29.03.2024

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ПРОПОВЕДЬ ПОСЛАННИКА АЛЛАhА
(салляллаху аляйхи ва саллям)

Затем Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) продолжил совершение паломничества. Он показал людям, как нужно совершать паломничество, его места и обряды, выступил перед людьми с проповедью, разъяснил им некоторые вопросы. Он славил Аллаха и благодарил, потом сказал: «О люди! Слушайте мои слова! Может быть, я уже не встречусь с вами больше никогда на этом месте. О люди! Ваша кровь и ваше достояние — священны [запретны] до встречи с Господом вашим, как священны для вас этот день и этот месяц. Вы встретитесь с Господом вашим, и Он спросит вас о ваших делах. Я уже объяснил вам. Пусть тот, кому вы доверили что-либо [вещь, отдаваемая на хранение, заклад], вернет его тому, кто ему доверился, — всякое ростовщичество запретно. Но ваше имущество принадлежит вам — не притесняйте других, тогда и вас не будут притеснять. Аллах решил, что ростовщичества не должно быть. Все проценты Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба отменяются. Кровь, пролитая во времена язычества, не подлежит отмщению. Первая кровь, которую я отменяю, это кровь ибн Рабиа ибн аль-Хариса ибн Абд аль-Муггалиба. Он был на воспитании у Бану Лайс, и его убили люди из племени Хузайль. Это первая кровь, пролитая во времена невежества [язычества], с которой я начинаю.
О люди! Шайтан теряет надежду на то, что когда-нибудь ему будут поклоняться на этой земле. Но если все же вы ему будете послушны в других делах, то он будет доволен вашими дурными делами. Берегите от него вашу религию! О люди! Перевод времени — это увеличение неверия. Этим вводятся в заблуждение те, кто не верует — они в один год объявляют месяц дозволенным, незапретным, а в другой год — запретным и нарушают тем самым установленное Аллахом число. Они объявляют не запретными месяцами те, которые Аллах объявил запретными, и объявляют запретными те месяцы, которые Аллах объявил не запретными. Время движется так же, как и в тот день, когда Аллах создал небеса и землю. Число месяцев у Аллаха — двенадцать, из них четыре запретные: три месяца последовательно и месяц рад-жаб, почитаемый племенем Мадар, который приходится на время между месяцами джумада и шаабан.
О люди, наставляю вас соблюдать права ваших женщин и бояться Аллаха. Вы берете себе женщин как аманат (доверенное) Аллаха и делаете их честь дозволенной для себя, клянясь именем Аллаха. Вы имеете над женщинами определенные права, и они имеют над вами определенные права. Вы имеете право требовать у ваших женщин, чтобы они без вашего разрешения не впускали в ваши дома никого. Если же они будут впускать в дома ваши кого-то без вашего разрешения, вы можете, чтобы образумить их, слегка побивать их]. Женщины имеют право требовать от вас одежду, еду и жилье.

Я оставил вам ясное указание, Книгу Аллаха, Сунну Его пророка — и если будете придерживаться их, то вы никогда не ошибетесь.

О люди! Слушайте мои слова, внемлите им! Знайте, что каждый мусульманин — брат мусульманина, и все мусульмане — братья! Разрешается человеку брать от брата своего только то, что он дает ему по доброй воле, и не обижайте самих себя. Поняли вы мои слова?»
Мне говорили, что люди кричали в ответ: «Конечно, да!» Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям)восклицал: «О Боже! Будь свидетелем!»

