ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

УРОК 33 (для 3 курса)

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ПРИЕЗД ДЖАФАРА ИБН АБУ ТАЛИБА ИЗ ЭФИОПИИ

Ибн Хишам рассказывает: «Суфьян ибн Уайна говорил со слов аль-Аджалаха, передавшего ему рассказ аш-Шуабия, что Джафар ибн Абу Талиб пришел к Посланнику Аллаха в день завоевания Хайбара. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) поцеловал его между глаз, прижал к себе и сказал: «Я не знаю, чему больше радоваться мне: захвату Хайбара или приезду Джафара?»
Ибн Исхак передал: «На земле Эфиопии проживали сподвижники Посланника Аллаха. За ними к Негусу был послан Амр ибн Умаййа ад-Дамри, который, погрузив их на два корабля, привез к Пророку, когда он находился в Хайбаре после похода на аль-Худайбию». Ниже следуют имена этих сподвижников.

Из Бану Хашим ибн Абд Манаф: Джафар ибн Абу Талиб, вместе с ним его жена Асма, дочь Умайса, его сын Абдаллах ибн Джафар, которого она родила в Эфиопии; Джафар был убит в Муте на земле Сирии, будучи во главе войска Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям).
Из Бану Абд Шамс ибн Абд Манаф: Халид ибн Сайд ибн аль-Ас, вместе с ним его жена Умайна бинт Халаф ибн Асад, сын Сайд ибн Халид и дочь Амат бинт Халид, которых она родила на земле Эфиопии; Халид был убит в Мардж ас-Суффаре на земле Сирии во время правления халифа Абу Бакра ас-Сиддика; его брат Амр ибн Сайд ибн аль-Ас, вместе с ним была его жена Фатима бинт Сафван, она умерла на земле Эфиопии; Амр был убит в Аджнадине на земле Сирии в период правления Абу Бакра.
Муайкиб ибн Абу Фатима, хранитель мусульманской казны при Омаре ибн аль-Хаттабе, он принадлежал семейству Сайда ибн аль-Аса; Абу Муса аль-Ашари Абдаллах ибн Кайс.
Из Бану Асад ибн Абд аль-Узза ибн Кусай: аль-Асвад ибн Науфаль ибн Хувайлид.
Из Бану Абд ад-Дар ибн Кусай: Джахм ибн Кайс ибн Абд Шурахбиль, вместе с ним два его сына: Амр ибн Джахм и Хузайма ибн Джахм; вместе с ним была его жена Умм Хармала, дочь Абд аль-Асвада, она умерла в Эфиопии.

Из Бану Зухра ибн Килаб: Амир ибн Абу Ваккас и Утба ибн Масуд.

Из Бану Тайм ибн Мурра ибн Кааб: аль-Харс ибн Халид ибн Сахр, вместе с ним была его жена Рабта бинт аль-Харс ибн Джубайла, которая умерла на земле Эфиопии.

Из Бану Джумах ибн Амр ибн Хусайс: Осман ибн Рабиа ибн Ухбан.

Из Бану Сахм ибн Амр ибн Хусайс: Махмийа ибн аль-Жази, их союзник из Бану Зубайд, Пророк назначал его ответственным за пятую часть добычи, выделяемую на нужды мусульман.

Из Бану Адий ибн Кааб ибн Луай: Маамар ибн Абдаллах ибн Надла.

Из Бану Амир ибн Луай ибн Галиб: Абу Хатаб ибн Амр ибн Абд Шамс; Малик ибн Рабиа ибн Кайс ибн Абд Шамс вместе с женой Амра бинт ас-Саади.

Из Бану аль-Харс ибн Фахр ибн Малик: аль-Харс ибн Абд Кайс ибн Аакит.

Негус погрузил на корабли также жен мусульман, умерших в Эфиопии. Общее число мусульман, которых Негус отправил на двух кораблях вместе с Амром ибн Умаййа и которые пришли к Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям), было шестнадцать человек.

Общее число тех, кто не принял участия в битве при Бадре и не пришел к Посланнику Аллаха в Мекку, кто приехал после этого и кого не посадил Негус на те два корабля, было тридцать четыре человека.

