Сахля из Бану Хариса и убили его. Посланник Аллаха и мусульмане обвинили иудеев в его убийстве.

Мне рассказал аз-Зухри со слов Сахля ибн Абу Хаемы, рассказал мне также Башир ибн Йасар, вольноотпущенник Бану Хариса со слов Сахля ибн Абу Хаемы: «Абдаллах ибн Сахль был убит в Хайбаре. Он отправился туда вместе с группой людей за урожаем фиников и был найден в колодце со сломанной шеей. Его оттуда вытащили, похоронили, потом пришли к Пророку и рассказали ему об этом. К Пророку пришли брат убитого Абд ар-Рахман и вместе с ним два его двоюродных брата Хуваййиса и Мухаййиса — сыновья Масуда. Абд ар-Рахман был самым младшим из них по возрасту, но ответственным за кровную месть. Когда он пришел вместе с ними и стал говорить раньше своих двоюродных братьев, Посланник Аллаха перебил его и потребовал, чтобы говорил старший из них. Тогда Абд ар-Рахман замолчал, и разговор повели Хуваййиса и Мухаййиса. После них вступил в разговор Абд ар-Рахман. Они сообщили Пророку об убийстве их родственника. Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Назовите убийцу, а потом пятьдесят раз поклянитесь, тогда мы отдадим его вам!» Они ответили: «О Посланник Аллаха! Мы не можем клясться в том, чего мы не знаем». Пророк воскликнул: «А они поклянутся вам пятьдесят раз в том, что не убили его и не знают, кто его убил, и так оправляются от его крови». Они сказали: «О Посланник Аллаха! Мы не принимаем клятву иудеев — они неверные и их клятва недействительна». И Пророк отдал ему в виде выкупа сто своих верблюдиц. Сахль сказал: «Ей-богу, я не забуду молодую красную верблюдицу среди них, которая ударила меня, когда я уводил ее».
Мне рассказал Мухаммад ибн Ибрахим ибн аль-Харис ат-Тайми со слов Абд ар-Рахмана ибн Буджайда из Бану Хариса. Мухаммад ибн Ибрахим говорил: «Клянусь Аллахом, Сахль не знал больше, чем Абд ар-Рахман, но он был старше его по возрасту. Ей-богу, не так было дело, не то он говорил. Это ошибка без злого умысла. Пророк не заставлял их клясться в том, чего они не знали. Он написал письмо иудеям Хайбара, когда к нему обратились ансары, где говорил: «Среди ваших жилищ найден убитый, уплатите за него выкуп!» Они написали ему в ответ, поклявшись, что они его не убивали и не знают, кто его убил. Пророк сам уплатил за него выкуп.

Мне рассказал Амр ибн Шуайб такую же историю, что и Абд ар-Рахман ибн Буджайд, только он добавил, что Пророк написал: «Уплатите за него выкуп или вам будет объявлена война Аллахом». Они написали ему, поклявшись, что они его не убивали и не знают, кто его убил. Пророк сам уплатил за него выкуп.

А ибн Шихаба аз-Зухри спросил о том, как отдал Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) евреям Хайбара их пальмовые рощи с условием уплаты ими дани: отдал им их насовсем или отдал их им только в том году? Мне ибн Михаб сообщил, что Посланник Аллаха захватил Хайбар силой, после сражения. Хайбар стал добычей Пророка, и он, поделив его на пять частей, раздал мусульманам. После сражения жители Хайбара уехали из своих мест. Пророк позвал их обратно, говоря: «Если хотите, я отдам вам эти земли с условием, что вы будете их обрабатывать, а урожай поделим между нами».