Рассказал мне Яхья ибн Аббад ибн Абдаллах ибн аз-Зубайр со слов своего отца Аббада, который говорил: «Человеком, повторяющим громким голосом слова Посланника Аллаха(саллаллаху аляйхи ва саллям), находившегося на горе Арафат, чтобы услышали все люди, был Рабиа ибн Умаййа ибн Халаф. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)ему говорил: «Кричи: «О люди! Посланник Аллаха спрашивает: «Знаете ли вы, какой сейчас месяц?» Он кричит эти слова людям, а они отвечают ему: «Запретный месяц». Пророк говорит ему: «Кричи им: «Аллах объявил запретным вашу кровь и ваше достояние до того, как вы встретитесь с Господом вашим, подобно тому, как является запретным этот месяц». Потом говорил: «Скажи: «О люди! Посланник Аллаха спрашивает: «Знаете ли вы, какая это страна?» Рабиа прокричит эти слова, а люди отвечают: «Запретная страна». Пророк говорит: «Скажи им: «Аллах объявил запретным вашу кровь и ваше достояние до того, как вы встретитесь с Господом вашим, подобно тому, как является запретной эта ваша страна». Затем говорит: «Скажи: «О люди! Посланник Аллаха спрашивает: «Знаете ли вы, какой сейчас день?» Рабиа прокричит эти слова, а люди кричат в ответ: «Великий хадж». Пророк говорит: «Скажи им: «Аллах объявил запретным вашу кровь и ваше достояние до того, как вы встретитесь с Господом вашим, подобно тому, как является запретным этот день».

Рассказал мне Лайс ибн Абу Сулайм со слов Шухра ибн Хаушаба аль-Ашари, со слов Амра ибн Хариджи, который говорил: «Аттаб ибн Усайд послал меня к Пророку(саллаллаху аляйхи ва саллям) по делу. А Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям)стоял на горе Арафат. Я сообщил ему. Потом я встал под верблюдицей Посланника Аллаха так, что ее слюна капала на мою голову. Я слышал, как он говорил: «О люди! Аллах даровал каждому его право; не должно завещание отменять право наследника, дети принадлежат тому, у кого они родились, а развратница будет побита камнями. Кто претендует на чужого отца или на чужих родственников — ему проклятия Аллаха, ангелов и всех людей, и Аллах не примет от него ни возмещения, ни оправдания».

Рассказал мне Абдаллах ибн Абу Нуджайх, что Посланник Аллаха(саллаллаху аляйхи ва саллям), когда стоял на горе Арафат, объявил: «Это место [возвышение, на котором он стоял] и вся гора Арафат — место предстояния». Стоя на горе аль-Муздалифа возле места Кузаха, он объявил: «Это место и вся аль-Муздалифа — место предстояния». Потом, совершив жертвоприношение в Мине, он сказал: «Это место жертвоприношения и вся Мина — место для жертвоприношения». Совершая паломничество, Пророк показал паломникам их обряды, учил их тому, что вменил Аллах в обязанность паломников: места предстояния, бросания камней, обхождение вокруг Каабы, что им разрешено во время совершения паломничества и что запрещено. Это было паломничество разъяснительное и прощальное, ибо после этого Посланник Аллаха уже больше не совершил паломничества.

Поход Усамы ибн Зайда в Палестину

Потом Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям)вернулся и находился в Медине в оставшиеся дни месяца зу аль-хиджжа, в месяцы аль-мураррам и сафар. Он велел людям собраться в экспедицию в Сирию. Главным над ними назначил Усаму — сына Зайда ибн Харисы, своего вольноотпущенника, велев ему достичь на конях границ аль-Балька и ад-Дарум на территории Палестины. Люди подготовились. Вместе с Усамой ибн Зайдом были и первые мухаджиры.

Послы Пророка к царям и королям

Ибн Хишам передал: «Посланник Аллаха направил к царям послами своих сподвижников и написал им письма, призывая их принять ислам».

Рассказал мне человек, которому я доверяю, со слов Абу Бакра аль-Хузали, который говорил: «Мне рассказали, что Посланник Аллаха вышел к своим сподвижникам в один из дней после совершения хаджа вместо того хаджа, от которого его удержали в аль-Худайбии, и сказал: «О люди! Аллах послал меня как милость и всем, и не расходитесь во мнениях обо мне, подобно тому, как разошлись в мнениях апостолы об Исе, сыне Марьяма!» Сподвижники его спросили: «А как разошлись во мнениях апостолы, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Он призвал к тому, к чему я вас призвал. Тот, кого он послал в близкое место, был довольным и остался невредимым, а тот, кого он послал в далекое место, не захотел ехать туда, стал медлить. Иса пожаловался Аллаху, и все те, кто медлил, стали говорить на языке того народа, к которому он был послан».