Ибн Исхак назвал имена умерших в Эфиопии мусульман, их умерших и родившихся там детей.

Ибн Исхак сказал: «Когда Посланник Аллаха вернулся в Медину из Хайбара, пробыл там в течение месяцев рабиа аль-авваль, рабиа ас-сани, джумада аль-ула, джумада аль-ахира, раджаб, шаабан, рамадан, шавваль, направляя при этом свои вооруженные отряды в различные районы Аравийского полуострова».


Малый хадж в Мекку

Потом Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) отправился в паломничество вместо того паломничества, которое ему не дали совершить курайшиты. (Ибн Хишам сказал: «Главой Мекки он назначил Увайфа ибн аль-Адбата».) Оно называется Умрат аль-Ки-сас, т. е. «Паломничество возмездия, или возмещения», потому что курайшиты воспрепятствовали Посланнику Аллаха совершить паломничество в священном месяце зу аль-каада в шестом году, и он решил отплатить им тем же. Он вошел в Мекку в священном месяце зу аль-каада в седьмом году хиджры, т. е. в том же самом месяце, в котором ему не дали совершить паломничество. До нас дошли слова ибн Аббаса, который говорил, что Аллах ниспослал об этом аяты из Корана, начинающиеся словами: «И святыни — возмездия…»

Вместе с Пророком (саллаллаху аляйхи ва саллям) отправились в паломничество те же мусульмане, которым вместе с ним не дали совершить паломничество в предыдущем году. Узнав об этом, жители Мекки отвернулись от него. Курайшиты стали между собой говорить, что Мухаммад и его сподвижники находятся в затруднении, в бедственном положении.

Мне рассказал верный человек со слов Ибн Аббаса: «Курайшиты выстроились у дома собраний, чтобы посмотреть на него и сподвижников. Когда Пророк вошел в мечеть, закинул полу своей одежды на левое плечо, так что правая его рука обнажилась, потом воскликнул: «Аллах проявил милость свою и показал им силу свою». Потом он приложился к одному из углов Каабы и побежал вокруг Каабы; за ним побежали и его сподвижники. Когда Кааба скрыла его от их глаз, он прикоснулся к йеменскому (южному) углу Каабы, дальше шел шагом, пока не коснулся угла, где висит Черный камень. Так он обежал вокруг Каабы три раза, а остальные обхождения совершил шагом. Ибн Аббас говорил: «Люди думали, что они не должны совершать все эти действия, потому что Пророк совершил все эти обряды для курайшитов. Однако, совершая прощальное паломничество, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям)  сделал эти действия обязательными, и в дальнейшем все это стало законом».

Абдаллах ибн Абу Бакр мне рассказывал, что когда Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) в тот раз входил в Мекку для совершения паломничества, Абдаллах ибн Раваха вел верблюдицу Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) за недоуздок и декламировал стихи: «О, Боже! Я верую в его слова.

Когда ему подчиняюсь — я подчиняюсь самому Аллаху. Мы с вами за утверждение значений Корана, Так же, как сражались с вами тогда, Когда Коран был только что ниспослан».

Мне рассказали Абан ибн Салих и Абдаллах ибн Абу Нуджайх со слов Ита ибн Абу Раббаха и Муджахида ибн аль-Хаджжажа, со слов ибн Аббаса, что Посланник Аллаха во время этой поездки женился на Маймуне бинт аль-Харс, будучи одет в наряды паломника. Ее выдал за него замуж аль-Аб-бас ибн Абд аль-Мутталиб.

(Ибн Хишам сообщает, что Маймуна поручила решать это дело сестре своей Умм аль-Фадлу, которая была замужем за аль-Аббасом. Умм аль-Фадл передала это поручение аль-Аббасу, и он выдал ее замуж за Пророка в Мекке, получив за нее калым от Пророка в четыреста дирхамов.)

Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) находился в Мекке в течение трех дней. На третий день к нему пришел Хувайтиб ибн Абд аль-Узза во главе группы курайшитов. Курайшиты поручили ему вывести Пророка из Мекки. Ему сказали: срок твой истек, и уходи от нас. Пророк им в ответ сказал, что он женился на курайшитке и хочет отпраздновать свадьбу вместе с ними, пригласил их на свадьбу. Но курайшиты отказались прийти на свадьбу и потребовали ухода Пророка из Мекки. Пророк выехал из Мекки, поручив Маймуну своему вольноотпущеннику Абу Рафиа, который и привез ее в местечко Сариф, где вошел к ней Пророк. Потом Пророк уехал в Медину в месяце зу аль-хиджа.

Ибн Хишам сказал: «Как мне рассказал Абу Убайда, Аллах ниспослал Пророку следующие аяты: «Аллах исполнил свое обещание, данное посланнику своему в сновидении: «Войдете в запретную мечеть, с позволения Аллаха, в безопасности, обрившие головы или постригшиеся: и у вас не будет страха». Он знает, что вы не знаете. Кроме этого Он определил близкую победу» (48:27), т. е. Хайбар.


Поход на Муту

Ибн Исхак сказал: «В Медине Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) находился в течение оставшихся дней месяца зу аль-хиджа (паломничество в этот раз возглавили язычники), месяцы аль-мухаррам, сафар, рабиа аль-авваль, рабиа ас-сани, а в месяце джумада аль-ула направил в Сирию вооруженный отряд, который был разбит в Муте (название местности в Иордании).

Мне рассказал Мухаммад ибн Джафар ибн аз-Зубайр со слов Урвы ибн аз-Зубайра, который говорил: «Посланник Аллаха направил отряд в Муту в месяце джумада аль-ула в восьмом году хиджры. Главным назначил Зайда ибн Харису, говоря, если погибнет Зайд, то во главе людей будет Джафар ибн Абу Талиб, а если будет убит Джафар, то Абдаллах ибн Раваха будет возглавлять людей. Люди подготовились и собрались выступить — их было три тысячи человек. Настало время выступления в поход, и люди стали провожать, приветствовать и прощаться с эмирами Посланника Аллаха, желая им победы. Среди военачальников Пророка(саллаллаху аляйхи ва саллям) был и Абдаллах ибн Раваха, который, когда с ним стали прощаться, заплакал. Его спросили: «Отчего ты плачешь, о ибн Раваха?» Ответил: «Клянусь Аллахом, не из-за любви к этой жизни и не от желания остаться с вами! Но я услышал, как Посланник Аллаха читал аят из Книги Аллаха, где говорится об аде: «Из вас ни одного не будет, который бы не вошел в него: у Господа твоего это уже решенное постановление» (19:71). Но я не знаю, как выйду из этого ада!» Мусульмане сказали: «Да сопутствует вам Аллах и да защитит вас и вернет вас к нам в добром здравии!» Тогда Абдаллах ибн Раваха произнес стихи:

«Но я прошу Всемилостивого простить меня,
А также широкого удара, с обильной кровью
Или же удара моими горячими руками,
Держащими копье, проникающее во внутренности и печень,
Чтобы говорили, проходя мимо моей могилы:
«Наставил его Аллах на путь правильный,
И был он хорошим воином!»
Люди приготовились к отъезду, и тогда Абдаллах ибн Раваха подошел к Пророку, попрощался с ним и произнес стихи:

«Аллах подтвердил хорошее, когда послал тебя,
Так же, как и Муса, и тем же подтверждением.
Я разглядел в тебе добро — милость божью.
Аллах знает, что я хорошо вижу.
Ты — Пророк, а кто будет лишен милости божьей
И лика Его, судьба обойдется с ним дурно».

Потом люди выехали, а Пророк их провожал. Когда Пророк, попрощавшись с людьми, ушел, Абдаллах ибн Раваха продекламировал:
«Мир тому, с которым я попрощался
В Пальмовой роще — лучшему провожатому и любимому».