Они согласились и на этих условиях обрабатывали финиковые пальмы. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) направлял Абдаллаха ибн Раваху к ним, чтобы разделить урожай и правильно оценить его до снятия. Когда Пророк умер, Абу Бакр оставил эти земли за ними на тех же условиях, что и Пророк до своей смерти. Потом Омар продолжал это некоторое время во время своего правления. Когда до Омара дошли слова Пророка, сказанные им перед смертью: «На Аравийском полуострове не должно быть двух религий», он стал проверять достоверность этих слов и, получив подтверждение, что их действительно произнес Пророк, Омар обратился к евреям со словами: «Аллах дал разрешение на ваш уход из этих земель. До меня дошли слова Посланника Аллаха, что на Аравийском полуострове не должно быть двух религий. У кого из евреев есть договор с Пророком, пусть приходит ко мне, и я исполню договор, с кем Пророк заключил договор, пусть готовится к отъезду. Таким образом Омар изгнал тех из них, с кем Пророк не заключил договор».
Мне рассказал Нафиа, вольноотпущенник Абдаллаха ибн Омара, со слов Абдаллаха ибн Омара, который говорил: «Я и Аз-Зубайр ибн аль-Аввам и аль-Микдад ибн аль-Асвад отправились к своим землям в Хайбаре, которые принадлежали нам по договору. Когда мы пришли туда, разошлись по своим участкам земли. Ночью на меня напали, когда я спал на своем ложе — у меня были вывернуты обе руки в локтях. Я стал звать на помощь двух своих приятелей. Они подошли ко мне и спросили: «Кто это сделал с тобой?» Я ответил, что не знаю. Они выправили мне руки и потом привели меня к Омару. Он сказал, что это дело рук иудеев, потом обратился к людям со словами: «О люди! Пророк вел дела с иудеями Хайбара с тем условием, что мы, когда захотим, можем их изгнать. Они напали на Абдаллаха ибн Омара и выкрутили ему руки. Вы знаете также об их нападении на ансара до него. У нас нет сомнений, что это сделали они. У нас там других врагов нет. У кого есть имущество в Хайбаре, пусть идут туда. Я изгоняю иудеев». Так он изгнал их.

Мне передал Абдаллах ибн Абу Бакр рассказ Абдаллаха ибн Макнафа из Бану Хариса. Он говорил: «Когда Омар изгнал иудеев из Хайбара, он поехал туда во главе мухаджиров и ансаров. Вместе с ним выехали Джаббар ибн Сахр ибн Умаййа ибн Ханса, который был оценщиком урожая и счетчиком жителей Медины, и Иазид ибн Сабит. Они двое и разделили земли Хайбара между владельцами на основе ранее распределенных участков. Омар ибн аль-Хаттаб земли Вади аль-Кура распределил следующим образом: Осману ибн Аффану — доля, Абд ар-Рахману ибн Ауфу — доля, Омару ибн Абу Саламе — доля, Амиру ибн Абу Рабиа — доля, Амру ибн Сураке — доля, Ушайлу — доля, Бану Джафар — доля, Муайкибу — доля, Абдаллаху ибн аль-Аркаму — доля, Абдаллаху и Убайдуллаху — две доли, ибн Абдаллаху ибн Джахшу — доля, ибн аль-Букайру — доля, Муатамиру — доля, Зайду ибн Сабиту — доля, Убаййю ибн Каабу — доля, Муазу ибн Афра — доля, Абу Тальхе и Хасану — доля, Джаббару ибн Сахру и Джабиру ибн Абдаллаху ибн Рийа-бу — доля, Малику ибн Саасаа и Джабиру ибн Абдаллаху ибн Амру — доля, ибн Худайру — доля, ибн Сааду ибн Муазу — доля, Саламе ибн Салля-ме — доля, Абд ар-Рахману ибн Сабиту и Абу Шурайку — доля, Абу Аб-су ибн Джабру — доля, Мухаммаду ибн Масламе — доля, Ибаде ибн Тари-ку — доля, Джабру ибн Атику — половина доли, двум сыновьям аль-Харса ибн Кайса — половина доли, ибн Хазаме и ад-Даххаку — доля. Это всё, что нам рассказали о деле Хайбара и Вади аль-Кура и их разделе.


This post has been viewed 1421 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Предмет: Сиратун Ннабий – 3й год

  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2021 — Madrasah2.ru