Посланник Аллаха направил своих сподвижников послами к царям и написал письма, призывая их принять ислам. Он послал Дихью ибн Халифу к царю Византии; Абдаллаха ибн Хузайфу — к Хосрову Персии; Амра ибн Умаййу — к Негусу — королю Эфиопии; Хатиба ибн Абу Балтаа — к Мукаукису — королю Александрии; Амра ибн аль-Аса — к Джайфару и Иязу, сыновьям аль-Джулунди из Бану аль-Азд — к другим царям Омана; Салита ибн Амра — к Сумаме ибн Ксалу аль-Ханафи Хаузе ибн Али аль-Ханафи — царям аль-Иамамы; аль-Ала ибн аль-Хадрами послал к королю Бахрейна аль-Мунзиру ибн Сава аль-Абди; Шуджаа ибн Вахба — к аль-Харсу ибн Абу Шамру аль-Гассани — королю границ Сирии; Шуджаа ибн Вахба послал к Джабале ибн аль-Айхаму аль-Гассани; аль-Мухаджира ибн Абу Умаййу аль-Махзуми — к аль-Харсу ибн Абд Кулалю аль-Химьяри — царю Йемена.

Ибн Исхак передал: «Рассказал мне Йазид ибн Абд Хабиб аль-Мисри, что он нашел письменный документ, в котором содержатся имена людей, которых Пророк послал в соседние страны к царям арабов и неарабов, а также напутственные слова Пророка, сказанные им своим сподвижникам. Ибн Исхак рассказывает далее: «Я послал этот документ к Мухаммаду ибн Шихабу аз-Зухри, и он узнал его. В документе говорится, что Посланник Аллаха вышел к своим сподвижникам и сказал им: «Аллах послал меня как милость и всем: исполняйте мою волю и не расходитесь обо мне во мнениях, как разошлись во мнениях апостолы об Исе, сыне Марьям».

Походы и битвы, в которых принял участие Пророк

Общее число походов и битв, в которых принял участие Пророк, достигает двадцати семи. Это: поход в Ваддан, или в аль-Абва; затем поход в Бу-ват со стороны Радва; поход в аль-Ушайру в долине Ианбуа; первый поход в долину Бадр за Куразом ибн Джабиром; Великий поход в долину Бадр, во время которого были убиты видные курайшиты; поход против Бану Сулайм, когда дошли до аль-Кудра; поход в ас-Сувайк за Абу Суфьяном ибн Хар-бом; поход в Гатафан, который называется также походом в Зу Амарра; поход в Бахран Маадан в Хиджазе; битва при Ухуде; поход в Хамра аль-Асад; поход против Бану ан-Надир; поход в Зат ар-Рикаа в Нахле; последний поход в долину Бадр; поход в Думат аль-Джандаль; битва при аль-Хандак; поход против Бану Курайза; поход против Бану Лихьян из племени Хузайль; поход в Зу Карад; поход против Бану аль-Мусталик из племени Хузаа; поход в аль-Худайбию, когда Пророк не хотел воевать, но многобожники его отвергли; поход в Хайбар; для совершения обещанного паломничества; поход для завоевания Мекки; поход в Хунайн; поход в ат-Таиф; поход в Табук.

Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) сражался в девяти походах и битвах; в Бадре, при Ухуде, аль-Хандаке, в битвах против Бану Курайза и Бану аль-Мусталик, в Хайбаре, при завоевании Мекки, в Хунайне и ат-Таифе.

Экспедиционные отряды

Количество экспедиционных отрядов, отправленных Пророком(саллаллаху аляйхи ва саллям), составляет тридцать семь: экспедиция Убайды ибн аль-Хариса вниз от перевала аль-Мурра; затем поход Хамзы ибн Абд аль-Мутталиба к побережью Красного моря со стороны аль-Айс — некоторые люди ставят поход Хамзы перед походом Убайды; поход Саада ибн Абд Ваккаса в аль-Харрар; поход Абдаллаха ибн Джахша в Нахлу; поход Зайда ибн Харисы в аль-Караду; поход Мухаммада ибн Масламы против Кааба ибн аль-Ашрафа; поход Мар-сада ибн Абу Марсада аль-Ганави в ар-Раджиа; поход аль-Мунзира ибн Амра в район источника Мауна; поход Абу Убайды ибн аль-Джарраха в Зу аль-Кассу на пути в Ирак; поход Омара ибн аль-Хаттаба в Турбу на земле Бану Амир; поход Али ибн Абу Талиба в Йемен; поход Талиба ибн Абдаллаха аль-Кальби в аль-Кадид против Бану аль-Мулаввах.