Они отправились в поход и, дойдя до места под названием Маан в Сирии, остановились. Люди узнали, что Геракль остановился в местечке под названием Мааб на земле аль-Балька во главе ста тысяч византийцев. К ним примкнули еще сто тысяч человек из Лахм, Джузам, аль-Иакин, Бахва и Ба-лан, которых возглавлял человек из Балан, потом из Ираши по имени Малик ибн Зафила. Узнав об этом, мусульмане простояли в Маане два дня, думая, как им поступить. Люди предлагали написать Пророку письмо и сообщить ему о численности войск противника, чтобы прислал дополнительное число людей или приказал вернуться. Тогда людей подбодрил Абдаллах ибн Раваха, говоря: «О люди! Вы пошли воевать и умереть за веру. Мы с ними будем воевать не числом, не силой, а верой своей, которая снизошла на нас от Аллаха. Идите! Перед вами только два добрых пути: победа или смерть за веру. Люди сказали: «Ей-богу, ибн Раваха прав».

Когда мусульмане подошли к границам аль-Балька, их встретил отряд Геракля из византийцев и арабов в одном из селений аль-Балька под названием Машариф. Потом противник приблизился, и мусульмане подошли к селению под названием Мута. У этого селения и произошло сражение. Мусульмане подготовились к бою: их правый фланг возглавил человек из Бану Узра по имени Кутба ибн Катада, а левый фланг — один из ансаров по имени Абайа ибн Малик. Потом обе стороны сошлись, и началось сражение. Зайд ибн Хариса сражался со знаменем Пророка в руке, пока не был убит ударом копья византийцев. Потом знамя взял Джафар. Он сражался со знаменем в руке, в пылу боя был сбит с коня, а конь ранен, но продолжал сражаться с противником, пока не был убит. Джафар был первым мусульманином, перебившим ноги своему коню с решимостью сражаться пешим.

Мне рассказал Иахья ибн Аббад ибн Абдаллах ибн аз-Зубайр со слов своего отца Аббада. Он сказал: «Мне рассказал отец, воспитавший меня. Он говорил: «Когда был убит Джафар, знамя взял Абдаллах ибн Раваха, потом выступил вперед на своем коне со знаменем в руке, стал сам себя ободрять, стараясь преодолеть свой страх и колебания. Он произнес следующие стихи:

«Клянусь, о Душа моя, ты пойдешь вперед,
Если не захочешь, то заставлю я тебя.
Вот люди кричат уже и вопят!
Ты что — не хочешь попасть в рай?
Ведь ты так долго был в блаженстве!
Ты ведь лишь капля воды из большого бурдюка!»

Он также декламировал:
«О Душа! Даже если ты не будешь убита — потом умрешь.
Вот уже приблизился жар смерти.
Что ты хотела, то и получила.
Сделай то, что сделали они оба, и ты станешь праведным!»
Он имел в виду двух своих приятелей — Зайда и Джафара. Потом сошел с коня. К нему подошел его двоюродный брат с куском мяса на косточке и сказал: «Укрепи вот этим свою решимость. Тебе выпала такая судьба». Он взял этот кусок, откусил и тут услышал звуки поражения своих людей. Воскликнув: «Ты еще в этом мире!», бросил мясо, взял свой меч, выступил вперед и сражался до тех пор, пока не был убит.

Потом взял знамя Сабит ибн Аркам из племени Бану аль-Аджлан и сказал: «О мусульмане! Выберите главой одного из вас!» Они сказали: «Ты!» Он ответил: «Я не буду!» Тогда люди выбрали Халида ибн аль-Валида. Взяв знамя, он отразил атаку византийцев, заставил их отступить, потом сам отошел вместе с людьми.

После гибели мусульман Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) — как мне передали — сказал: «Знамя взял Зайд ибн Хариса и сражался со знаменем в руке, пока не был убит и погиб смертью мученика за веру; потом взял знамя Джафар и сражался со знаменем в руке, пока не был убит и погиб смертью мученика». Потом Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) умолк. И тут изменились лица ансаров: они подумали, что Абдаллах ибн Раваха чем-то провинился. Затем он произнес: «Потом поднял его Абдаллах ибн Раваха и сражался со знаменем в руке, пока не был убит и погиб смертью мученика». Далее продолжал: «Они вознесены в рай, где ложи сделаны из золота. Я видел в ложе Абдаллаха ибн Раваху. Его ложе стоит чуть в стороне от ложа двух его приятелей. Я спросил: «Отчего же?» Мне сказали: «Они оба пошли сразу, а Абдаллах несколько заколебался и потом только пошел».

Рассказал мне Абдаллах ибн Абу Бакр со слов Умм Иссы из племени Ху-заа, со слов Умм Джафара, дочери Мухаммада ибн Джафара, со слов своей бабушки Асмы бинт Умайса. Асма рассказывала: «Когда погибли Джафар и его спутники, я пришла к Посланнику Аллаха. Перед этим я выделала сорок кож, замесила тесто, тщательно вымыла детей, смазала их маслом, почистила. Пророк саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Приведи мне детей Джафара». Я их привела к нему. Он их понюхал и прослезился. Я спросила: «О Посланник Аллаха! Ты мне дорог,как отец и мать! Почему ты плачешь? Может, что-то случилось с Джафаром и его спутниками?» Ответил: «Они погибли сегодня». Я начала громко плакать. Ко мне прибежали люди. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Не забудьте приготовить пищу для семьи Джафара — они переживают утрату своего хозяина!»
Мне рассказал Абд ар-Рахман ибн аль-Касим ибн Мухаммад со слов своего отца, со слов Аиши, жены Пророка. Аиша говорила: «Когда пришел человек с вестью о гибели Джафара, мы увидели на лице Пророка печаль. К нему вошел человек и сказал: «О Посланник Аллаха! Женщины нас замучили — они волнуются». Пророк велел ему вернуться к ним и успокоить их. Он ушел и снова вернулся к Пророку с тем же сообщением. Аиша говорит, что, видимо, его семья переусердствовала в оплакивании. Пророк велел этому человеку: «Иди и заставь их замолчать. Если не перестанут, то заткни им рты землей». Я в душе воскликнула: «Упаси Аллах! Да не покинет тебя Аллах, не повинуйся ты Посланнику Аллаха!» Я знала, что он не сможет заткнуть им рты землей».

Большинство участников сражения тогда было из Бану Саалаба, из племени Хадас. Они недолго продолжали сражаться, поскольку Халид увел людей и привел их назад.

Мне рассказал Мухаммад ибн Джафар ибн аз-Зубайр со слов ибн аз-Зубайра, который говорил: «Когда они подошли к окраине Медины, их встретили Пророк и мусульмане. Навстречу им выбежали дети. Пророк выехал верхом вместе с людьми. Он сказал: «Возьмите детей и посадите их вместе с собой! Дайте мне сына Джафара!» Привели Абдаллаха, он взял его и посадил перед собой. Люди стали бросать в армию землю, говоря: «О беглецы! Вы отступили от пути Аллаха!» А Пророк возражал: «Они не отступили, а будут нападающими, если угодно Аллаху!»

Рассказал мне Абдаллах ибн Абу Бакр со слов Амира ибн Абдаллаха ибн аз-Зубайра, со слов членов семьи аль-Харса ибн Хишама, со слов Умм Са-ламы, жены Пророка. Умм Салама спросила жену Саламы ибн Хишам ибн аль-Ас ибн аль-Мугира: «Почему я не вижу Саламу на молитве вместе с Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям) и мусульманами?» Ответила: «Ей-богу, он не может выйти из дома. Как только выйдет из дома, люди начинают кричать на него: «О беглец, вы отступили от пути Аллаха!» Он сидит у себя в доме и не выходит».

Ибн Хишам добавляет, что аз-Зухри говорил: «Мусульмане выбрали своим предводителем Халида ибн аль-Валида, и тогда Аллах послал им спасение. Он был их предводителем до тех пор, пока не привел их к Пророку».

Ибн Исхак приводит стихи, сочиненные во время оплакивания погибших сподвижников Пророка в Муте. Ибн Исхак и ибн Хишам перечисляют также имена погибших — их было всего четырнадцать человек.


This post has been viewed 1499 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Предмет: Сиратун Ннабий – 3й год

  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2021 — Madrasah2.ru