Поход Талиба ибн Абдаллаха против Бану аль-Мулаввах

История эта такова. Иакуб ибн Утба рассказал мне со слов Муслима ибн Абдаллаха, со слов Джундуба ибн Мукайса. Джундуб рассказывал: «Посланник Аллаха отправил Талиба ибн Абдаллаха аль-Кальби во главе отряда, в составе которого был и я. Приказал ему совершить нападение на Бану аль-Мулаввах, которые были в аль-Кадиде, Мы выступили, и когда находились в Кудайде, встретили аль-Хариса ибн Малика (он же ибн аль-Барса) и схватили его. Он сказал: «Я пришел принять ислам, направляюсь к Посланнику Аллаха». Мы ему говорим: «Если ты мусульманин, то тебе не повредит, если мы тебя свяжем на ночь; а если не так, то тем самым мы обезопасим себя от тебя». Мы связали его веревками, потом оставили с ним одного из наших людей — черного — и сказали ему: «Если начнет на тебя нападать, отрежь ему голову!» Потом мы пошли дальше и дошли до аль-Кадида при закате солнца. Мы находились на стороне долины. Мои приятели послали меня к ним в качестве наблюдателя. Я ушел и, дойдя до холма, возвышающегося над местом расположения оседлых людей, поднялся на его вершину и стал наблюдать за оседлыми людьми. И вот я лежу, распластавшись, на холме и вижу, как один человек выходит из своего дома и говорит жене: «Я вижу на холме черное пятно, которого не было утром. Посмотри свою посуду, не исчезло ли что-нибудь. Может, собаки стащили что-то». Она посмотрела и сказала: «Нет, ничего не пропало, ей-богу». Тогда человек велел своей жене принести ему лук и две стрелы. Она принесла их. Он пустил одну стрелу. Она попала мне в бок. Я вытащил стрелу, положил ее, но остался на своем месте. Потом тот человек послал другую стрелу, и попала она мне в плечо. Я вытащил стрелу, положил ее, но не сдвинулся со своего места. Человек своей жене сказал: «Если бы это был наблюдатель, то он сдвинулся бы с места. В него попали обе мои стрелы. Утром пойди туда и забери стрелы, чтобы их не сжевали собаки!» Потом он зашел в дом.

Мы подождали, пока они успокоятся и заснут. На рассвете мы на них напали, убили их и увели скот. Их глашатай стал звать на помощь. На нас пошла толпа, которую мы не могли одолеть. Мы ушли со скотом. Когда проходили мимо ибн аль-Барса и человека, оставленного нами с ним, то взяли их с собой. Нас догнали люди из Бану аль-Мулаввах — нас разделяла от них только долина Кудайд. Тут Аллах послал на долину сильный поток — откуда пожелал Всемилостивый и Всесильный, ибо мы не видели ни тучи, ни дождя, сделал то, что никто не в силах одолеть. Никто не мог перейти поток. Они стояли и смотрели на нас, а мы уводили их скот — никто из них не мог перейти к нам. Мы подгоняли скот криками и оторвались от них — они не смогли нас догнать. Привели их скот к Посланнику Аллаха». Рассказал мне один человек из племени Аслам со слов другого человека из этого же племени, что боевым кличем сподвижников Пророка в ту ночь были слова: «Смерть! Смерть!»

Были также походы: Али ибн Абу Талиба против Бану Абдаллаха ибн Саада — жителей Фадака; Абу аль-Ауджа ас-Сулами в земли Бану Су-лайм, во время которого он сам и все его товарищи погибли; Уккаши ибн Михсана в аль-Гамру; Абу Саламы ибн Абд аль-Асада в Катану — водный источник Бану Асада со стороны Неджда; Мухаммада ибн Масламы из Бану Харис в аль-Карта на территории Хавазина; Башира ибн Саада ибн Мур-ры в Фадак; Башира ибн Саада в окрестности Хайбара; Зайда ибн Харисы в аль-Джумум на земле Бану Сулайм; Зайда ибн Харисы против племени Джузам на земле Хушайн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *